Цели:
- повторить и систематизировать теоретические и практические знания, умения и навыки по изучаемой теме;
- совершенствовать навыки решения задач по теме «Площади фигур»;
- подготовка к ЕГЭ.
Подробный план:
- организационный момент – 1 минута;
- вступительное слово, постановка целей – 3 минута;
- повторение материала (работа в парах), решение простейших задач – 10 минут;
- решение задачи № 1 – 12 минут;
- решение задачи № 2 – 10 минут;
- задача № 3. Составление плана решения – 7 минут;
- выставление оценок, разбор домашнего задания, подведение итогов – 2 минуты.
ТСО и материал к уроку:
- набор чертежных принадлежностей,
- мультимедийный проектор,
- таблица «Площади плоских фигур»,
- две трехстворчатых магнитных школьных доски,
- набор магнитов,
- карточки «Площади», с задачами и с домашним заданием.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Вступительное слово, постановка целей
Окружающий нас мир состоит из различного сочетания плоских и объемных фигур (здесь возможна презентация с показом различных объектов – мостов, зданий и т. д.). В какой бы сфере не работал человек, работает ли он с природным материалом, конструирует ли различные сооружения, работает в астрономии, он должен знать свойства геометрических фигур и тел, уметь находить их объемы, площади, измерения…
В этом году вы начинаете изучать новый для вас раздел геометрии – стереометрия. И для успешного изучения стереометрии, необходимо хорошо знать свойства плоских фигур. И тема сегодняшнего урока – РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ ПЛОЩАДИ ФИГУР.
3. Повторение
Что же мы знаем о площадях фигур? Перед вами на доске – таблица с формулами площадей. Площади каких плоских фигур вам известны? Я вам сейчас предлагаю решить три простых задачи на повторение. У вас на каждой парте лежат карточки с заданиями на повторение. Сейчас вы, должны решить эти задачи. 1 вариант решает первую задачу, 2 вариант решает вторую задачу. А для тех, кто быстро решит, дополнительная третья задача. В тетрадях можете делать небольшие пометки. На решение задач вам 5 минут.
Решение – 1
S фигуры = S квадрата – 2S треугольников.
S квадрата = 4 ∙ 4 = 16
S∆ = ½ ∙ 1 ∙ 4 = 2
S фигуры = 16 – 2 ∙ 2 = 12
Решение – 2
S = BM ∙ CD = 2 ∙ 15 = 30
AD = S : BK = 30 : 6 = 5
Решение – 3
СH = 6 : 2 = 3 (катет леж. п/в угла в 30)
S = ½ ∙ (4 + 10) ∙ 3 = 21
Ученики решают – учитель ходит по классу, может где-то помогает. Посмотреть, когда большинство справится, остановить. Один ученик с первого варианта – рассказывает решение задачи. Потом – второй вариант. Затем: «Кто решил дополнительную задачу?»
При решении вы пользовались формулами вычисления площадей плоских фигур, и каждый из вас получил таблички с набором формул.
4. Ну а сейчас решим задачу по теме «Площади», которая была представлена на ЕГЭ в 2002 году. (условие в презентации)
Основание ВС равнобедренного треугольника АВС равно 30 см. Высота BD, проведенная из вершины основания к боковой стороне равна 24 см. Найдите площадь треугольника.
Вопросы ученикам:
- Что дано в задаче?
- Что найти?
- Как найти площадь?
- Что для этого нужно знать?
1 человек у доски делает чертеж и краткое условие, все в тетрадях.
Дано: ∆АВС – равнобедренный,
АВ = АС, ВС = 30 см,
ВDАС, BD = 24 см,
___________________________
Найти: S∆ABC
Анализ:
- Что найти? (площадь)
- Что неизвестно для нахождения (из того, что дано)? (АС)
- Как мы можем найти? (по частям)
- Какую часть сначала найдем? (ДС)
- Каким соотношением воспользуемся? (теорема Пифагора)
- К какой фигуре на чертеже применим? (∆ВДС)
- Какой треугольник? (прямоугольный)
- Чем является ДС? (катетом)
- Как найдем? (ВС2 – ВД2 и извлечем корень)
- Нашли ДС, что остается найти? (АД)
- Как мы можем найти АД? (?)
- АД неизвестно, а неизвестное мы обозначаем как? (х)
- Я СТАВЛЮ Х НАД АД
- Тогда можем ли мы написать полностью, чему равно АС? (да)
- А треугольник у нас какой? (равнобедренный)
- СВОЖУ К ТОМУ, ЧТО ДЕТИ ДОЛЖНЫ СКАЗАТЬ, ЧТО МЫ БУДЕМ РЕШАТЬ УРАВНЕНИЕ
- А какое уравнение? (ПОДВОЖУ К ТЕОРЕМЕ ПИФАГОРА ИЗ ∆АВД)
- Нашли х. Что дальше? (АС и площадь). Решаем. Те, кто решит быстро, попробуйте найти другие способы.
