Стороны горизонта (6-й класс)

Разделы: География

Класс: 6


Цели  урока:
1. Образовательная: Изучить  новый  материал:  определение  сторон  горизонта  на  плоскости  и  азимута.
2. Развивающая: Развивать географическое  мышление  и   способность  применять  имеющиеся  знания  в  решении  новых  учебных задач.
3. Воспитательная: Развивать познавательный  интерес к  предмету,   внимательность,  наблюдательность.   Воспитывать  чувство  товарищество  и  помощи. 

Ход  урока.

1. Организационный  момент.

- Сегодня  у  нас  довольно  сложная,  но  очень  интересная  тема. Работы  очень  много.  Мы  должны  сегодня  успеть  почитать  сказку,  проверить  свою  внимательность и,  конечно,  поиграть.  И  что  бы  все  успеть,  надо  настроиться  на  хорошую  работу.

 2. Объяснение  нового  материала.

- А начнем  мы  с  самого  приятного.  Сейчас  я  вам  прочитаю  отрывок  одной  из  очень  известной  сказки. Узнайте  сказку.

Будур  подала  магрибинцу  кубок  вина,  в  которое  она  подсыпала  сонного  порошка.  Магрибинец  выпил  и  сразу  же  уснул. Алладин  вбежал  и  вытащил  лампу  из-за  пазухи.  Потер  ее  и  сейчас  же  появился  Маймун,  раб  лампы. «Что  прикажешь  хозяин?»--  спросил  Маймун. « Отнеси  дворец  на  прежнее место!»-- сказал  Алладин.  «А  что  сделать  с  ним?»--спросил  Маймун,  указывая  на  магрибинца. «А  пусть  идет  на  все  четыре  стороны,»--ответил  Алладин.  Через  мгновения  дворец  уже  стоял  напротив  дворца  султана.  Султан  встретил  их,  плача  от  радости.
Алладин  долго и  счастливо  жил  со  своей  Будур,  султаном  и  с  матерью.

- Что  же  это  за  сказка? А  о  каких  четырех  сторонах  идет  речь?  Правильно,  стороны  горизонта.( Презентация cлайд  №1)Это  тема  нашего  урока.  Открываем  тетради  и  записываем  тему  урока.  Давайте  с  ними  познакомимся.  (Презентация cлайд  №2)

( Учитель  показывает  и  объясняет,  а  учащиеся  рисуют  и  записывают  стороны  горизонта  в  тетради) 

3. Закрепление нового  материала.

- Давайте  теперь  поиграем  и  потренируемся  в  определении  сторон  горизонта.     (Презентация cлайд№ 3)  С  Чебоксарского  аэропорта  отправляются  рейсы  Чебоксары-  Сидней,  Чебоксары -  Лондон,  Чебоксары -  Рио- де – Жанейро,  Чебоксары-Тбилиси.  Какой  курс  должны  держать  пилоты,  что  бы  приземлиться  в данном  городе?
Ну  раз  мы  правильно  определили  стороны  горизонта,  можно  и  прогуляться  по  городу  и  полюбоваться  достопримечательностями.

 ( Учащиеся  записывают  объект  и  сторону  горизонта)

 А  вы  хотите  побывать  в  этих  городах?  А  какой  город  вы  бы  предпочли?  Почему?
- А  теперь  проверим.   Поднимите  руки  у  кого  правильно.  Молодцы!

Физкультминутка.

4.Объяснение  нового  материала.

-  Каждая  сторона  горизонта  имеет  не  только  свое  название,  но  и  цифровое  значение--  азимут.  Что  же  такое  азимут?  Открываем  учебники  на  стр.  15,  и  прочитаем  определение  азимута. А  сейчас  их  обозначим  на  вашем  первом  рисунке.  (Презентация cлайд  №4)

(Учитель  объясняет  и   показывает  на  слайде  азимут  сторон  горизонта,  а  учащиеся  записывают  их  в  тетради.)

5. Закрепление  пройденного  материала.

