Большинство детей в начальной школе не осознают, для чего они изучают иностранный язык. Поэтому мотивацию учебной деятельности можно считать слабой. Что помогает повысить интерес к предмету? У младших школьников – это, конечно же, эмоции. Положительные эмоции, связанные с личными переживаниями. Метод проектов позволяет приблизить программный материал к жизненному опыту самого учащегося. Таким образом, метод проектов становиться “средством обучения, средством усвоения определенного учебного материала” [1] иными словами, учитель реализует дидактическую цель через личное осмысление, творческую разработку проблемы и получение реального практического результата самим учеником под непосредственным руководством учителя. Эту мысль высказывает и доктор педагогических наук, известный исследователь в области современных технологий обучения Е.С.Полат. Она определяет метод проектов как “определенным образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде того или иного выхода, но организацию процесса достижения этого результата”. [2] И предлагает классификацию методов по доминирующему в проекте методу
- Исследовательские.
“Интервью”, “Анкета”, “Банк информации”.
- Творческие.
Сочинения, видеофильмы, стенгазеты, экспедиции, “Коллаж”.
- Ролевые игры.
Инсценировка сказки, “Чайные урок”, “Салатный урок”.
- Практико-ориентированные.
Заочное путешествие по странам изучаемого языка. Ищем следы английского языка.
Одним из примеров исследовательского проекта можно назвать проект, разработанный детьми 4-го класса “My family is going shopping”. Где дети собирают информацию методом прямого наблюдения, а затем, во время презентации проектов, ведется статистический учет самых популярных продуктов и самых активных покупателей среди членов семьи. Предлагаю план-конспект урока.
Тема: “Моя семья ходит за покупками”.
Тип урока: нетрадиционный.
Цель урока: активизация изученной в рамках темы лексики в речи.
Задачи:
- Формировать моторно-графический навык при составлении рассказа-описания с опорой на образец.
- Совершенствовать навыки аудирования, говорения и письменной речи.
- Развивать репродуктивное воображение и наглядно-образное мышление.
- Воспитывать культуру умственного труда, эстетические чувства.
Оборудование: картинки с изображением продуктов питания, дети заранее приготовили фотографии или рисунки членов семьи в магазине и список продуктов, которые они покупают.
Заранее детям давалось задание посетить магазин с родителями и записать, какие продукты берут в корзину члены семьи и по возможности сфотографировать (или нарисовать).
На уроке происходит заполнение импровизированной таблицы, которая затем дает возможность произвести мониторинг популярности продуктов и интенсивность посещения магазинов каждым членом семьи, что и является сутью исследлвания.
Ход урока
Этап |
Действия учителя |
Действия детей |
1. Оргмомент 2 мин. |
Good morning children. (everyday questions we use) Today we’ll tell about our family and about food. |
|
2. Актуализация 3-5 мин. |
Let’s revise the words using There is/are some… Учитель показывает карточку с изображением, и просит обосновать выбор глагола. Карточки, названные детьми, вывешиваются на доску в горизонтальном направлении таблицы |
Дети называют продукт, включая его в
структуру предложения. Объясняют причину выбора |
3. Подготовительная работа 2 мин. |
Эти предложения нам понадобятся
сегодня, для составления нашего фоторепортажа. Take the photos and look at the plan. |
Глядя на фотографии, с опорой, на план составляют текст защиты проекта. |
4. Тренировочные упражнения 10 мин. |
Давайте запишем текст в тетрадь | Записывают текст в тетради |
Защита проектов | Tell us about your family, Please. Вы будете рассказывать , а я отмечать продукты, которые покупались. Учитель во время ответа ребенка делает отметки в таблице напротив продуктов, предварительно указав, кто делает покупки. |
Рассказывают по одному Остальные дети внимательно слушают. См. рисунки 1-4. В более сильных классах можно предложить детям по очереди самим отмечать купленные продукты |
Подсчет результатов 2 мин. |
Ну что ж, мы защитили свои проекты, а
теперь давайте посмотрим, кто же из семьи самый
активный покупатель и какие продукты чаще всего
покупают в магазине. Учитель задает вопрос: Who goes shopping more often? What is the most popular food? |
Подсчитываются количество отметок по
горизонтали и по вертикали. Распределяются места
I, II, III. The first prize is our … |
5. Итог 1 мин. |
Итак, мы составили сегодня рассказ о покупках, представили проекты, используя данный рассказ и проследили , кто самый активный покупатель в нашей семье и какие продукты покупают чаще всего. | Можно предложить детям самим подвести итог |
6. Оценки 2 мин. |
Оценки за работу на уроке:… Критерии оценки :
|
|
7. Домашнее задание 1 мин. |
Повторение всех слов по теме АВ стр 26-27 подготовка к контрольной работе |
Записывают с дневники Д.з. |
На доске оформляется таблица, в которую заносятся результаты исследования:
Plan. This is my …/ These are my… She is/ they are going shopping. This is her/ their trolley/ basket/ bag. There is some… / There are some… |
Me Mother Father Sister Grandma Grandpa |
4 | 7 | 8 | 5 | 3 | 4 | 1 | |||||||
Vv | v | vvv | V | 7 | |||||||||||
Vv | vv | v | v | 6 | |||||||||||
V | V | V | V | Vv | 6 | ||||||||||
Vv | V | V | 4 | ||||||||||||
V | V | v | V | V | 5 | ||||||||||
V | V | v | v | 4 | |||||||||||
Apples | bananas | carrots | bread | milk | juice |
Таким образом, дети применяют знания на практике и с интересом участвуют в учебном процессе.
Литература:
1. Копылова В.В. методика проектной работы на уроках английского языка. Методическое пособие. М. “Дрофа” 2003 г. Стр. 31.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров. / Под ред. Е.С.Полат. М.:ИЦ “Академия”, 1999. С. 82.
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4