Экологический полевой практикум по географии для учащихся 6–8-х классов

Разделы: География


Пояснительная записка.

В период модернизации содержания  школьного образования  большое внимание уделяется практической и краеведческой направленности  учебного процесса по географии. Настоящее методическое пособие содержит практические рекомендации по проведению полевых экологических практикумов для учащихся 6,7,8 классов. Считаю, что в результате этого дети вовлекаются в конкретную исследовательскую и природоохранную деятельность, используя краеведческий материал. Работа проводится в конце учебного года (конец мая-  начало июня )и рассчитана на 2 дня:
1 день- исследовательские практические работы на местности
2 день-обработка данных и составление отчёта.
Практикум рассчитан на 3 возрастные группы, опирается на 3 различные территории ( желательно с водоёмами) с учётом усложнения проводимых исследований.
Перед проведением экологического  практикума  проводится инструктаж о правилах поведения на дороге, в лесу, около водоёма  и общее знакомство с планом проведения практической части исследований. Класс делится на группы по интересам: картографы, почвоведы (7-8 кл.), гидрологи, экологи.
Материал исследований используется на уроках географии, биологии, экологии; является базой исследовательских работ в 9, 10 классах .

Экологический полевой практикум для учащихся 6 класса.

Цель: научить уч-ся работать с компасом, определять свой средний шаг, расстояние, азимут; определять скорость течения реки; степень загрязнённости территории.
Оборудование: рулетка, компас, термометр, верёвка с поплавком, планшет.

Инструктивная карточка.

картографы гидрологи экологи
  1. Измерить расстояние между заданными объектами, азимут.
  2. Выбрать масштаб.
  3. Составить план местности на планшете.
  4. Обозначить объекты условными знаками.
  1. Название реки.
  2. Определить по карте района (области) исток и устье реки.
  3. при помощи верёвки с поплавком скорость течения реки.
  4. Измерить температуру воды.
  5. Сделать описание берегов реки.
  1. Собрать гербарий растений с данной территории.
  2. Выполнить эскиз (рисунок) местности.
  3. Оценить экологическую обстановку данной местности.

 

Экологический полевой практикум для учащихся 7 класса.

Цель: научить  уч-ся  составлять азимутальную съёмку; делать анализ почвенного разреза; проводить гидрологические исследования и мониторинг окружающей среды.
Оборудование: компас, планшет, лист бумаги, нивелир, лопаты, метр, дощечка для определения механического состава почвы, нож, верёвка, верёвка с белым диском для  определения прозрачности воды, термометр.

Инструктивная карточка.

картографы почвоведы гидрологи экологи
1.Выбрать масштаб.
2.Составить план местности на планшете, используя нивелир.
3.Обозначить объекты условными знаками.
1. Сделать почвенный разрез глубиной 1 м.
2. Укрепить на стенке метр.
3.Описать разрез по плану:
-почвенные горизонты и их мощность
-рисунок
-окраска
-механический состав почвы каждого горизонта
-визуально определить структуру (комковатая или зернистая)
-ножом определить плотность почвы (плотная или рыхлая)
-описание включений
-влажность
-плодородие.
1. Название реки.
2. Исток, устье.
3. Притоки.
4. Определение ширины реки с помощью верёвки. Средней глубины.
5. Определение скорости течения реки.
6. Температура воды.
7. Прозрачность.
8. Характер берегов.
9. Состояние поймы.
10. Сделать выводы и разработать рекомендации по улучшению экологического состояния реки.
1.Исследовать территорию и оценить экологическое состояние растительного мира.
2.Определить видовой состав деревьев, кустарников , трав.
3. Оценить степень антропогенного воздействия на данную территорию.
4.Составить карту экологической ситуации территории.
5. Сделать выводы и разработать рекомендации по улучшению экологической ситуации.

*Примечание.
1.Определение механического состава почвы.
Из каждого горизонта берётся образец и смачивается водой , скатывается «колбаска»

  • Сворачивается легко  в кольцо без трещин- глина
  • Незначительные трещины -тяжёлый суглинок
  • «колбаска» скатывается, но в кольцо не сворачивается- лёгкий суглинок
  •  Практически не скатывается «колбаска»- супесь
  • «колбаска» не скатывается –песок.

2. Определение прозрачности воды.

Она определяется белым диском, подвешенным на размеченную верёвку. Глубина, на которой диск становится невидимым и является показателем прозрачности воды.

3.Определение видового состава растительного мира.

  • Вычислить % каждого вида деревьев, кустарников, трав
  • Оценка состояния визуальным  методом (% каждого состояния)
  • Выделить преобладающие виды деревьев, кустарников, трав

4. Составление экологической карты местности выполняется при помощи цветовой гаммы

- отличное состояние-зелёный
- хорошее- жёлтый
- удовлетворительное- синий
- неудовлетворительное- красный

Экологический полевой практикум для учащихся 8  класса.

Цель: закрепить навыки картографирования, описания почвенного разреза, гидрологических и экологических исследований.
Оборудование:  компас, планшет,  лист бумаги, нивелир, лопаты, метр, дощечка для определения механического состава почвы, нож, верёвка, верёвка с белым диском для  определения прозрачности воды, термометр.

Инструктивная карточка.

картографы почвоведы гидрологи экологи
1.Выбрать масштаб.
2.Составить план местности на планшете, используя нивелир.
3.Обозначить объекты условными знаками.
1. Сделать почвенный разрез глубиной 1 м.
2. Укрепить на стенке метр.
3.Описать разрез по плану:
-почвенные горизонты и их мощность
-рисунок
-окраска
-механический состав почвы каждого горизонта
-визуально определить структуру (комковатая или зернистая)
-ножом определить плотность почвы (плотная или рыхлая)
-описание включений
-влажность
-плодородие.
4. Сделать выводы.
1. Название реки.
2. Исток, устье.
3. Притоки.
4. Определение ширины реки с помощью верёвки. Средней глубины.
5. Определение скорости течения реки.
6. Температура воды.
7. Прозрачность.
8. Характер берегов.
9. Состояние поймы.
10. Определить рекреационную нагрузку поймы реки.
11.На карту-схему реки нанести предприятия, мосты, плотины, родники.
12. Сделать выводы и разработать рекомендации по улучшению экологического состояния реки.
1. Исследовать территорию и оценить экологическое состояние растительного мира, составить каталог растений.
2. Выявить и проанализировать основные источники загрязнения территории.
3. Составить карту экологической ситуации территории.
4. Сделать выводы и разработать рекомендации по улучшению экологической ситуации.

*Примечание.
Определение рекреационной нагрузки на реку.

  • Подсчёт количества зон отдыха и определение их состояния;
  • Подсчёт костровищ,  анализ их состояния;
  • Подсчёт количества дорог, тропинок и анализ их состояния;
  • Подсчёт количества свалок отходов.
Дороги Шт. Костровища Шт. Тропинки Шт. Свалки Шт.
Лесные
грунтовые
  обустроенные
прикопанные
неприкопанные
  сильно вытоптанные
средне
слабо
  бытовые
пром.