Задачи:
- закреплять знание детьми букв;
- закреплять умение делить слова на слоги, различать гласные и согласные звуки;
- развивать навык чтения;
- развивать речь, внимание, мышление
Ход занятия:
1. Организация начала занятия(стоя)
- Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну Звукобуквию к королеве Знаний. Нас ждут тайны, загадки и чудесные превращения. Но попасть туда не так просто: нужно пройти трудные испытания.
- Как вы думаете, мы справимся?
- В путь мы отправимся с веселой песенкой алфавита. (Дети поют песенку алфавита на мелодию «В траве сидел кузнечик»)
- Молодцы! Садитесь!
2. Игра «Угадай букву»
- Вот мы и у ворот королевства.
Чтобы открыть ворота, надо найти ключик. Для этого отгадаем загадки.
- Готовы?
Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква … (А)Посмотри на колесо –
И увидишь букву … (О)Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась буква …(Ю)Что за буква – завитушка?
Наша давняя подружка:
Слово «зайка» начинает,
Цифру «три» напоминает. (З)Что за буква на дорожке?
Заячьи ушки, улиткины рожки?(У)
(По ходу дети ищут ключики с написанными на них буквами и выставляются на доску)
А О Ю З У
- Вот сколько ключиков мы отыскали!
Но только один сможет открыть ворота. Чтобы узнать, какой, найдите «лишнюю» букву.
Говорите так: «Я думаю, лишняя буква …»
- Почему вы думаете, что она лишняя? (З – согласная, остальные гласные)
- Споем песенку гласных
(Стоя дети поют песенки: А О У Ы Э; Я Ё Ю И Е)
- Какие звуки обозначает буква З?
Назовите твердый звук.([з])
Назовите его «сестричку» - мягкий звук.([з ,])
- Каким цветом обозначают твердые согласные звуки?(синим)
мягкие согласные звуки?(зеленым)
- Вот и открылись ворота королевства.
Нас встречает королева Знаний.
3. Игра «Волшебные бусы»
- Давайте сделаем подарок королеве.
Что же мы ей подарим? Отгадайте ребус.Б
(бусы)
- Подарим ей волшебные бусы.
Каждая бусинка – это звук.
Синяя бусинка – твердый звук [з], зеленая – мягкий звук [з ,].
- «Озвучим» эти бусы. Произносим звуки громко, четко, дружно.
4. Игра «Любимая песенка» (стоя)
- Очень понравились бусы королеве, и она приглашает вас спеть ее любимую песенку с буквой «З» (Дети хором поют песенку: ЗА ЗО ЗУ ЗЫ ЗЭ).
- А кто хочет спеть свою любимую песенку?
(Дети поют любимые песенки по таблице Н.А.Зайцева)
5. Физминутка
- А сейчас королеве нужны 2 помощника. Она превратит вас в букву.
1) Встаньте рядом, возьмитесь за руки.(М)
2) Встаньте лицом друг к другу, поставьте руки на пояс друг другу. (Н)
3) Встаньте лицом друг к другу, положите руки на плечи друг другу.(П)
(Остальные дети «расколдовывают» - угадывают буквы)
- А теперь сами загадаем буквы.
Встаньте. Повторяйте за мной движения.
4) Ноги вместе, руки на пояс. (Ф)
5) Ноги на ширине плеч, руки по швам. (Л)
6) Ноги вместе, руки в стороны. (Т)
7) Ноги на ширине плеч, руки вверх-наклонно) (Х)
Буквы стали веселиться:
И смеяться, и кружиться.
То попрыгают немножко,
То похлопают в ладошки,
То присядут, отдохнут,
То опять плясать начнут.
6. Игра «Чудесные превращения»
- Вы хотите стать волшебниками?
Нам нужна волшебная палочка.
Закройте глаза. Как только королева дотронется до вас волшебной палочкой, вы превратитесь в волшебников.
- Поработаем с волшебными кубиками.
- Как зовут кубик? А фамилия?
М – МА-МО-МУ-МЭ
- Найди МЫ
- А ты на этом кубике найди Ш
- А ты найди КА
- Что получилось? (МЫШКА)
- Можно превратить мышку в кошку?
Давайте попробуем. Вы же волшебники, у вас все получится!
- Заменим кубик МЫ на кубик МИ. Что получилось? (МИШКА)
- Заменим Ш на С. Что получилось? (МИСКА)
Что такое миска?
- Заменим МИ на КИ. Что получилось? (КИСКА)
- Была «мышка», а стала «киска». Вот вы и научились волшебству, умеете превращать одно слово в другое.
7.Игра «Найди домик»
- А умеете ли вы помогать другим? Помогите зверюшкам найти свой домик. Для этого разделите слова на слоги хлопками.
- Сколько слогов в красном домике? В синем домике?
Обозначим цифрами.
(Выходят по 2 человека, им дается карточка с изображением животного. Первый ребенок делит слово на слоги, второй определяет количество слогов)
Говорить так: «За-яц. В этом слове 2 слога, значит, он живет в синем домике» (карточку вставляют в кармашек)
- Прекрасно! Помогли зверюшкам. Вы – настоящие волшебники.
8. Итог занятия
- Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось?
- Вы справились со всеми испытаниями. Вы знаете буквы, учитесь читать, умеете делить слова на слоги.
Королева Знаний приготовила для вас подарок – домик АЗБУКУ.