Открытый урок математики с использованием ИКТ по теме "Скорость, время, расстояние" (4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тип урока: урок закрепления и обобщения изученного по теме материала.

Вид урока: урок-путешествие по сказке Г.Андерсена “Снежная королева”

Технологии: развивающие, коммуникативные.

Цели урока:

  1. развивающий аспект:
  • развивать умение планировать учебные действия;
  • развивать умение сравнивать, обобщать, систематизировать знания при установлении взаимосвязи между математическими понятиями;
  • развивать логическое мышление, память, внимание учащихся;
  1. обучающий аспект:
  • закрепить и обобщить знания учащимися понятий “скорость, время, расстояние” и взаимосвязи между ними;
  • отрабатывать вычислительные навыки при решении задач;
  • закрепить знания учащимися единиц длины, геометрических фигур и нахождения площади прямоугольника;
  1. воспитывающий аспект:
  • воспитывать любовь к другим людям через уважение, взаимопомощь при выполнении совместных видов деятельности;
  • воспитание уважения к себе в результате достижения целей, поставленных на уроке; воспитание дружеских отношений между учащимися, чувства взаимовыручки.

Оборудование: сигнальные карточки “Светофор”, иллюстрации к сказке, портрет Андерсена, карточки с заданиями, сигнальные карточки “Мое настроение”, презентация.

  1. Мотивация и подготовка к деятельности

- Прозвенел звонок, урок начинается. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг другу.

- Сегодня мы работаем в группах. Командиром 1-й группы назначается …, 2-й группы - …, 3-й группы - … . В каждой группе также работают консультанты (приколот значок К ). Командиры отвечают за выполнение группами правил поведения.

- Итак, вы настроились на работу, какое настроение у вас сейчас? (показывают сигнальные карточки “Мое настроение”)

- Сегодня мы будем закреплять умение решать задачи на движение и формировать вычислительные навыки. В конце урока вы должны будете составить формулы нахождения скорости, времени, расстояния.

- Наш урок будет не простой. Мы отправляемся в путешествие по сказке. А по какой, попробуйте угадать.

Выходит ученица в короне, с волшебной палочкой в руке.

Царство мое ледяное, безбрежное.
Я королева белая, снежная.
Я к вам пришла из сказки зимней
Я вся из снега, покрыл меня иней.
Я королева студеная, вьюжная,
С ледяными ветрами дружная.
Разбушуюсь вьюгою, порошею.
Заведу метель и всех заморожу я.

- Правильно, ребята, это Снежная королева. Назовите главных героев этой сказки. (Вывешиваются на доску иллюстрации).

  1. Экспресс – контроль готовности

- Мы сегодня на уроке должны помочь Герде найти своего друга Кая и освободить его от злых чар Снежной королевы. А для этого нужно справиться со всеми заданиями и собрать волшебные слова, которые помогут расколдовать Кая.

Интеллектуальная разминка.

Если вы найдете верное значение этих математических выражений и выберете букву в 1-м столбике, если оно верно, во 2-м столбике, если оно неверно, то сумеете составить слово, относящееся к этой сказке.

Запишите это слово в тетрадь. Презентация. <Слайд 1>

Равенства Верно Неверно
180:3=60 А Ш
90х4=320 У Н
120+280=400 Д О
600-370=230 Е М
125х0=125 Ц Р
360:3=120 С З
170х4=680 Е Ю
60х5=350 Я Н

- Результаты перед вами, быстро все проверьте сами <Слайд 2>.

- Какое слово у вас получилось? (АНДЕРСЕН)

- А какое отношение он имеет к этой сказке? <Слайд 3> – портрет Г.Х. Андерсена.

  1. Выделение сущности обобщаемого

- Унесла Снежная королева Кая в свое ледяное царство. А Герда отправилась его искать. Впереди огромное расстояние, двигаться нужно быстро и затратить как можно меньше времени.

- На экране вы видите величины <слайд 4>, распределите их по общим признакам в три столбика:

1 км/ч, 1 мин., 1 км, 1м, 1 м/мин., 1с, 1 дм, 1ч, 1м/с, 1 см.

- Как вы распределили? Почему так?

