Цель:
- Продолжить знакомить с правилами личной гигиены;
- Дать более полное представление о назначении и строении зубов;
- Формировать у детей биологический смысл гигиенических мероприятий по уходу за зубами (чистка зубов, полоскание рта после еды, посещение стоматолога при зубной боли и в целях профилактики зубных болезней);
- Положительно относиться к зубным врачам.
Материалы: зеркала на каждого ребенка, магнитофон, кассета “Улыбка”, зубочистка на каждого ребенка; черный картон, зубные щетки на каждого ребенка. Стакан с водой на каждого ребенка, иллюстрация больного зуба, плакат.
Предварительная работа: рассматривание книг и иллюстраций, чтение стихов, загадок, пословиц, словесно-дидактические игры, целевая прогулка в поликлинику, экскурсия в кабинет врача детского сада.
Ход занятия
I
– Дети, вы уже большие, скоро пойдете в школу, многое знаете и умеете.
– Давайте вспомним почему мы умываемся, расчесываемся и т.д.? (ответы детей)
– Ребята, сегодня у нас необычное интересное занятие. Сначала, пройдите в комнату для умывания и помойте руки.
(Дети моют руки и рассаживаются за столы.)
– Вы уже познакомились с некоторыми частями и органами тела, а сегодня поговорим о зубах.
– Скажите, где расположены зубы?
– Для чего они нам нужны? (ответы детей: жевать, откусывать)
Рассматривание зубов при помощи зеркала.
– Одинаковы ли зубы по форме и размеру? (ответы детей: нет)
Рассмотреть сначала передние зубы
– Какие они по форме?
– Для чего нужны?
(Передние или резцы имеют ровные острые края и используются для срезания и откусывания пищи)
– Как выглядят зубы, расположенные по бокам? Для чего они нужны?
Предложить детям крепко их сжать, почувствовать давление. (Это коренные зубы, они имеют 4-5 бугорков и служат для дробления пищи)
Рассматривание одного зуба. Предложить поводить языком по зубу. Определить, что он гладкий.
– Какого цвета зуб?
– Какой формы?
Поступать по нему – он крепкий?
То, что вы видите – это верхняя часть зуба и называется коронкой. В нижней части коронка сужается и самая узкая часть называется шейкой. Между зубами в районе шейки образуется межзубная щель, в которой скапливаются остатки пищи.
Предложить подергать пальцами зуб.
– Можно ли его вытащить?
– Почему он так крепко сидит?
– Что такое десна? (Это то, что окружает шейку зуба, а ниже – челюстная кость)
Предложить пальцами поводить по десне.
– Что вы чувствуете на деле? (бугорки)
– Как вы думаете, что это за бугорки? (Это корни зуба, с помощью которых он крепко держится. Корни размеру такие же, как и коронка.)
Физкультминутка “Улыбка”
Дети под песенку “Улыбка” улыбаются друг другу и замечают, что у некоторых детей уже выпали молочные зубы.
II
.– Скоро все ваши зубы поменяются. Молочные зубы выпадут и вырастут постоянные, на всю жизнь.
– Дети, а могут ли зубы болеть? Как вы думаете, почему? (от сладких конфет, шоколада, горячего чая, холодного мороженного, когда грызут орехи зубами, открывают зубами крышки, грызут сухари, не чистят зубы, не полоскают)
– Как отличить больной зуб от здорового?
Предложить рассмотреть еще раз зубы, найти и определить у кого есть больные зубы?
– Почему зубы начинают болеть? Во рту много микробов – полезных и вредных, между ними идет постоянная борьба. Если вредных микробов больше, то они побеждают и начинают грызть здоровый зуб. Постепенно они разгрызают верхний белый слой, и на зубе появляется сначала темное пятно, потом дырочка. (Иллюстрация больного зуба) Если ее не лечить, то она разрастается и зуб начинает сильно болеть. Может начаться воспаление и зуб придется удалить.
Игра с мячом “Что полезно для зубов, что не полезно”
Полезно |
Не полезно |
Морковь |
Шоколад |
Яблоко |
Конфета |
Молоко |
Печенье |
Творог |
Леденцы |
Сметана |
Зефир |
Масло |
Пирожное |
Кефир |
мороженное |
Микробов, которые портят нам зубы, мы можем с вами даже увидеть.
Эксперимент со спичкой
Дети с помощью зубочистки соскабливают желтый налет и на черной бумаге рассматривают его – это есть вредные микробы.
Предложить сухой зубной щеткой почистить зубы, прополоскать щетку в чистой воде – и отметить. Что вода помутнела.
III
– Как вы думаете, надо ли бороться с вредными микробами?
– Что для этого надо делать? (чистить зубы, полоскать рот, грызть овощи и фрукты)
– Как часто следует чистить зубы? (утром и вечером)
– Почему? (Микробы мелкие, их не видно, но они очень вредные, разрушают твердые зубы. Вечером чистят зубы, чтобы освободить их от остатков пищи, а утром, чтобы освежить дыхание и защитить зубы на целый день)
– Как вы думаете, у детей и у взрослых щетки должны быть одинаковыми (ответы детей)
-Правильно, щетки для детей и для взрослых должны быть разными (Показ щеток зубных)
– Как правильно надо чистить зубы? (Показ на руке – пальцы – это зубы) Чтобы дети могли определить правильный это прием или нет.
Предложить детям самим почистить зубы понаблюдать за правильным выполнением
Процедуры (зубы чистят, проводя щеткой в верх – вниз, как бы “выметая” микробов)
– Но это еще не все, что надо знать о зубах. А вдруг у вас все-таки разболятся зубы. Что делать? (Надо обратиться к врачу-стоматологу)
– Если зубы лечить вовремя, то они никогда не будут болеть. Сегодня я была у стоматолога, проверяла свои зубы и рассказала врачу о вас, ребята. Стоматолог передал вам привет, пожелал вам здоровья и подарил вам этот плакат. На плакате нарисовано, как правильно чистить зубы. Плакат мы повесим на видное место.