Цели и задачи:
- Знакомство учащихся.
- Знакомство со школой, РДС и ее символикой.
- Снятие психологического напряжения, заряд доброй, положительной энергии.
- Подготовка к коллективному планированию и организации жизни коллектива
Что подготовить:
- Оформить класс, цветы, шары, добрые пожелания.
- Оформить доску (см. ниже по сценарию).
- Канцелярные принадлежности (ручки, бумагу, кнопки, фломастеры).
- Подарки.
- Сердечко из бумаги для «комплимент – момента».
- Шапку.
- Визитки.
Как разместить: круг, в центре на столе весь необходимый материал.
Ход часа общения
- Вступительное слово классного руководителя.
Поздравление, приветствие.
- Знакомство.
В большинстве случаев знакомство начинается с улыбки. Улыбка ничего не стоит, но ценится очень дорого. Длится она мгновение, а в памяти остается навсегда. Шекспир считал, что улыбкой можно добиться больше, чем мечом. Хотите завоевать друзей – улыбайтесь. Оглянитесь вокруг, какие разные улыбки вас окружают. А впрочем, какие бывают улыбки?
- Аукцион улыбок (выигрывает последний, подобравший эпитет к слову «улыбка»).
Подсчитано, что в произведении Л.Н. Толстого упоминается 97 оттенков улыбки. Может быть, участники смогут придумать больше?
- Давайте улыбаться друг другу сегодня, каждый день, каждую минуту. Знакомство с улыбки начинается, а продолжается с представления друг другу. Давайте представимся.
- «Рифмуем имена» (игра).
Условия игры: необходимо сочинить двустишье на свое имя, которое начинается словами «Меня зовут…»
Например:
– Меня зовут Светлана, очень я люблю сметану.
– Меня зовут Настя, от меня вам здрасте!
- Если п. 5 не удался, то рекомендуется провести игру «Снежный ком» с именами.
- После знакомства детям следует раздать визитки с именами.
- Ну, вот, теперь, когда мы познакомились нам можно при встрече называть друг друга по имени, а чтобы разговор был приятным, игра «Комплимент – момент».
- Теперь следующий шаг знакомства (после улыбки, приветствия и комплимента) – приятный разговор. О чем? О чем можно говорить 1 сентября? О чем можно рассказать одноклассникам?
– Конечно же, о лете!
– Сегодня мы не будем писать пресловутое сочинение на тему «Как я провел лето», а заменим его на один вопрос «Какое оно было твое лето?»
У детей – лучи (бумажные) от солнца.
Коротко они отвечают на вопрос:
Например:
Летом я отдыхал на Селигере, все дни проводил на пляже. Поэтому мое лето – «отдыхально – загоральное».
А мое лето – «земляничное», т.к. мне удалось собрать много ягод и т.д.
Определения вписываются на лучи солнца и вывешиваются на доску.
- Закончилось …………..лето, – впереди целый год учебы, заданий, отметок (несколько слов о предметах, учителях, работающих в классе и т.д.).
– Кто готов к серьезным испытаниям?
– А кто пока не уверен в своих силах?
Давайте попробуем помочь тем, кто чего-то боится, сомневается, слабо верим в свои силы.
- Игра – тренинг «Поливальная машина».
Все учащиеся встают в «живой проход», желающий (сомневающийся) товарищу проходит внутри него, т.о. все стоящие по бокам, жмут ему руку, хлопают по плечу, улыбаются и говорят при этом добрые, дающие определенный настрой слова.
Например:
– Саша! Ты – лучший!
– У тебя все получится!
– Скоро снова лето, в конце концов!
И т.д.
В результате дети очищают друг друга от дурных мыслей и страхов, «обливают» струей новый чувств и заряжают энергией.
- Ну вот, теперь, когда все страхи и опасности позади, приступаем к «занятиям». Первое задание – простое, его мы получили на линейки… (Выполнили задание.)
- Задание будет в вашей школьной жизни много. Чтобы не устать от них нам, наверное, стоит периодическим развлекаться в свободное от учебы время, а так же приносить определенную пользу людям, делать что-то полезное для них, чтобы видеть улыбки на их лицах и слышать добрые слова. Что вы хотите сделать в классе нужного, полезного, веселого, интересного?
(Дети пишут на листочке, по кругу пускается «шапка»).
- Наметили общие дела. Сами. Сами будем их выполнять. А как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, стремящийся быть полезным и нужным, классу, школе, обществу. Каким вообще должен быть лицеист (старшеклассник).
Дети пишут на листочках качества, отличающие, по их мнению, лицеиста (старшеклассника).
Например:
Умный, добрый, внимательный к людям, ценящий красоту окружающего мира и т.д.
Пусть эти качества превращаются в ваши пожелания друзьям: обменивайтесь ими (по кругу), прочтите и попытайтесь им соответствовать весь год, всю жизнь.
- Слова пожелания пусть превращаются в дело. Дел будет много, чтобы не забыть чего-то, каждому из вас, приготовлен небольшой подарок: блокнот для записей (например).
- Еще больший подарок приготовила вам школа. Она встретила вас чистой, аккуратной и обновленной в этом году. Что было сделано в школе за лето – узнаем на экскурсии по школе (15 мин.).
- По завершению экскурсии в классе проводится аукцион «Школьных новостей» (дети называют по очереди все новшества, замеченные ими во время экскурсии. Последний назвавший – победитель, он получает приз – арбуз, например, который можно будет «уничтожить» всем классом).
- После импровизированного арбузника:
– Необходимая информация об организации нового учебного года.
– Вопросы с учебниками, расписанием.
– Разное.
- Заключительное слово классного руководителя. Прощание до завтра.
Примечания:
- Все тренинги, методики и приемы, используемые при составлении данного часа общения, не являются авторскими.
- К сожалению, ссылки на литературу представлены быть не могут, т.к. весь материал – почерпнут из практического многогодичного опыта собственно автора, его участия в семинарах и тренингах, некоторые приемы «подсмотрены» у коллег.