Цели урока:
- познакомить с литературной сказкой, проанализировать её по ходу чтения вслед за авторской мыслью
- показать детям иной от традиционного вид анализа сказки, построенный на принципах кропотливой работы с текстом и предугадывания
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Мы сегодня будем читать сказку “Хрюшина мечта”.
Кто такой Хрюша?
Что такое мечта?
О чём вы мечтаете?
“Кто-то из вас мечтает иметь велосипед, кто-то роликовые коньки или куклу Барби. А вот Хрюше больше всего на свете хотелось покататься зимой с радуги на санках.”
Что такое радуга?
Когда она бывает?
Нарисуйте радугу.
“Каждое утро надевал он свои любимые варежки и шарфик, брал санки, приходил на лесную полянку и долго- долго смотрел на небо. В лесу шёл снег или светило солнышко, дул ветер, временами даже поднималась снежная буря, только радуга никогда не появлялась.”
Какое описано время года?
Возможно ли появление радуги?
Когда мы с вами можем увидеть радугу?
“Однажды к нему на ладошку прилетела снежинка. Он улыбнулся ей и сказал:
- Милая снежинка, ты была высоко- высоко в небе. Скажи мне, пожалуйста, когда появится радуга? Я жду её уже много-много дней.
- Сейчас зима,- ответила снежинка.- Радуга спит, укрывшись облачным одеялом. Скоро наступит весна, а потом лето, станет тепло. Я прольюсь на землю грибным дождём и приведу с собой радугу. Потерпи ещё немножко.
- Но я же не смогу летом покататься с радуги на санках. А можно, ты сейчас станешь дождиком?”
Как вы думаете, что ответит снежинка?
“- У меня ничего не получится. В лесу морозно,- ответила снежинка,- но я хочу помочь тебе. Ты попроси солнышко, может, оно согреет меня?”
Как дальше будут развиваться события в этой сказке?
“Тогда Хрюша забрался на самый высокий пенёк, помахал солнышку лапкой и попросил его:
- Солнышко- солнышко, растопи, пожалуйста, снежинку. Я очень хочу покататься на санках с радуги!”
Что ответит солнышко Хрюше?
“- У меня не хватит сил превратить снежинку в дождик, Хрюша! Ведь зимой мне очень холодно.
- Я тебе помогу. Вот возьми мои варежки и шарфик. Они очень тёплые!- крикнул Хрюша и изо всех сил подбросил их вверх.
Солнышко поймало шарфик, надело их, ласково улыбнулось и сказало:
- Спасибо тебе, Хрюша. Я согрелось и мне стало очень хорошо! Я попробую растопить снежинку, но только не надолго.”
Как вы думаете, как дальше будут развиваться события в этой сказке?
“Солнышко засияло. Оно грело землю всё сильнее и сильнее. Вот уже закапали с веток сосульки, побежали по склонам ручьи, на опушках появились проталины. И вдруг на землю полился дождик - настоящий, весёлый летний дождик, и над лесом засияла радуга. Радуга была необыкновенно большая, яркая и удивительно красивая.”
Как бы вы сейчас поступили, будьте вы на месте Хрюши?
“Хрюша схватил свои санки, вскарабкался вверх по радуге и стрелой помчался вниз. Он летел, набирая скорость, всё быстрее, быстрее, быстрее…”
Радуга так и останется?
“Между тем небо опять заволокли серые тучи, подул морозный северный ветер, и началась снежная буря. Стало холодно, но радуга не исчезла! Она замёрзла и превратилась в разноцветную ледяную горку. Хрюша весело засмеялся, захлопал в ладоши и запрыгал от радости на одной ножке. Он был очень счастлив! До самой весны катался Хрюша на своих санках с самой удивительной, с самой прекрасной горки на свете!”
Нарисуйте, как катался Хрюша с радуги.
Чтобы вы пожелали Хрюше?
III. Итог урока.
Понравилась ли вам сказка?
Какое у вас настроение?