Практическое применение метода проектов в начальной школе

Разделы: Иностранные языки


Большинство детей в начальной школе не осознают, для чего они изучают иностранный язык. Поэтому мотивацию учебной деятельности можно считать слабой. Что помогает повысить интерес к предмету? У младших школьников – это, конечно же, эмоции. Положительные эмоции, связанные с личными переживаниями. Метод проектов позволяет приблизить программный материал к жизненному опыту самого учащегося. Таким образом, метод проектов становиться “средством обучения, средством усвоения определенного учебного материала” [1] иными словами, учитель реализует дидактическую цель через личное осмысление, творческую разработку проблемы и получение реального практического результата самим учеником под непосредственным руководством учителя. Эту мысль высказывает и доктор педагогических наук, известный исследователь в области современных технологий обучения Е.С.Полат. Она определяет метод проектов как “определенным образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде того или иного выхода, но организацию процесса достижения этого результата”. [2] И предлагает классификацию методов по доминирующему в проекте методу

  • Исследовательские.

“Интервью”, “Анкета”, “Банк информации”.

  • Творческие.

Сочинения, видеофильмы, стенгазеты, экспедиции, “Коллаж”.

  • Ролевые игры.

Инсценировка сказки, “Чайные урок”, “Салатный урок”.

  • Практико-ориентированные.

Заочное путешествие по странам изучаемого языка. Ищем следы английского языка.

Одним из примеров исследовательского проекта можно назвать проект, разработанный детьми 4-го класса “My family is going shopping”. Где дети собирают информацию методом прямого наблюдения, а затем, во время презентации проектов, ведется статистический учет самых популярных продуктов и самых активных покупателей среди членов семьи. Предлагаю план-конспект урока.

Тема: “Моя семья ходит за покупками”.

Тип урока: нетрадиционный.

Цель урока: активизация изученной в рамках темы лексики в речи.

Задачи:

  • Формировать моторно-графический навык при составлении рассказа-описания с опорой на образец.
  • Совершенствовать навыки аудирования, говорения и письменной речи.
  • Развивать репродуктивное воображение и наглядно-образное мышление.
  • Воспитывать культуру умственного труда, эстетические чувства.

Оборудование: картинки с изображением продуктов питания, дети заранее приготовили фотографии или рисунки членов семьи в магазине и список продуктов, которые они покупают.

Заранее детям давалось задание посетить магазин с родителями и записать, какие продукты берут в корзину члены семьи и по возможности сфотографировать (или нарисовать).

На уроке происходит заполнение импровизированной таблицы, которая затем дает возможность произвести мониторинг популярности продуктов и интенсивность посещения магазинов каждым членом семьи, что и является сутью исследлвания.

Ход урока

Этап

Действия учителя

Действия детей

1. Оргмомент

2 мин.

Good morning children.

(everyday questions we use)

Today we’ll tell about our family and about food.

 
2. Актуализация

3-5 мин.

Let’s revise the words using There is/are some…

Учитель показывает карточку с изображением, и просит обосновать выбор глагола.

Карточки, названные детьми, вывешиваются на доску в горизонтальном направлении таблицы

Дети называют продукт, включая его в структуру предложения.

Объясняют причину выбора

3. Подготовительная работа

2 мин.

Эти предложения нам понадобятся сегодня, для составления нашего фоторепортажа.

Take the photos and look at the plan.

Глядя на фотографии, с опорой, на план составляют текст защиты проекта.
4. Тренировочные упражнения

10 мин.

Давайте запишем текст в тетрадь Записывают текст в тетради
Защита проектов Tell us about your family, Please.

Вы будете рассказывать , а я отмечать продукты, которые покупались.

Учитель во время ответа ребенка делает отметки в таблице напротив продуктов, предварительно указав, кто делает покупки.

Рассказывают по одному

Остальные дети внимательно слушают.

См. рисунки 1-4.

В более сильных классах можно предложить детям по очереди самим отмечать купленные продукты

Подсчет результатов

2 мин.

Ну что ж, мы защитили свои проекты, а теперь давайте посмотрим, кто же из семьи самый активный покупатель и какие продукты чаще всего покупают в магазине.

Учитель задает вопрос:

Who goes shopping more often?

What is the most popular food?

Подсчитываются количество отметок по горизонтали и по вертикали. Распределяются места I, II, III.

The first prize is our …
The second…
The third…
The first prize is/ are…
The second…
The third…

5. Итог

1 мин.

Итак, мы составили сегодня рассказ о покупках, представили проекты, используя данный рассказ и проследили , кто самый активный покупатель в нашей семье и какие продукты покупают чаще всего. Можно предложить детям самим подвести итог
6. Оценки

2 мин.

Оценки за работу на уроке:…

Критерии оценки :

  1. Иллюстрация
  2. Умение пользоваться образцом
  3. Правильность речи
 
7. Домашнее задание

1 мин.

Повторение всех слов по теме

АВ стр 26-27 подготовка к контрольной работе

Записывают с дневники Д.з.

На доске оформляется таблица, в которую заносятся результаты исследования:

Plan.

This is my …/ These are my…

She is/ they are going shopping. This is her/ their trolley/ basket/ bag.

There is some… / There are some…

 

Me

Mother

Father

Sister

Grandma

Grandpa

4 7 8 5 3 4 1              
Vv v vvv V                   7
  Vv vv     v v             6
V   V V V Vv               6
  Vv   V   V               4
V V v V V                 5
  V V v v                 4
Apples bananas carrots bread milk juice                

Таким образом, дети применяют знания на практике и с интересом участвуют в учебном процессе.

Литература:

1. Копылова В.В. методика проектной работы на уроках английского языка. Методическое пособие. М. “Дрофа” 2003 г. Стр. 31.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров. / Под ред. Е.С.Полат. М.:ИЦ “Академия”, 1999. С. 82.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4