Игра "Аукцион знаний". Повторительно-обобщающий урок по теме "Южная Америка"

Разделы: География


Для формирования и развития познавательных интересов школьников, для активизации деятельности в процессе обучения использую разнообразные формы обучения. Одна из них это игра.

Цель географических игр, прежде всего - учебная: закрепить навыки чтения карты, умения использовать полученные знания, разнообразную дополнительную информацию, вызвать интерес к предмету, желание ещё больше познать.

Географическая игра, как правило, используется для решения комплексных задач усвоения и закрепления нового учебного материала, развития творческих способностей школьников и формирования их общеучебных умений, навыки пользования справочной и другой литературой. А главное – в процессе игры школьники получают знания, испытывая при этом удовольствие. Положительные эмоции сказываются на лучшем усвоении изучаемого материала, влияют на развитие личности ребёнка в целом. В процессе игры срабатывают ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя. Ведь чтобы победить в игре соревновании, надо много вспомнить, осмыслить за короткий промежуток времени. Вот почему игра может стать средством всестороннего развития школьника, его способностей.

Практика работы показывает, что даже небольшие изменения в организации учебной деятельности, например, создание проблемной ситуации, введение игровых моментов и творческих заданий, благотворно влияют на учеников. Готовясь к таким урокам, учитель должен четко продумать цели обучения, грамотно разработать сценарий игры, обозначить методические приемы, создать непринужденную атмосферу и положительный эмоциональный настрой, спланировать способы оценки результатов. Разноуровневый подход в составлении вопросов позволяет справиться с заданиями ученикам, имеющим проблемы с успеваемостью.

Уроки обобщающего повторения чаще всего бывают скучными и неинтересными. На таких уроках учащиеся часто испытывают нервозность и усталость. Поэтому чаще всего такие уроки я провожу в форме игры.

Повторительно-обобщающий урок по теме: Южная Америка.

В форме игры “Аукцион знаний”

Дидактическая цель: Создать условия для реальной самооценки учащихся, средствами информационно-коммуникативной технологии, в форме дидактической игры “Аукцион знаний”.

Образовательная цель: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках; обобщить материал как систему знаний.

Развивающая цель: Развивать умения объяснять особенности природы материка; развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся;

Воспитательная цель: Повышать интерес к изучаемому предмету; побуждать к поиску новых, дополнительных знаний об изученном материке; формировать мировоззрение, оценочное суждение.

Форма: индивидуальная, групповая.

Оборудование: мультимедийное оборудование. Физическая карта Ю. Америки и Африки. Игровое табло. Презентация.

Организационный момент

Предварительный этапсоздание эскизов денежных купюр, выбор лучшего эскиза, размножение денег в нужном количестве; выбор банкиров, выбор ведущего – аукциониста. В роли эксперта может выступать учитель.

Этапы игры:

  • Получение ссуды в банке;
  • Объявление правил игры;
  • Проведение аукциона;
  • Подведение итогов.

Основные правила:

Перед началом игры необходимо получить в банке 1000 ГЕО под проценты (указываются банкирами, возможно 20%). Тот, кто сможет вернуть сумму с процентами, является победителем игры.

Если дается правильный ответ на купленный с торгов вопрос банкиры выплачивают вознаграждение, если ответ неверен – уплаченные за вопрос деньги пропадают.

В случае неверного ответа вопрос снова может быть поставлен на торг, но торг начинается с той цены, за которую был куплен вопрос.

Участники могут вести торг в одиночку или объединяться в группы с объединением капиталов. При этом доход будет делиться на число участников группы. За нарушение тишины аукционист может наложить штраф в размере от 100 до 300 ГЕО.

Название лота

Вопросы

Лента

времени

Откуда появились названия “Америка”, “Вест-Индия”, “Индейцы”?
Кто открыл Америку?
Почему А. Гумбольдта назвали “вторым Колумбом”?
Сколько плаваний совершил Колумб к берегам Ю. Америки?
Почему маршруты плаваний Х. Колумба от берегов Европы и возвращения к её берегам расходятся?

Пульс

Земли

Почему, Бразильское плоскогорье и Амазонская низменность, находясь в пределах Южно-Американской платформы, имеют неодинаковую высоту над уровнем моря и разный характер поверхности?
Почему Анды являются зоной активного вулканизма и землетрясения?
Что представляет собой Горный Запад и Равнинный Восток с точки зрения строения земной коры?
Назовите самую высокую точку гор Анд.
Почему Анды называют “Медные горы”?

Влажный континент

Почему Амазонка самая многоводная река в мире?
Почему, имея меньшую протяженность с севера на юг по сравнению с Африкой, материк имеет более широкий набор климатических поясов?
Почему в различных частях западных склонов Анд, обращенных к Тихому океану, выпадает неодинаковое количество осадков?
Южную Америку называют самым “мокрым” материком. Почему?
Одна из самых необыкновенных и парадоксальных сухих зон земного шара простирается вдоль Тихоокеанского побережья Южной Америки. Объясните причину происхождения этих пустынь.

В дебрях сельвы

Каким зонам соответствуют следующие термины: “сельва”, “льянос”, “кампос”, “пампа”
Почему южноамериканское копытное животное лама, обитающая в районе экватора, имеет густую длинную шерсть?
Перечислите культурные растения родом из Ю. Америки.
Назовите самую опасную рыбу, которая встречается в реках Ю. Америки.
В чем отличие смены природных зон на равнинах и в горах?

Страны и народы

Что означают термины “метисы”, мулаты”, “самбо”, “креолы”?
На каких языках говорит население Ю. Америки? Почему?
Почему наивысшая плотность населения наблюдается вдоль океанических побережий?
Назовите древние цивилизации Ю. Америки
Как называется аргентинский чай?

Итоги игры

  1. Возвращение банку денежных купюр, взятых под проценты.
  2. Объявление победителей, выставление оценок.
  3. Общий итог подводит учитель.

Даже если игра не охватит так глубоко теоретические вопросы, как устный диалог или самостоятельная работа учащихся, полученная в ходе игры пятерка, стимулирует дальнейший интерес к учебе. А на фоне 8-10 оценок за четверть она не является решающей. Ведь есть оценки за практические самостоятельные, индивидуальные работы. Но если вы не хотите убить в своих учениках тягу к знаниям, нужно на уроках, хоть изредка играть.

О результативности применения дидактических игр на уроках географии трудно судить в отрыв от преподавания предмета в целом, отношения к нему в школе, личных отношений учащихся к педагогу.

Использование дидактических игр и компьютерных технологий в преподавании курса географии в средней школе делает урок наглядным и выразительным, помогает лучшему усвоению нового материала. Данные анкетирования свидетельствует, что ученики высоко оценивают подобные уроки и приемы.