Для формирования и развития познавательных интересов школьников, для активизации деятельности в процессе обучения использую разнообразные формы обучения. Одна из них это игра.
Цель географических игр, прежде всего - учебная: закрепить навыки чтения карты, умения использовать полученные знания, разнообразную дополнительную информацию, вызвать интерес к предмету, желание ещё больше познать.
Географическая игра, как правило, используется для решения комплексных задач усвоения и закрепления нового учебного материала, развития творческих способностей школьников и формирования их общеучебных умений, навыки пользования справочной и другой литературой. А главное – в процессе игры школьники получают знания, испытывая при этом удовольствие. Положительные эмоции сказываются на лучшем усвоении изучаемого материала, влияют на развитие личности ребёнка в целом. В процессе игры срабатывают ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя. Ведь чтобы победить в игре соревновании, надо много вспомнить, осмыслить за короткий промежуток времени. Вот почему игра может стать средством всестороннего развития школьника, его способностей.
Практика работы показывает, что даже небольшие изменения в организации учебной деятельности, например, создание проблемной ситуации, введение игровых моментов и творческих заданий, благотворно влияют на учеников. Готовясь к таким урокам, учитель должен четко продумать цели обучения, грамотно разработать сценарий игры, обозначить методические приемы, создать непринужденную атмосферу и положительный эмоциональный настрой, спланировать способы оценки результатов. Разноуровневый подход в составлении вопросов позволяет справиться с заданиями ученикам, имеющим проблемы с успеваемостью.
Уроки обобщающего повторения чаще всего бывают скучными и неинтересными. На таких уроках учащиеся часто испытывают нервозность и усталость. Поэтому чаще всего такие уроки я провожу в форме игры.
Повторительно-обобщающий урок по теме: Южная Америка.
В форме игры “Аукцион знаний”
Дидактическая цель: Создать условия для реальной самооценки учащихся, средствами информационно-коммуникативной технологии, в форме дидактической игры “Аукцион знаний”.
Образовательная цель: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках; обобщить материал как систему знаний.
Развивающая цель: Развивать умения объяснять особенности природы материка; развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся;
Воспитательная цель: Повышать интерес к изучаемому предмету; побуждать к поиску новых, дополнительных знаний об изученном материке; формировать мировоззрение, оценочное суждение.
Форма: индивидуальная, групповая.
Оборудование: мультимедийное оборудование. Физическая карта Ю. Америки и Африки. Игровое табло. Презентация.
Организационный момент
Предварительный этап – создание эскизов денежных купюр, выбор лучшего эскиза, размножение денег в нужном количестве; выбор банкиров, выбор ведущего – аукциониста. В роли эксперта может выступать учитель.
Этапы игры:
- Получение ссуды в банке;
- Объявление правил игры;
- Проведение аукциона;
- Подведение итогов.
Основные правила:
Перед началом игры необходимо получить в банке 1000 ГЕО под проценты (указываются банкирами, возможно 20%). Тот, кто сможет вернуть сумму с процентами, является победителем игры.
Если дается правильный ответ на купленный с торгов вопрос банкиры выплачивают вознаграждение, если ответ неверен – уплаченные за вопрос деньги пропадают.
В случае неверного ответа вопрос снова может быть поставлен на торг, но торг начинается с той цены, за которую был куплен вопрос.
Участники могут вести торг в одиночку или объединяться в группы с объединением капиталов. При этом доход будет делиться на число участников группы. За нарушение тишины аукционист может наложить штраф в размере от 100 до 300 ГЕО.
Название лота |
Вопросы |
Лента времени |
Откуда появились названия “Америка”, “Вест-Индия”, “Индейцы”? |
Кто открыл Америку? | |
Почему А. Гумбольдта назвали “вторым Колумбом”? | |
Сколько плаваний совершил Колумб к берегам Ю. Америки? | |
Почему маршруты плаваний Х. Колумба от берегов Европы и возвращения к её берегам расходятся? | |
Пульс Земли |
Почему, Бразильское плоскогорье и Амазонская низменность, находясь в пределах Южно-Американской платформы, имеют неодинаковую высоту над уровнем моря и разный характер поверхности? |
Почему Анды являются зоной активного вулканизма и землетрясения? | |
Что представляет собой Горный Запад и Равнинный Восток с точки зрения строения земной коры? | |
Назовите самую высокую точку гор Анд. | |
Почему Анды называют “Медные горы”? | |
Влажный континент |
Почему Амазонка самая многоводная река в мире? |
Почему, имея меньшую протяженность с севера на юг по сравнению с Африкой, материк имеет более широкий набор климатических поясов? | |
Почему в различных частях западных склонов Анд, обращенных к Тихому океану, выпадает неодинаковое количество осадков? | |
Южную Америку называют самым “мокрым” материком. Почему? | |
Одна из самых необыкновенных и парадоксальных сухих зон земного шара простирается вдоль Тихоокеанского побережья Южной Америки. Объясните причину происхождения этих пустынь. | |
В дебрях сельвы |
Каким зонам соответствуют следующие термины: “сельва”, “льянос”, “кампос”, “пампа” |
Почему южноамериканское копытное животное лама, обитающая в районе экватора, имеет густую длинную шерсть? | |
Перечислите культурные растения родом из Ю. Америки. | |
Назовите самую опасную рыбу, которая встречается в реках Ю. Америки. | |
В чем отличие смены природных зон на равнинах и в горах? | |
Страны и народы |
Что означают термины “метисы”, мулаты”, “самбо”, “креолы”? |
На каких языках говорит население Ю. Америки? Почему? | |
Почему наивысшая плотность населения наблюдается вдоль океанических побережий? | |
Назовите древние цивилизации Ю. Америки | |
Как называется аргентинский чай? |
Даже если игра не охватит так глубоко теоретические вопросы, как устный диалог или самостоятельная работа учащихся, полученная в ходе игры пятерка, стимулирует дальнейший интерес к учебе. А на фоне 8-10 оценок за четверть она не является решающей. Ведь есть оценки за практические самостоятельные, индивидуальные работы. Но если вы не хотите убить в своих учениках тягу к знаниям, нужно на уроках, хоть изредка играть.
О результативности применения дидактических игр на уроках географии трудно судить в отрыв от преподавания предмета в целом, отношения к нему в школе, личных отношений учащихся к педагогу.
Использование дидактических игр и компьютерных технологий в преподавании курса географии в средней школе делает урок наглядным и выразительным, помогает лучшему усвоению нового материала. Данные анкетирования свидетельствует, что ученики высоко оценивают подобные уроки и приемы.