- А  теперь  проверим  вашу  внимательность. Оставив, с  верху  5  см.  в середине  листа  поставьте  точку. От  этой  точки  проведите  линию:

по  азимуту   0  -6  клеток  и  поставьте  букву   Г
по азимуту   180  - 6  клеток  и  поставьте  букву   З
по  азимуту   90  - 6  клеток  и  поставьте  букву   Р
по  азимуту  270  - 6  клеток  и  поставьте  букву   Н
по  азимуту   45   - 1  клетку и  поставьте  букву   О
по  азимуту  225  -  1  клетку  и  поставьте  букву  О
по  азимуту  135  - 1  клетку  и  поставьте  букву  И 
по  азимуту  315  - 1  клетку  и  поставьте  букву  Т 

Теперь  соедините  буквы  по  порядку,  чтобы  получилось  слово, обозначающая видимую  линию  слияния  части  земной  поверхности  с  небом.  И  если  вы  все  сделали  правильно,  то  у  вас  получится  вот  этот  рисунок.   (Презентация cлайд  №  5)

- А  теперь  усложняем  задачу  и  поиграем  в  игру  «Географический  лабиринт». Мы попали  в  сложный  лабиринт.  Чтобывыйти  из  лабиринта  вы  должны  будете  нарисовать свой  путь  в  тетради. Оставив  сверху  6  см.,  в  середине  листапоставьте  точку.  Не  отрывая  карандаш  от  тетради,  выполните  следующие  мои  действия.  (Презентация cлайд  №6)

(Учащиеся  рисуют  в  тетради,  выполняя  задание,  находящееся  на  экране.)

- Ваш  путь  должен  иметь  следующий  рисунок.   (Презентация cлайд  №7) Поздравляю  вас  с  успешным  выходом  из  лабиринтаТе,  которые  не  смогли  сегодня  выйти  из  лабиринта  не  расстраивайтесь,  ваши  товарищи  наверняка  вам  помогут  и  не  оставят  вас  в  беде.  Ведь  для  этого  и  нужны  настоящие  друзья.  А дома  еще  раз  выучите  стороны  горизонта  и  тогда  в   следующий  раз  все  получится.  Ну  а  те, которые  смогли  правильно  пройти  трудный  путь,  вы  назначаетесь  капитанами  ваших  кораблей  и  в  доброе  плаванье! А куда  бы  вы  хотели  отправиться  в  плаванье?  А  почему  именно  туда?  Путешествие- это  не  просто.  Океан  может  преподнести  много  сюрпризов.   Он  бывает  то  спокойный,  то  бушующий,  то  успокаивающий,  то  волнующий. (Презентация cлайды  № 8- 12)

Свежеет  ветер,  меркнет  ночь,
А  море  и  злей  бурлит.
И  пена  плещет  о  гранит-
То  прянет,  то  отхлынет  прочь.

Вот  уж  понемногу непогодь  стихает;
Ветер  с  листьев  воду  веником  сметает.
Тучки  разлетелись,  словно  птицы  в  гнезда,
Бисером  перловым  высыпались  звезды.

 А  теперь  садимся  к  компьютерам   и  попробуйте  найти  информацию  о  месте  вашего  путешествия  через  Интернет.

6. Подведение  итогов  урока.

- Сегодня  мы  поработали  очень  хорошо.  Надеюсь,  что  вам  не  было  скучно.
(Учитель  выделяет  отдельных  учеников,  выставляет  им  оценки.)

 7. Домашняя  работа.

- Чтобы  лучше  выучить  стороны  горизонта,  потренируйтесь  по  рабочим  тетрадям.  Задание  № 1,2,4,5

Литература:

  1. Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова Начальный курс географии.-Москва. Дрофа, 2002
  2. И.Г.Старкова, Т.А.Смирнова, Е.П.Градскова, Л.И.Елховская   
  3. Рабочая  тетрадь по  географии. -  Москва. Просвещение,  2006.
  4. Электронный  географический  справочник «Страны мира»
  5. http://www.krugosvet.ru