Занятие с детьми старшей группы детского сада по теме "Подружись с зубной щеткой"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  1. Продолжить знакомить с правилами личной гигиены;
  2. Дать более полное представление о назначении и строении зубов;
  3. Формировать у детей биологический смысл гигиенических мероприятий по уходу за зубами (чистка зубов, полоскание рта после еды, посещение стоматолога при зубной боли и в целях профилактики зубных болезней);
  4. Положительно относиться к зубным врачам.

Материалы: зеркала на каждого ребенка, магнитофон, кассета “Улыбка”, зубочистка на каждого ребенка; черный картон, зубные щетки на каждого ребенка. Стакан с водой на каждого ребенка, иллюстрация больного зуба, плакат.

Предварительная работа: рассматривание книг и иллюстраций, чтение стихов, загадок, пословиц, словесно-дидактические игры, целевая прогулка в поликлинику, экскурсия в кабинет врача детского сада.

Ход занятия

I

– Дети, вы уже большие, скоро пойдете в школу, многое знаете и умеете.

– Давайте вспомним почему мы умываемся, расчесываемся и т.д.? (ответы детей)

– Ребята, сегодня у нас необычное интересное занятие. Сначала, пройдите в комнату для умывания и помойте руки.

(Дети моют руки и рассаживаются за столы.)

– Вы уже познакомились с некоторыми частями и органами тела, а сегодня поговорим о зубах.

– Скажите, где расположены зубы?

– Для чего они нам нужны? (ответы детей: жевать, откусывать)

Рассматривание зубов при помощи зеркала.

– Одинаковы ли зубы по форме и размеру? (ответы детей: нет)

Рассмотреть сначала передние зубы

– Какие они по форме?

– Для чего нужны?

(Передние или резцы имеют ровные острые края и используются для срезания и откусывания пищи)

– Как выглядят зубы, расположенные по бокам? Для чего они нужны?

Предложить детям крепко их сжать, почувствовать давление. (Это коренные зубы, они имеют 4-5 бугорков и служат для дробления пищи)

Рассматривание одного зуба. Предложить поводить языком по зубу. Определить, что он гладкий.

– Какого цвета зуб?

– Какой формы?

Поступать по нему – он крепкий?

То, что вы видите – это верхняя часть зуба и называется коронкой. В нижней части коронка сужается и самая узкая часть называется шейкой. Между зубами в районе шейки образуется межзубная щель, в которой скапливаются остатки пищи.

Предложить подергать пальцами зуб.

– Можно ли его вытащить?

– Почему он так крепко сидит?

– Что такое десна? (Это то, что окружает шейку зуба, а ниже – челюстная кость)

Предложить пальцами поводить по десне.

– Что вы чувствуете на деле? (бугорки)

– Как вы думаете, что это за бугорки? (Это корни зуба, с помощью которых он крепко держится. Корни размеру такие же, как и коронка.)

Физкультминутка “Улыбка”

Дети под песенку “Улыбка” улыбаются друг другу и замечают, что у некоторых детей уже выпали молочные зубы.

II.

– Скоро все ваши зубы поменяются. Молочные зубы выпадут и вырастут постоянные, на всю жизнь.

– Дети, а могут ли зубы болеть? Как вы думаете, почему? (от сладких конфет, шоколада, горячего чая, холодного мороженного, когда грызут орехи зубами, открывают зубами крышки, грызут сухари, не чистят зубы, не полоскают)

– Как отличить больной зуб от здорового?

Предложить рассмотреть еще раз зубы, найти и определить у кого есть больные зубы?

– Почему зубы начинают болеть? Во рту много микробов – полезных и вредных, между ними идет постоянная борьба. Если вредных микробов больше, то они побеждают и начинают грызть здоровый зуб. Постепенно они разгрызают верхний белый слой, и на зубе появляется сначала темное пятно, потом дырочка. (Иллюстрация больного зуба) Если ее не лечить, то она разрастается и зуб начинает сильно болеть. Может начаться воспаление и зуб придется удалить.

Игра с мячом “Что полезно для зубов, что не полезно”

Полезно

Не полезно

Морковь

Шоколад

Яблоко

Конфета

Молоко

Печенье

Творог

Леденцы

Сметана

Зефир

Масло

Пирожное

Кефир

мороженное

Микробов, которые портят нам зубы, мы можем с вами даже увидеть.

Эксперимент со спичкой

Дети с помощью зубочистки соскабливают желтый налет и на черной бумаге рассматривают его – это есть вредные микробы.

Предложить сухой зубной щеткой почистить зубы, прополоскать щетку в чистой воде – и отметить. Что вода помутнела.

III

– Как вы думаете, надо ли бороться с вредными микробами?

– Что для этого надо делать? (чистить зубы, полоскать рот, грызть овощи и фрукты)

– Как часто следует чистить зубы? (утром и вечером)

– Почему? (Микробы мелкие, их не видно, но они очень вредные, разрушают твердые зубы. Вечером чистят зубы, чтобы освободить их от остатков пищи, а утром, чтобы освежить дыхание и защитить зубы на целый день)

– Как вы думаете, у детей и у взрослых щетки должны быть одинаковыми (ответы детей)

-Правильно, щетки для детей и для взрослых должны быть разными (Показ щеток зубных)

– Как правильно надо чистить зубы? (Показ на руке – пальцы – это зубы) Чтобы дети могли определить правильный это прием или нет.

Предложить детям самим почистить зубы понаблюдать за правильным выполнением

Процедуры (зубы чистят, проводя щеткой в верх – вниз, как бы “выметая” микробов)

– Но это еще не все, что надо знать о зубах. А вдруг у вас все-таки разболятся зубы. Что делать? (Надо обратиться к врачу-стоматологу)

– Если зубы лечить вовремя, то они никогда не будут болеть. Сегодня я была у стоматолога, проверяла свои зубы и рассказала врачу о вас, ребята. Стоматолог передал вам привет, пожелал вам здоровья и подарил вам этот плакат. На плакате нарисовано, как правильно чистить зубы. Плакат мы повесим на видное место.