Объявление 2008 года Годом семьи в России способствовало активизации внимания к данному социальному институту, и этот интерес вполне оправдан: ведь семья является социальным образованием, способным реализовывать сложную совокупность социальных функций, гармонизировать собственные интересы с интересами общества, государства, обеспечивая тем самым социальную стабильность. Общество – огромный дом, сооруженный из маленьких кирпичиков – семей. Крепкие кирпичики – крепкий дом.
Сегодня можно услышать различные, нередко диаметрально противоположные высказывания о семье, ее статусе, представителей властных структур, бизнеса, различных партий и общественных движений, известных деятелей культуры и искусства. Важно, чтобы в этом многоголосии оценок был услышан голос самой российской семьи: восприятие ею происходящих в стране событий, основные проблемы жизнедеятельности, ее понимание целей и задач воспитания подрастающего поколения в новых социокультурных условиях и приоритетных путей преодоления возникающих трудностей. Могущество народа в семье. Силен тот народ, который имеет крепкие семьи, живущие в согласии и мире.
Социологические исследования и опросы показывают, что для большинства людей имеет ценность семья, основанная, прежде всего, на любви, ответственности, взаимном уважении супругов; при этом современная семья по сравнению с 2001 годом более нацелена на рождение детей и совместное их воспитание.
Мать и отец – первые и главные воспитатели. Они учат понимать людей, ценить жизнь. Они передают детям лучшее. Цицерон утверждал: “Любовь и родители – основа всех добродетелей”. С воспитания в семье начинается процесс усвоения ребёнком общественных норм и нравственных ценностей, национальных и религиозных традиций. Не случайно воспитательная функция семьи признается учеными и обществом одной из важнейших.
Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально – экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи, отношение к детям. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.
Когда в семье появляется ребенок, родители безмерно рады. Они замечают, когда он впервые улыбнулся, научился сидеть, стоять, сделал первый шаг, сказал первое слово. То, что с помощью звуков можно обозначать предметы и что-либо сообщать другим людям, ребенок понимает примерно в год. Освоение речи – одна из самых важных функций, которая решающим образом влияет на развитие ребенка. Своевременное развитие речи перестраивает всю психику ребенка, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающей среды.
В последние годы у нас в стране наблюдается ряд тенденций, сигнализирующих об ухудшении состояния здоровья детей. Неуклонно возрастает количество детей с хроническими заболеваниями различных органов и систем организма, не позволяющими им выдерживать соответствующие возрасту физические и умственные нагрузки.
В период обучения детей функциональные расстройства принимают хроническую форму, в несколько раз возрастает количество патологий пищеварительной системы, болезней глаз, увеличивается число нервно-психических заболеваний. Не редко, следствием соматических, нервно-психических заболеваний ребенка является задержка его речевого развития. Некоторым детям, с тяжелым нарушением речи, логопедическая помощь необходима еще в доречевой период. Однако даже в 3 -4 года за курс занятий происходят заметные перемены в речевом развитии ребенка. Гораздо труднее работать с более взрослыми детьми, которые порой даже к школьному возрасту не успевают полностью компенсировать речевое нарушение. Родители должны понимать, что любое нарушение речи в то или иной степени отражается на развитии и поведении ребенка.
Недооценка родителями своевременного исправления речевых дефектов у детей приведет в последствии к трудностям в овладении письмом и чтением. Прибавьте также к школьным неприятностям комплексы, возникающие на фоне речевого дефекта. Ребенок считает, что именно из-за этого он не нравится сверстникам, из-за этого с ним никто не дружит. Такие дети часто становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.
Затруднена возможность выбора любой профессии, сложности при знакомстве с противоположным полом. Поэтому не стоит ждать, когда станет явным отставание в речевом развитии ребенка, заниматься с детьми нужно с рождения. И главная роль здесь принадлежит родителям. Только от их наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить какие-либо проблемы, от желания развивать своего ребенка будет зависеть его физическое и психическое здоровье, успехи в учебе, а также благоприятная социализация в обществе.
Наиболее качественную помощь своим детям окажут те родители, которые постараются соблюдать следующие правила:
- с первых дней жизни ребенка должна окружать полноценная речевая среда. Старайтесь вашу повседневную деятельность сопровождать правильной речью, называйте свои действия, предметы домашнего обихода во время бодрствования малыша, при этом почаще давайте ему возможность видеть ваше лицо, наблюдать за вашей артикуляцией;
- почаще берите ребенка на руки: вашему ребенку необходим постоянный телесный контакт с матерью;
- поощряйте любые попытки малыша заговорить: ваш малыш начнет разговаривать только тогда, когда вы захотите его слушать;
- говорите с малышом медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на “детский язык” сами и не разрешайте делать этого другим взрослым;
- уделяйте ребёнку побольше времени; будьте почаще рядом с ребенком;
- каждый день читайте малышу; ни в коем случае не показывайте своей досады и нежелания, если придется много раз читать одну и ту же книжку, которую особенно полюбил ваш малыш; радуйтесь, что он уже книголюб и имеет собственные пристрастия;
- не поправляйте речь ребенка, просто повторите ту же фразу правильно;
- поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос;
- не сравнивайте ребенка ни с какими другими детьми.
Воспитание здорового и развитого ребенка – это длительный процесс. Наиболее эффективны такие формы работы, где дети и родители становятся активными участниками совместной творческой деятельности. В.А. Сухомлинский отмечал, что “забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка, – … это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”. Процессу творчества он придавал статус “важнейшего источника” познания.
Лишь на основе активизации внутреннего потенциала семьи можно воспитать ребенка здоровым, творчески мыслящим, с активной жизненной позицией, что способствует эффективному функционированию семьи в современном обществе.