Пояснительная записка.
В период модернизации содержания школьного образования большое внимание уделяется практической и краеведческой направленности учебного процесса по географии. Настоящее методическое пособие содержит практические рекомендации по проведению полевых экологических практикумов для учащихся 6,7,8 классов. Считаю, что в результате этого дети вовлекаются в конкретную исследовательскую и природоохранную деятельность, используя краеведческий материал. Работа проводится в конце учебного года (конец мая- начало июня )и рассчитана на 2 дня:
1 день- исследовательские практические работы на местности
2 день-обработка данных и составление отчёта.
Практикум рассчитан на 3 возрастные группы, опирается на 3 различные территории
( желательно с водоёмами) с учётом усложнения проводимых исследований.
Перед проведением экологического практикума проводится инструктаж о правилах поведения на дороге, в лесу, около водоёма и общее знакомство с планом проведения практической части исследований. Класс делится на группы по интересам: картографы, почвоведы (7-8 кл.), гидрологи, экологи.
Материал исследований используется на уроках географии, биологии, экологии; является базой исследовательских работ в 9, 10 классах .
Экологический полевой практикум для учащихся 6 класса.
Цель: научить уч-ся работать с компасом, определять свой средний шаг, расстояние, азимут; определять скорость течения реки; степень загрязнённости территории.
Оборудование: рулетка, компас, термометр, верёвка с поплавком, планшет.
Инструктивная карточка.
картографы | гидрологи | экологи |
---|---|---|
|
|
|
Экологический полевой практикум для учащихся 7 класса.
Цель: научить уч-ся составлять азимутальную съёмку; делать анализ почвенного разреза; проводить гидрологические исследования и мониторинг окружающей среды.
Оборудование: компас, планшет, лист бумаги, нивелир, лопаты, метр, дощечка для определения механического состава почвы, нож, верёвка, верёвка с белым диском для определения прозрачности воды, термометр.
Инструктивная карточка.
картографы | почвоведы | гидрологи | экологи |
---|---|---|---|
1.Выбрать масштаб. 2.Составить план местности на планшете, используя нивелир. 3.Обозначить объекты условными знаками. |
1. Сделать почвенный разрез глубиной 1 м. 2. Укрепить на стенке метр. 3.Описать разрез по плану: -почвенные горизонты и их мощность -рисунок -окраска -механический состав почвы каждого горизонта -визуально определить структуру (комковатая или зернистая) -ножом определить плотность почвы (плотная или рыхлая) -описание включений -влажность -плодородие. |
1. Название реки. 2. Исток, устье. 3. Притоки. 4. Определение ширины реки с помощью верёвки. Средней глубины. 5. Определение скорости течения реки. 6. Температура воды. 7. Прозрачность. 8. Характер берегов. 9. Состояние поймы. 10. Сделать выводы и разработать рекомендации по улучшению экологического состояния реки. |
1.Исследовать территорию и оценить экологическое состояние растительного мира. 2.Определить видовой состав деревьев, кустарников , трав. 3. Оценить степень антропогенного воздействия на данную территорию. 4.Составить карту экологической ситуации территории. 5. Сделать выводы и разработать рекомендации по улучшению экологической ситуации. |
*Примечание.
1.Определение механического состава почвы.
Из каждого горизонта берётся образец и смачивается водой , скатывается «колбаска»
- Сворачивается легко в кольцо без трещин- глина
- Незначительные трещины -тяжёлый суглинок
- «колбаска» скатывается, но в кольцо не сворачивается- лёгкий суглинок
- Практически не скатывается «колбаска»- супесь
- «колбаска» не скатывается –песок.
2. Определение прозрачности воды.
Она определяется белым диском, подвешенным на размеченную верёвку. Глубина, на которой диск становится невидимым и является показателем прозрачности воды.
3.Определение видового состава растительного мира.
- Вычислить % каждого вида деревьев, кустарников, трав
- Оценка состояния визуальным методом (% каждого состояния)
- Выделить преобладающие виды деревьев, кустарников, трав
4. Составление экологической карты местности выполняется при помощи цветовой гаммы
- отличное состояние-зелёный
- хорошее- жёлтый
- удовлетворительное- синий
- неудовлетворительное- красный
Экологический полевой практикум для учащихся 8 класса.
Цель: закрепить навыки картографирования, описания почвенного разреза, гидрологических и экологических исследований.
Оборудование: компас, планшет, лист бумаги, нивелир, лопаты, метр, дощечка для определения механического состава почвы, нож, верёвка, верёвка с белым диском для определения прозрачности воды, термометр.
Инструктивная карточка.
картографы | почвоведы | гидрологи | экологи |
---|---|---|---|
1.Выбрать масштаб. 2.Составить план местности на планшете, используя нивелир. 3.Обозначить объекты условными знаками. |
1. Сделать почвенный разрез глубиной 1 м. 2. Укрепить на стенке метр. 3.Описать разрез по плану: -почвенные горизонты и их мощность -рисунок -окраска -механический состав почвы каждого горизонта -визуально определить структуру (комковатая или зернистая) -ножом определить плотность почвы (плотная или рыхлая) -описание включений -влажность -плодородие. 4. Сделать выводы. |
1. Название реки. 2. Исток, устье. 3. Притоки. 4. Определение ширины реки с помощью верёвки. Средней глубины. 5. Определение скорости течения реки. 6. Температура воды. 7. Прозрачность. 8. Характер берегов. 9. Состояние поймы. 10. Определить рекреационную нагрузку поймы реки. 11.На карту-схему реки нанести предприятия, мосты, плотины, родники. 12. Сделать выводы и разработать рекомендации по улучшению экологического состояния реки. |
1. Исследовать территорию и оценить экологическое состояние растительного мира, составить каталог растений. 2. Выявить и проанализировать основные источники загрязнения территории. 3. Составить карту экологической ситуации территории. 4. Сделать выводы и разработать рекомендации по улучшению экологической ситуации. |
*Примечание.
Определение рекреационной нагрузки на реку.
- Подсчёт количества зон отдыха и определение их состояния;
- Подсчёт костровищ, анализ их состояния;
- Подсчёт количества дорог, тропинок и анализ их состояния;
- Подсчёт количества свалок отходов.
Дороги | Шт. | Костровища | Шт. | Тропинки | Шт. | Свалки | Шт. |
Лесные грунтовые |
обустроенные прикопанные неприкопанные |
сильно вытоптанные средне слабо |
бытовые пром. |