Задачи урока:
- знакомство с разделом «Синтаксис», повторение понятия «Предложение», отработка умения определять границы предложений;
- развитие памяти, мышления, внимания на уроке, устной и письменной речи;
- формирование навыков грамотного и каллиграфического письма;
- воспитывать аккуратность ведения тетрадей и любознательность.
Оборудование:
- Учебник «Русский язык» 3-ий класс, автор С.В.Иванов, тетради учащихся.
- Карта с изображением дерева с листьями – заданиями для детей.
Оформление доски: сверху посередине – тема урока, ниже слева – материал для чистописания, посередине – картина с изображением дерева с листьями, справа – стихотворение о листьях.
Ход урока
I. Оргмомент
II. Повторение изученного
- Вступительное слово учителя
У.- Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи !
На доске написано стихотворение:
Листья кленов пестрой стайкой
Тихо – тихо падают.
От реки притихшей веет
Легкою прохладою.
У.- Ребята, Как вы думаете, о каком времени года это четверостишие?
Д.- Это стихотворение об осени.
У.- Правильно!
(Открывается дерево, на котором висят последние разноцветные листья.)
У.- Эти листья не простые. На каждом листочке задание, которое надо выполнить.
За правильные ответы вы будете получать маленькие листочки.
Чей букет из листьев окажется пышнее?
- У.- Итак, срываем первый лист.
Вопросы: - Какая бывает речь ?
- Из чего состоит наша речь ?
- Из чего состоят предложения ?
- Из чего состоят слова ?
- Из чего состоят слоги?
(Дети устно отвечают)
У.- Вы правильно отвечали. Наше задание для минутки чистописания находится на следующем листочке.
- Чистописание. = Надо записать буквами эти звуки:
/п//р//э//д//л//а//ж//э//н//и//йэ/
1-стр.- Заглавную и рядом строчную буквы.
2-стр.- Строчные буквы в соединении.
У.- Давайте прочитаем, что у нас получилось?
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
III. Сообщение темы урока
У.- Правильно ! Вот оно и будет сегодня в центре внимания нашего урока.
С этого урока начинается изучение нового раздела, который называется «Синтаксис».
(Вывешивается на доску плакат с термином)
У.- «Синтаксис» - греческое слово, в переводе означает «составление», «построение».
Синтаксис изучает словосочетания, предложения, их виды, значение, то, как ведут себя слова в предложении, как при помощи предложений строится текст.
IV. Изучение нового
- (Срывает учитель 3-ий лист )
У.- Давайте повторим, что мы уже знаем о предложении.
Для этого на стр. 38-38 учебника выберите правильное и полное определение предложения. Почему?
Д.- Предложение состоит из слов и выражает законченную мысль.
У.- Упражнение № 1. = Сравните два столбика.
Как хорошо уметь читать! Горные читают спят как хорошо
Горные вершины спят во
тьме ночной.
У.- Есть ли смысл в том, что написано в правом столбике? Можно ли назвать это предложением, ведь оно состоит из слов?
(Ответы детей)
- (Срывает учитель 4-ий лист)
У.- Выполнение упр. № 2 (стр. 39)
Скоро взойдет над рекой и лесом веселое (солнце, облако). Все тогда засияет, все перемешается в осеннем темном (озере, лесу). Высоко поднимутся журавли. С высокого ясного (солнца, облака, неба) мы слышим их прощальные (разговоры, голоса).
У. - Вам нужно выбрать нужное слово из нескольких слов.
(Работа выполняется устно. Это же упражнение задается домашним заданием для письменного выполнения.)
Физминутка
- (Срывает учитель 5-ий лист)
У.- Работа с пословицами – упр.3 (стр. 39).
Что необходимо сделать, чтобы из слов каждой строчки получилось предложение?
Д.- Для восстановления пословиц нужно поставить слова не только в определенном порядке, но и в определенной форме.
Нет, цена, верному, друг
Мастер, дело, боится
Слово, слаще, ласковое, мед
Не вытащишь, и, рыбка, труд, без, пруд
Узнается, в, друг, беда
У.- Выполните это упражнение в парах.
(Дети вместе – попарно обсуждают, а потом записывают пословицы )
У.- Давайте проверим, что у вас получилось. Как вы понимаете смысл этих пословиц?
(Ответы детей)
V. Закрепление изученного материала
- (Срывает учитель 6-ий лист)
У.- Самостоятельная работа - упр.5. (с.40)
У.- Ребята, какие правила надо знать, чтобы правильно написать предложение?
Д.- Начало предложения пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка.
У.- В этом тексте 5 предложений. Самостоятельно найдите границы предложений и запишите их в тетрадь.
Когда я был маленький, меня отвезли жить к бабушке у бабушки над столом была полка на полке пароходик я такого никогда не видал он был совсем настоящий, только маленький.
(Учащиеся выполняют самостоятельно, затем проверяется задание учащимися-консультантами.)
VI. Итог урока
- (Срывает учитель 7-ий лист)
У.- Вот и упал с дерева последний лист с заданием. Зато на ваших партах лежат целые букеты осенних листьев. У кого же самый пышный букет?
(Выставление учителем оценок учащимся за урок)
У.- Наш урок мне хочется закончить такими стихами:
И послушно ветру вслед
Листья улетают.
Значит лета больше нет,
Осень наступает.