Цели урока:
- Сформировать представление о видах связи и уровне ее развития.
- Показать элементы инфраструктуры и географию сферы услуг.
- Познакомить с основным ресурсом шестого цикла Кондратьева – информацией.
- Закрепить представление о фундаментальном понятии информатики, таком, как “информация”.
- Развитие дальнейших навыков работы с прикладными программами.
- Познакомиться с такими понятиями как: web-страницы, браузер, гиперссылка.
- Использовать ресурсы сети Internet для поиска информации.
Задачи:
Образовательные:
- познакомиться с отраслью, которая ничего “материального” не производит, а лишь оказывает разнообразные услуги предприятиям, населению, обществу в целом;
- рассмотреть влияние телекоммуникационных сетей на территориальную организацию общества и образ жизни людей;
- научить учащихся искать нужную информацию, используя средства.
Развивающие:
- развить потребности самообразования;
- использовать знания, умения и навыки, полученные на уроках географии и информатики.
Воспитательные:
- адаптировать учащихся для жизни в информационном обществе;
- формирование социокультурной компетенции, предусматривающей овладение навыками и умениями для успешной межкультурной коммуникации;
- повышение самомотивации к изучению географии;
- понимать важность и актуальность использования современных обучающих мультимедийных программ.
Тип урока:
урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Оборудование:
Политико-административная карта России. Физическая карта России. Обучающая программа “Фобус” (Системные требования: Windows 95/98/NT/2000/XP; Pentium 200 МГц; 32 Мб оперативной памяти; разрешение экрана 800x600 с глубиной цвета 16 бит; 250 Мб свободного места на жестком диске;CD-ROM; клавиатура; издатель: Новый диск, раздел “Интернет” Особенности программы: Практика вместо теории. Углубленное изучение основ работы в Интернете. Полная имитация среды изучаемых программ. Анализ и комментарии всех действий пользователя. Развитие навыков практической работы с компьютером за минимальный срок. Уникальная методика обучения на основе активного диалога с компьютером. Индивидуальный подход); учебный класс с компьютерами, книги, тетради; мультимедийный проектор и экран.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сообщение темы урока: “ Информационная
инфраструктура. Информация. Информационные
процессы. Практическая работа с программой Internet
Explorer (Фобус- Internet -электронный практикум)”. Приложение 1.
Учитель географии: Сегодня вы видите перед
собой двух учителей, и соответственно к вам
предъявляются требования по двум предметам:
географии и информатики.
Учитель информатики: Для меня важно то, как вы
будете использовать навыки, полученные на уроках
информатики и применять их в изучении другого
предмета – географии.
Учитель географии: Думаю, это у Вас отлично
получится, и вы покажите хорошие знания по двум
предметам.
Учитель информатики: Сегодня мы с вами
используем ресурсы сети Internet для поиска
информации. Познакомимся с такими понятиями как:
web-страница, браузер, гиперссылка (на экране с
помощью проектора показано правильное написание
этих понятий). Сможем понять важность и
актуальность использования современных
обучающих мультимедийных программ. Выполним
практическую работу по поиску информации.
Учитель географии: Познакомимся с непроизводственной отраслью современного хозяйства, информационной инфраструктурой; главным ресурсом инфраструктуры – информацией. Рассмотрим влияние информационной инфраструктуры на территориальную организацию общества и жизнь людей, выполним практическую работу на контурной карте.
II. Совершенствование знаний учащихся по текущей теме.
Учитель географии: Необходимым условием существования современного общества является инфраструктура, то есть все то, без чего невозможно современное развитие хозяйства, жизнедеятельность страны и ее населения.
Элементы инфраструктуры представлены на схеме: (схема на экране)
Инфраструктура:
Производственная |
Транспортная |
Социальная |
Информационная |
Энергосети, Водоснабжение, Теплоснабжение, Газоснабжение, Складское хозяйство, Архивы |
Магистрали, |
здравоохранение, |
связь (телефон, телеграф, |
В чем состоит значение информации для современного общества?
Ученик: Ценность информации как важного ресурса отмечена была очень давно, однако по- настоящему особое влияние человечество стало ощущать в 1990-х., в период лавинообразного развития телекоммуникационных сетей, электронных средств связи и появления сети Интернет. Наиболее популярной ее частью стала Всемирная информационная паутина. Информация ресурс нематериальный, а значит, требует особых способов добычи получения, обогащения обработки, транспортировки передачи и использования потребления. А доступ и обладание системами обработки информации и сетями для ее передачи обеспечивают наибольшее влияние в обществе и доходы.
Учитель информатики: Вспомним определение информации. Назовите пять свойств информации.
Ученик: Информация – это смысл, содержащийся в объектах окружающей действительности. Для того, чтобы обладать информацией, необходимо извлекать этот смысл, основное содержание объективной действительности для удовлетворения своих информационных потребностей. Свойства – полезность, актуальность, достоверность, надежность, безопасность.
Учитель информатики: Что такое Всемирная паутина? Как найти информацию с помощью всемирной паутины “Интернет”?
Ученик: Интернет – это телекоммуникационная сеть. К Началу 1997 года в Интернете работало 40 миллионов пользователей, в 2000 году их стало 100 млн. человек. В России более 3 млн. пользователей сети Интернет. Лидер этой сети – Москва.
