Урок русского языка в 3-м классе "Предложение и его смысл. Слова в предложении"

Разделы: Начальная школа


Задачи  урока:

  • знакомство  с  разделом  «Синтаксис»,  повторение  понятия   «Предложение»,  отработка  умения  определять  границы предложений;
  • развитие  памяти,  мышления,  внимания  на  уроке,  устной  и  письменной  речи;
  • формирование  навыков  грамотного  и  каллиграфического  письма;
  • воспитывать  аккуратность  ведения  тетрадей  и  любознательность.

Оборудование:

  1. Учебник «Русский  язык» 3-ий  класс, автор  С.В.Иванов, тетради  учащихся.
  2. Карта с  изображением  дерева  с  листьями – заданиями  для  детей.

Оформление  доски:  сверху  посередине – тема  урока,  ниже  слева – материал  для  чистописания,  посередине – картина  с  изображением  дерева  с  листьями, справа – стихотворение  о  листьях.

 

Ход  урока

I. Оргмомент

II. Повторение  изученного

  1. Вступительное  слово  учителя

У.- Давайте  улыбнемся  друг  другу, я  рада  вновь  видеть  ваши  лица, ваши  улыбки и  думаю, что  сегодняшний  день  принесет  нам  всем  радость  общения  друг  с  другом.  Успехов  вам  и  удачи !

Листик На  доске  написано  стихотворение:          

Листья  кленов  пестрой  стайкой
Тихо – тихо падают.
От  реки  притихшей  веет 
Легкою  прохладою.

У.- Ребята, Как  вы  думаете, о каком  времени года  это  четверостишие?

Д.- Это  стихотворение  об осени.

У.- Правильно!                                                           

(Открывается  дерево,  на  котором  висят   последние  разноцветные  листья.)

Дерево

 У.- Эти  листья  не  простые. На  каждом  листочке  задание, которое  надо  выполнить.

За  правильные  ответы  вы  будете  получать    маленькие  листочки.

Чей  букет  из  листьев  окажется  пышнее?       

  1. У.- Итак, срываем  первый  лист.

ЛистикВопросы: - Какая  бывает  речь ?

- Из  чего  состоит  наша  речь ?

- Из  чего  состоят  предложения ?

- Из  чего  состоят  слова ?

-  Из  чего  состоят  слоги?

(Дети  устно  отвечают)

У.- Вы  правильно  отвечали. Наше  задание  для  минутки  чистописания  находится  на  следующем  листочке.

  1. Чистописание. = Надо  записать  буквами  эти  звуки:           

/п//р//э//д//л//а//ж//э//н//и//йэ/

1-стр.- Заглавную  и  рядом  строчную  буквы.

2-стр.- Строчные  буквы  в  соединении.

У.- Давайте  прочитаем, что  у  нас  получилось?

ЛистикПРЕДЛОЖЕНИЕЛистик

III.  Сообщение  темы  урока

У.- Правильно ! Вот  оно  и  будет  сегодня  в  центре  внимания  нашего  урока.

С  этого  урока  начинается  изучение  нового  раздела, который  называется «Синтаксис».

(Вывешивается на  доску   плакат  с  термином)

У.- «Синтаксис» - греческое  слово, в переводе  означает «составление», «построение».

Синтаксис  изучает  словосочетания,  предложения,  их виды,  значение, то,  как ведут  себя  слова в  предложении,  как  при  помощи  предложений  строится  текст.

 

IV. Изучение  нового

  1. (Срывает  учитель  3-ий  лист )
Листик

У.- Давайте  повторим, что  мы  уже  знаем  о  предложении.

Для  этого  на  стр. 38-38  учебника  выберите  правильное и  полное  определение предложения. Почему?

  Д.- Предложение  состоит  из  слов  и  выражает  законченную  мысль.

У.- Упражнение № 1. = Сравните  два  столбика.

Как  хорошо  уметь  читать!                 Горные  читают  спят  как   хорошо
Горные  вершины  спят  во
тьме  ночной.

У.- Есть  ли  смысл  в  том,  что  написано  в  правом  столбике?  Можно ли  назвать  это  предложением,  ведь  оно  состоит  из  слов?

(Ответы  детей)

  1. (Срывает  учитель 4-ий  лист)
Листик

    У.- Выполнение  упр. № 2 (стр. 39)

Скоро взойдет  над  рекой  и  лесом  веселое  (солнце,  облако).    Все  тогда   засияет,  все  перемешается  в  осеннем  темном  (озере, лесу).   Высоко  поднимутся  журавли. С  высокого  ясного  (солнца, облака, неба)  мы  слышим  их  прощальные  (разговоры,  голоса).

У. - Вам  нужно  выбрать  нужное  слово  из  нескольких  слов.

(Работа  выполняется  устно.  Это же  упражнение  задается  домашним заданием  для   письменного  выполнения.)

Физкультура

 

Физминутка        

 

 

  1. (Срывает  учитель 5-ий  лист)
Листик

У.- Работа  с  пословицами – упр.3 (стр. 39).

Что  необходимо  сделать, чтобы  из  слов  каждой  строчки  получилось  предложение?

Д.- Для  восстановления  пословиц  нужно  поставить  слова  не  только  в  определенном  порядке, но и в  определенной форме.

Рыбы


Нет, цена,  верному,  друг
Мастер,  дело,  боится
Слово,  слаще,  ласковое, мед
Не  вытащишь,  и, рыбка,  труд,  без, пруд
Узнается,  в,  друг, беда


У.- Выполните  это  упражнение  в  парах.

(Дети  вместе – попарно  обсуждают, а потом  записывают  пословицы )

У.- Давайте  проверим, что  у вас  получилось.  Как  вы  понимаете  смысл  этих  пословиц?

(Ответы  детей)

V. Закрепление  изученного  материала

  1. (Срывает  учитель 6-ий  лист)

ЛистикУ.- Самостоятельная  работа - упр.5. (с.40)

У.- Ребята, какие  правила надо  знать, чтобы  правильно  написать предложение?

Д.- Начало  предложения  пишется  с  большой  буквы, в конце  предложения ставится  точка.

У.- В  этом  тексте 5 предложений. Самостоятельно  найдите  границы  предложений  и  запишите  их  в  тетрадь.

Когда  я  был  маленький,  меня  отвезли  жить  к  бабушке  у  бабушки  над  столом  была  полка  на  полке  пароходик  я  такого  никогда  не  видал  он  был  совсем настоящий,  только  маленький.

 (Учащиеся  выполняют  самостоятельно,  затем  проверяется  задание  учащимися-консультантами.)

 VI. Итог  урока

  1. (Срывает  учитель 7-ий  лист)

ЛистикУ.- Вот  и  упал  с  дерева  последний  лист  с  заданием. Зато  на  ваших  партах  лежат  целые  букеты  осенних  листьев.  У  кого  же  самый  пышный  букет?

(Выставление  учителем  оценок  учащимся  за  урок)

У.-  Наш  урок  мне  хочется  закончить  такими  стихами:

 

И  послушно  ветру  вслед
Листья  улетают.
Значит  лета  больше  нет,
Осень  наступает.