1 км/ч 1 км 1 мин
1 м/мин 1 м 1 с
1 м/с 1 дм 1 ч
1 см

- Все дальше и дальше продвигается Герда. Дошла до развилки дорог и растерялась: какой путь ей надо пройти? Помогите в этом разобраться.

500 км (в 1км = 1000м
500км = 500 000м
- это одинаковое расстояние,
выраженное разными единицами длины).
500 000 м
  1. Формирование общего в совместной самостоятельной работе

- А в это время все дальше и дальше уносит Кая Снежная королева. Кто же помогает ей в пути, угадайте?

ТЕР
 

(Ребус: ветер)

 - А сейчас вам предстоит узнать его скорость.

 Задача 1.

Сильный ветер за 7 секунд преодолевает расстояние 126 метров, а ураганный за это же время – 175 метров. Скорость какого ветра больше и на сколько?

  • Текст задачи на экране <слайд 5>, решают, записывая в тетради.
  • 1-й ученик в группе запись решения оформляет на листе маркером без пояснения.
  • Проверка решения. Вывешиваются листы на доску.
  • Один ученик из любой группы рассказывает, как их группа решила эту задачу.

Вывод: как найти скорость движения.

- Но Герда очень хочет спасти своего друга. Она идет все дальше и дальше и приходит к реке, где она садится … (во что?) в лодку и плывет на поиски своего друга.

Задача 2.

Скорость лодки, плывущей по течению 5км/ч, а скорость течения реки 2км/ч. Какое расстояние преодолеет лодка за 3 часа?

  • Задача на экране <слайд 6>.
  • Один ученик оформляет решение маркером на листе.
  • Решение задачи обсуждается в группах.
  • Проверка: Один ученик объясняет решение на доске.

- Есть ли другие варианты решения? (разные способы решения задачи?)

- Какой способ продуктивнее? Почему? (Он в 2 действия)

Вывод: как найти расстояние?

  1. Физкультминутка
  2. Задания на развитие мышления

 - А вы помните, что делает в это время Кай? Он играет с плоскими льдинками. Все они разной формы. Сравните их и попробуйте найти лишнюю. <Слайд 7>.

       

  • № 4 – это замкнутая ломаная,
  • № 1,2,3,5 – это многоугольники/

- Площадь какой фигуры можно найти? А как? (Повторите правила нахождения S прямоугольника).

- Не нашла Герда своего друга и в чужом королевстве. Но принц с принцессой были так добры к ней, что подарили… (Что?) золотую карету.

- Отправилась девочка дальше, да вот беда – разбойники.

Помогите Герде от них спастись, решите задачу на смекалку.

Устно!

  1. Пара лошадей пробежала 40км. По сколько км пробежала каждая лошадь?
  2. Росли 2 вербы. На каждой вербе по 2 ветки, на каждой ветке по 2 груши. Сколько всего груш?
  3. Если курица стоит на одной ноге, она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если встанет на 2 ноги?
  1. Анализ полученного результата и необходимые коррекции

Дифференцированные задания для с/р.

- Все ближе и ближе к Снежному королевству Герда. Кто помог преодолеть ей последние километры? (Олень)

Учащиеся получают индивидуальные задания на карточках.

  • Консультантам. Герда прошла пешком 35 км со скоростью 5 км/ч и на олене 250 км со скоростью 25км/ч. За какое время она доберется до снежного королевства?
  • Остальным учащимся. Скорость оленя 25км/ч. За какое время он преодолеет расстояние 250 км? Проверка решения устная. Вывод: как найти время движения?
  1. Анализ возможностей достигнутого результата

Запишите на листе формулы нахождения скорости, времени, расстояния (в каждой группе).

Анализируется работа каждой группы.

- Эти формулы нужно знать, чтобы уметь верно решать задачи на движение. Проверка на экране <слайд 8>.

  1. Итог урока

- А Кай собирает из льдинок слова. Соберите слова, и чары Снежной королевы спадут.

 

- Это одновременно и оценка работы каждой группы. Вы – молодцы, что помогли Герде выручить своего друга. Помните: дружба – великая сила! Оценка работы учащихся, самооценка работы.

- Настроение, поменялось ли оно в конце урока?

  1. Домашнее задание. Составить задачу на движение про героев какой-либо сказки – консультантам, всем остальным: п.т.с.25 № 4.