Учитель информатики: WWW, Web, Всемирная паутина – часть Интернет, содержащая информацию, размещенную на миллионах компьютеров по всему миру. При подключении к Интернет компьютер имеет доступ к информации. Информация WWW по форме представляет связанные между собой Web- страницы, образующие как бы охватывающие весь мир паутину. Для работы с Web- страницами предназначена программа браузер. Вход в Интернет производится путем запуска браузера.
Учитель географии: В результате интеграции различных типов телекоммуникационных сетей – радио и телевидение, телефонной, мобильной, сотовой связи, компьютерных сетей, передача разных видов информации происходит по одним и тем же каналам .С помощью компьютера появилась возможность воспользоваться услугами всех видов связи. Какие виды связи вы знаете?
Ученик: Связь – это отрасль, которая обеспечивает прием и передачу информации. Связь делится на два вида: почтовую и электрическую.
Почтовая связь занимается приемом, перевозкой и доставкой почтовых отправлений (писем, посылок, переводов и т.д.). Уровень развития почтовой связи высок: на 10 тысяч жителей приходится 3 предприятия связи.
Электрическая связь состоит из телефонной, телеграфной, космической, электронной почты, телевизионного и радиовещания. Предприятия, обеспечивающие эти виды связи, соединены между собой кабельными, радиорелейными и спутниковыми каналами связи.
К1996 году очередь на установку домашних телефонов в России составила около 10 млн. человек.
Спрос на установку телефона подтолкнул развитие беспроводной связи – сотовой. Ретрансляторы этой связи расположены по углам шестиугольника, похожи на пчелиные соты. Первая система сотовой связи, появилась в России в 1991 году, но темпы ее развития очень высокие.
Учитель географии: Как средства телекоммуникации влияют на территориальную организацию общества?
Ученик: Они способствуют более свободному размещению, как населения, так и производства. Влияние расстояния и транспортных затрат на себестоимость продукции резко снижается. Стоимость пересылки электронного письма соседу по дому или коллеге в Австралию одинакова и зависит только от размера документа.
Ученик: Под влиянием телекоммуникационных сетей происходит концентрация человеческой деятельности в ограниченном числе центров. Причина – значительная стоимость новейших систем связи и обслуживающего оборудования. Размещение таких центров обуславливает география телекоммуникационных сетей. Это крупные города – Москва, Санкт-Петербург.
Учитель географии: С развитием телекоммуникаций возникает новый вид “груза” – это информация, перетекающая из страны в страну, из региона в регион. Усиление роли информации принимает всеобщий характер. Информация ресурс нематериальный, а значит, требует особых способов добычи получения, обогащения обработки, транспортировки передачи и использования потребления. А доступ и обладание системами обработки информации и сетями для ее передачи обеспечивают наибольшее влияние в обществе и доходы. Место страны на информационном рынке сильно влияет на ее геополитическое положение. Мало стать пользователем информационного пространства, необходимо активно участвовать в его создании, контролировать телекоммуникаций и не зависеть от иностранных государств и компаний.
III. Практическая работа.
Учитель географии: отметим на контурной карте центры оптико-волоконных линий. Для этого разделимся на группы.
Учитель информатики: С помощью компьютерной программы найдем информацию о пещерах Крыма. Вспомним ТБ при работе на компьютере.
1 группа: работа с тестом и на контурной карте. Отметим на контурной карте центры вдоль оптико-волоконных линий, составляющих “хребет” телекоммуникаций страны.
2 группа: работа за компьютером. Найти информацию о пещерах Крыма. Дать определение браузера.
Ход работы:
1. Запустить обучающую систему “Фобус”. Ярлык на рабочем столе <рисунок 1>.
Рис. 1
2. Следуя инструкциям программы открыть тему №1 <рисунок 2>. Записать в тетрадь определения: WWW (Всемирной паутины), web-страницы, браузера.
Рис. 2
3. Перейти на следующую страницу <рисунок 3>.
Рис. 3
4. Перемещаясь по гиперссылкам, нашли информацию о пещерах Крыма <рисунок 4>.
Рис. 4
5. Нашли информацию о пещерах Крыма <рисунок 5>.
Рис. 5
6. Записали в тетрадь каким образом можно сохранять web-страницы полностью или в виде текстового файла, как можно сохранить рисунки <рисунок 6>.
Рис. 6
7. Определили, каким образом можно сохранить ссылку на страницу, в Избранное <рисунок 7>.
Рис. 7
IV. Подведение итогов урока.
Учитель географии: Сегодня на уроке мы с вами работали при помощи географических карт, текста учебника, статистических данных.
Учитель информатики: Вы выполнили практическую работу: давайте сделаем выводы по нашей теме.
Вопросы классу:
- Как вы думаете, почему информацию считают ценным “ресурсом”?
- Чем объяснить, что в сельской местности так медленно идет развитие современных средств связи?
- Как наш населенный пункт получает и отправляет нужную информацию?
- Влияет ли информационная структура на образ жизни людей?
- Что такое браузер, web-страница, гиперссылка?
- Как сохранить информацию из web?
Выводы.
Подводим итоги урока, благодарим детей за активное участие и хорошую подготовку.
Выставляем оценки с помощью оценочного листа.