Сценарий интеллектуальной игры "По следам исчезнувших цивилизаций". 5 класс

Разделы: История и обществознание


Задачи игры:

  • Закрепление и расширение полученных знаний учащимися по теме “Древний Восток”.
  • Привитие навыков работы с дополнительной литературой, развитие потребности выходить за рамки школьной программы.
  • Повышение интереса к предмету.
  • Развитие творческих способностей учащихся.
  • Воспитание навыков общения учащихся в параллелях, в классе, в микрогруппе; обеспечение возможности проявить лидерские качества учащихся.

Время проведения: после прохождения разделов “Древний Египет” и “Передняя Азия в древности” (согласно тематическому и поурочному планированию по Истории древнего мира, 5-й класс. К учебнику Вигасина А.А., Годера Г.И., Свенцицкой И.С. “История древнего мира. 5-й класс” – декабрь месяц).

Технологии:

  • Элементы технологий развивающего обучения;
  • Игровые технологии с применением групповых форм организации познавательной деятельности учащихся (группы могут быть образованы как внутри класса, так и в параллели).

Предварительная подготовка:

  1. Задание классам:
  • Создать команду, выбрать капитана;
  • Проучаствовать в жеребьевке (цивилизация Древнего Востока, которую будут представлять команды);
  • Придумать название команды;
  • Создать эмблему;
  • Презентовать рассказ (“путеводитель”) об истории и культуре представляемой цивилизации;
  • Обеспечить группу поддержки.
  1. Выбрать жюри.
  2. Оформить помещение.
  3. Приготовить грамоты и призы для награждения.

Оборудование:

  • Карты государств Древнего Востока.
  • Таблички с названиями этапов игры.
  • Видеоаппаратура и видеоролик (отрывок из учебного фильма), “Цивилизации Древнего Востока”.
  • Музыкальное сопровождение.
  • Жетоны.

Оформление:

  1. Пространственная организация помещения.

1 – доска
2, 3 – столы для команд
4 – место ведущего
5 – стол жюри
6, 7 – места для болельщиков

  1. На доске – тема игры, карта, название этапов, материалы, подготовленные командой (по необходимости).
  2. Головные уборы для жюри (магистров истории).
  3. Костюмы для соведущих (учащиеся старших классов).

img2.jpg (65862 bytes)

Сценарный план игры

Вводное слово ведущего (учителя):

Древний мир предстает перед нами таинственным и загадочным. Несмотря на проделанную огромную работу археологов, искусствоведов, историков, филологов, еще много остается нераскрытым и неизученным.

Рождались и погибали целые государства, а на их развалинах вырастали новые. Так, оказались под землей Древний Вавилон, легендарная Ниневия, знаменитая Троя, и многие другие древние города, история которых отделена от нас несколькими тысячелетиями.

О жизни людей этих древних цивилизаций мы узнаем по сохранившимся памятникам культуры и искусства.

Порой даже самая незначительная находка может произвести переворот в науке. Например: найденный в гробнице фараона Тутанхамона среди ослепительных по красоте сокровищ ничем не примечательный амулет, выполненный из железа, оказался самым ценным предметом для исторической науки. Это позволило ученым доказать, что уже во 2 тыс. до н.э. египтянам было известно железо.

Изучая историю Древнего Мира, мы каждый урок открываем для себя что-то новое, а сегодня мы сможем проверить себя в уже имеющихся знаниях по истории древних цивилизаций. Но главная задача – приобрести стимул для дальнейшего изучения истории, заинтересоваться самим и заинтересовать окружающих.

Представление команд:

5 А класс – представители Древнейшей цивилизации Египта.

Интеллектуальная, серьезная, дружная команда. Команда, которая нацеливает себя только на победу, участники не позволяют себе расслабляться, даже если им достается слабый соперник.

А соперник у них сегодня далеко не слабенький, команду

5 Б класса представляют знаменитые интеллектуалы, серьезные, основательные знатоки истории, достойные конкуренты в борьбе за победу, жители Древнего Вавилона.

Как называются эти команды и что интересного они могут поведать об истории тех государств, откуда прибыли, мы узнаем из нашего 1 конкурса, который называется “Представление команд” (творческий рассказ команд о представляемой цивилизации).

Итак, мы познакомились с командами – поскольку это конкурс, то все задания оцениваются строгим, но справедливым жюри. Нашим “Советом магистров”. Разрешите мне представить наших наимудрейших (представление жюри).

Они отмечены почетным знаком компетентных людей в области истории – шапками магистров.

Оценки за первый конкурс мы узнаем у представителей Магистрата чуть позже, а пока переходим к конкурсу 2, он называется “За границей учебника” (примерные вопросы см. в приложении).

Приложение

Правила конкурса:

  1. Вопросы задаются командам поочереди, на обсуждении не более 20 сек. – ответ (1 балл), за неполный ответ (0,5 балла).
  2. Вторая команда может ответить только в случае полностью неправильного, или вообще при отсутствии ответа (1 балл).

Слово жюри.

“Кто больше” (1 балл за каждую правильно названную позицию).

“Озвучка” (сюжет из истории Древнего Мира, без звука на фоне музыки, путем жеребьевки – выбираем сюжет, команда готовит комментарии увиденного).

Пока команды готовятся, мы играем с болельщиками.

“Простые вопросы” (жетоны за правильный ответ).

Слово жюри.

“Найди ошибку” (конкурс проводят соведущие игры (старшеклассники) в костюмах, от имени жителей древних цивилизаций представляют рассказ, где заведомо допущены ошибки; задача команд выявить эти ошибки и исправить их).

Приложение

Литература

  1. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира. 5-й класс, Просвещение, 2002.
  2. Годер Г.И. Задания и задачи по истории Древнего мира. 5-й класс. М., «Просвещение» 1996.
  3. Камышанова З.А., Камышанов К.А. 300 вопросов и ответов по истории и культуре Древнего мира. М., Академия Развития, 1998.