- рассмотрим ∆ВDС: BDC = 90°
- по теореме Пифагора
- АД = х, тогда АС = х + 18, а так как ∆АВС – равнобедренный, АВ = АС = х + 18
- Рассмотрим ∆АВД: ВДА = 90°
- По теореме Пифагора (х + 18)2 = х2 + 242
х2 + 36х + 182 = х2 + 242
36х = 242 - 182
х = 7 - АС = 7 + 18 = 25 (см)
- (см2)
- Что использовали в этой задаче? Какие свойства и формулы?
- Кто решил задачу другим способом?
- Есть еще способы решения этой задачи. Я предлагаю найти вам их дома.
5. А сейчас мы решим задачу, которая была представлена на ЕГЭ в этом году. (условие в презентации)
Найдите площадь равнобедренной трапеции, если её диагональ, равная 10, образует с основанием угол, косинус которого равен √2/10.
- Что дано в задаче?
- Что найти?
Запишем краткое условие. (рисунок по мере анализа появляется в презентации)
Дано: ABCD – равноб. трапеция.
AB=CD
AC=10 cм
___________________________
Найти: SABCD
- Что неизвестно для нахождения? (основания)
- Какой еще элемент надо провести? (высота)
- Какие фигуры, кроме трапеции вы видите на рисунке? (треугольники)
- Обратим внимание на ∆АСН. Какой он? (прямоугольный)
- Что в нем известно? (косинус угла и гипотенуза)
- Что можем найти? (катеты)
- В каком порядке? (АН, потом НС.)
- ОБСУЖДАЕМ КАК
- Какое дополнительное построение надо выполнить, чтобы получить фигуру, равновеликую трапеции, площадь которой можно легко найти? (нужно провести высоту из точки А к меньшему основанию)
- Обозначим точку пересечения – К.
- Найдите на рисунке фигуру, площадь которой легко найти (прямоугольник АКСН)
- Как будут называться фигуры: прямоугольник и трапеция? (равновеликие)
- То есть эти фигуры обладают свойством... Каким? (площади равны)
- Почему площади равны? (они состоят из равных фигур)
- Каких? Почему равны? По какому признаку?
- Итак, чтобы найти площадь трапеции, мы можем найти… (площадь прямоугольника)
- Что для этого необходимо знать? (стороны)
- Назовите их (СН, АН)
- Решаем
- Те, кто решит быстро, попробуйте найти другие способы.
- ,
- По теореме Пифагора
- Достроим трапецию до прямоугольника. ∆АКВ = ∆СНД, значит SABCD = SAKCH.
- SAKCH = АН ∙ НС = = SABCD
- Что использовали в этой задаче? Какие свойства и формулы?
- Кто решил задачу другим способом?
- Есть еще способы решения этой задачи. Я предлагаю найти вам их дома.
6. А в последней задаче, которую мы с вами рассмотрим, я предлагаю вам составить план решения. Итак…(условие в презентации)
В параллелограмме ABCD угол А = 60°, диагональ ВD перпендикулярна стороне AB. Прямая, проходящая через середину отрезка BD – точку М, параллельно AD, пересекает сторону AB в точке К. МК = 3. Найдите площадь ∆ AMD.
- Что дано?
- Что найти?
Сделайте в своих тетрадях самостоятельно рисунок к задаче.
Сравним.
Трудности при изображении?
Предлагаю вам самостоятельно составить план решения.
ПЕРЕД ЭТИМ ЕСТЕСТВЕННО РАЗОБРАТЬ НЕМНОГО.
Далее 1 ученик у доски записывает план. Его корректировать.
ПЛАН:
- КМ – средняя линия ∆ АВД
- АД = 2КМ
- АДМ из ∆ АВД
- АВ = ½ АД (по свойству прямоугольного треугольника)
- ВД2 = АД2 – АВ2 (по теореме Пифагора)
- МД = ½ ВД
- S∆АМД = ½ МД ∙ АД ∙ sin 30°
7. На карточках с формулами, с другой стороны, две задачи. Это ваше домашнее задание. Приложение 3. Ну а сегодня на уроке мы решили с вами несколько задач по планиметрии, применяли при этом теоретические знания и практические умения и навыки. Это всё будет необходимо вам для успешного усвоения курса стереометрии.
Я в свою очередь хочу вам пожелать успехов в учебе, не только по математике, но и по остальным дисциплинам. Ведь от того, как и чему вы научитесь, какой опыт приобретете в школе, будет зависеть ваша дальнейшая жизнь и дальнейшие успехи. Удачи вам. Урок закончен. До свидания.
Приложение 4 – часть презентации к уроку.
Литература:
- Геометрия: Учеб. для 7-9 кл. общеобразоват. учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – 10-е изд. - М.: Просвещение, 2000.
- Единый государственный экзамен: Математика: реальные варианты / авт.-сост. В. В. Кочагин, Е. М. Бойченко и др. – М.: Астрель, 2007 – (Федеральный институт педагогических измерений)
- Гаврилова Н. Ф. Поурочные разработки по геометрии: 9 класс. – М.: ВАКО, 2005
- Шеломовский В. В. ЕГЭ 2004 – Математика – Мурманск: МГПУ, 2004
- Интернет-порталы www.ege.edu.ru, www.fipi.ru.