Цели урока:
1. Образовательная: Изучить новый материал: определение сторон горизонта на плоскости и азимута.
2. Развивающая: Развивать географическое мышление и способность применять имеющиеся знания в решении новых учебных задач.
3. Воспитательная: Развивать познавательный интерес к предмету, внимательность, наблюдательность. Воспитывать чувство товарищество и помощи.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Сегодня у нас довольно сложная, но очень интересная тема. Работы очень много. Мы должны сегодня успеть почитать сказку, проверить свою внимательность и, конечно, поиграть. И что бы все успеть, надо настроиться на хорошую работу.
2. Объяснение нового материала.
- А начнем мы с самого приятного. Сейчас я вам прочитаю отрывок одной из очень известной сказки. Узнайте сказку.
Будур подала магрибинцу кубок вина, в которое она подсыпала сонного порошка. Магрибинец выпил и сразу же уснул. Алладин вбежал и вытащил лампу из-за пазухи. Потер ее и сейчас же появился Маймун, раб лампы. «Что прикажешь хозяин?»-- спросил Маймун. « Отнеси дворец на прежнее место!»-- сказал Алладин. «А что сделать с ним?»--спросил Маймун, указывая на магрибинца. «А пусть идет на все четыре стороны,»--ответил Алладин. Через мгновения дворец уже стоял напротив дворца султана. Султан встретил их, плача от радости.
Алладин долго и счастливо жил со своей Будур, султаном и с матерью.
- Что же это за сказка? А о каких четырех сторонах идет речь? Правильно, стороны горизонта.( Презентация cлайд №1)Это тема нашего урока. Открываем тетради и записываем тему урока. Давайте с ними познакомимся. (Презентация cлайд №2)
( Учитель показывает и объясняет, а учащиеся рисуют и записывают стороны горизонта в тетради)
3. Закрепление нового материала.
- Давайте теперь поиграем и потренируемся в определении сторон горизонта. (Презентация cлайд№ 3) С Чебоксарского аэропорта отправляются рейсы Чебоксары- Сидней, Чебоксары - Лондон, Чебоксары - Рио- де – Жанейро, Чебоксары-Тбилиси. Какой курс должны держать пилоты, что бы приземлиться в данном городе?
Ну раз мы правильно определили стороны горизонта, можно и прогуляться по городу и полюбоваться достопримечательностями.
( Учащиеся записывают объект и сторону горизонта)
А вы хотите побывать в этих городах? А какой город вы бы предпочли? Почему?
- А теперь проверим. Поднимите руки у кого правильно. Молодцы!
Физкультминутка.
4.Объяснение нового материала.
- Каждая сторона горизонта имеет не только свое название, но и цифровое значение-- азимут. Что же такое азимут? Открываем учебники на стр. 15, и прочитаем определение азимута. А сейчас их обозначим на вашем первом рисунке. (Презентация cлайд №4)
(Учитель объясняет и показывает на слайде азимут сторон горизонта, а учащиеся записывают их в тетради.)
5. Закрепление пройденного материала.
- А теперь проверим вашу внимательность. Оставив, с верху 5 см. в середине листа поставьте точку. От этой точки проведите линию:
по азимуту 0 -6 клеток и поставьте букву Г
по азимуту 180 - 6 клеток и поставьте букву З
по азимуту 90 - 6 клеток и поставьте букву Р
по азимуту 270 - 6 клеток и поставьте букву Н
по азимуту 45 - 1 клетку и поставьте букву О
по азимуту 225 - 1 клетку и поставьте букву О
по азимуту 135 - 1 клетку и поставьте букву И
по азимуту 315 - 1 клетку и поставьте букву Т
Теперь соедините буквы по порядку, чтобы получилось слово, обозначающая видимую линию слияния части земной поверхности с небом. И если вы все сделали правильно, то у вас получится вот этот рисунок. (Презентация cлайд № 5)
- А теперь усложняем задачу и поиграем в игру «Географический лабиринт». Мы попали в сложный лабиринт. Чтобывыйти из лабиринта вы должны будете нарисовать свой путь в тетради. Оставив сверху 6 см., в середине листапоставьте точку. Не отрывая карандаш от тетради, выполните следующие мои действия. (Презентация cлайд №6)
(Учащиеся рисуют в тетради, выполняя задание, находящееся на экране.)
- Ваш путь должен иметь следующий рисунок. (Презентация cлайд №7) Поздравляю вас с успешным выходом из лабиринта. Те, которые не смогли сегодня выйти из лабиринта не расстраивайтесь, ваши товарищи наверняка вам помогут и не оставят вас в беде. Ведь для этого и нужны настоящие друзья. А дома еще раз выучите стороны горизонта и тогда в следующий раз все получится. Ну а те, которые смогли правильно пройти трудный путь, вы назначаетесь капитанами ваших кораблей и в доброе плаванье! А куда бы вы хотели отправиться в плаванье? А почему именно туда? Путешествие- это не просто. Океан может преподнести много сюрпризов. Он бывает то спокойный, то бушующий, то успокаивающий, то волнующий. (Презентация cлайды № 8- 12)
Свежеет ветер, меркнет ночь,
А море и злей бурлит.
И пена плещет о гранит-
То прянет, то отхлынет прочь.Вот уж понемногу непогодь стихает;
Ветер с листьев воду веником сметает.
Тучки разлетелись, словно птицы в гнезда,
Бисером перловым высыпались звезды.
А теперь садимся к компьютерам и попробуйте найти информацию о месте вашего путешествия через Интернет.
6. Подведение итогов урока.
- Сегодня мы поработали очень хорошо. Надеюсь, что вам не было скучно.
(Учитель выделяет отдельных учеников, выставляет им оценки.)
7. Домашняя работа.
- Чтобы лучше выучить стороны горизонта, потренируйтесь по рабочим тетрадям. Задание № 1,2,4,5
Литература:
- Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова Начальный курс географии.-Москва. Дрофа, 2002
- И.Г.Старкова, Т.А.Смирнова, Е.П.Градскова, Л.И.Елховская
- Рабочая тетрадь по географии. - Москва. Просвещение, 2006.
- Электронный географический справочник «Страны мира»
- http://www.krugosvet.ru