Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей учащихся к труду. Таким образом, ясна актуальность данной программы.
Для овладения определенной профессией учащимися с нарушениями интеллекта имеются свои особенности: необходимо постоянно повышать уровень познавательной активности учащихся и развивать их способность к осознанной регуляции трудовой деятельности.
На достижение этих задач направлены непосредственно уроки трудового обучения, где уже в начальной школе воспитываются такие качества личности как трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе; уважение к людям труда; сообщаются элементарные знания по видам труда, формируются трудовые качества , проводится обучение доступным приемам труда, развивается самостоятельность в труде, прививается интерес к труду. Кроме того, у школьников младших классов (1-4 кл.) с помощью активных средств профориентационной деятельности (деловые игры, группы по "интересам, общественно-полезный труд , индивидуальные собеседования и др.) необходимо формировать добросовестное отношение к труду , понимание его роли в жизни человека и общества , установку на выбор профессии, развивать интерес к трудовой деятельности.
В среднем звене и старших классах организация уроков трудового обучения предполагает формирование у учащихся необходимого объекта профессиональных знаний и общетрудовых умений по различным профилям (стол.дело, швейное дело, животноводство, с/х труд).
У подростов (5-7 кл.) важно формировать осознание или своих интересов, способностей общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.
У школьников 8-9 классов необходимо формировать представления о профессиях народного хозяйства, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Следует оказывать учащимся индивидуальную консультационную помощь в выборе профессии, определять стратегию действий по освоению запасного варианта.
Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. О множестве новых профессий школьники практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения. Необходимо сосредоточить внимание старшеклассников на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценке своих реальных возможностей.
Чтобы подростки сориентировались в профессиональном выборе и подготовились к жизни в условиях рыночной экономики, необходимо вести профориентационную работу. Педагогам, работающим с детьми, имеющим недостатки интеллекта, следует стимулировать интерес подростков к будущему, к своей личности, своим способностям, целенаправленно развивать интерес к профессии.
Данная программа профессионального определения является комплексной по содержанию, т. к. её осуществление связано с применением различных методов профориентационной работы:
- элементы профинформирования во время школьных и внеклассных занятий,
- профдиагностика,
- помощь в изучении и использовании своих личных особенностей,
- проблемно-игровые ситуации,
- экскурсии,
- беседы,
- игры,
- консультации.
Занятия цикла объединены одной идеей. Весь цикл данной программы делится на три блока:
1 блок – 1-4 классы
2 блок – 5-7 классы
3 блок – 8-9 классы.
Наиболее эффективным является вариант, когда вопросами профориентации занимается весь педагогический коллектив, включая обслуживающий персонал (повар, водитель, сторож и др.). Возможно проведение интегрированных занятий, что требует от педагогов выработки единых дидактических подходов (систематичность и последовательность занятий, доступность, индивидуальный подход, сознательность и активность, связь теории с практикой) и координации действий.
Отличительной особенностью программы является то, что в её реализации задействован ряд специалистов коррекционного учреждения - учителя-предметники, воспитатели, классные руководители, психолог, социальный педагог. Их деятельность комплексно направлена на достижение общей цели. Таким образом, направлениями работы педагогов (классных руководителей и воспитателей) являются:
- профессиональное просвещение учащихся;
- организация интеллектуально-познавательной деятельности в системе дополнительного образования в рамках расширения познаний о мире профессий;
- развитие творческого потенциала учащихся.
Приоритетные направления деятельности социального педагога:
- формирование социально необходимых знаний для правильного профессионального выбора воспитанников;
- налаживание и поддержание сотрудничества с районным центром занятости населения, с отдельными учебными заведениями;
- оформление документации для поступления выпускников в учебные заведения.
Главные аспекты работы педагога-психолога:
- знакомство учащихся с основами психологических знаний по профессиональной ориентации;
- развитие мотивации самопознания, побуждение учащихся к осознанию собственных индивидуальных особенностей;
- оказание содействия социальному становлению старшеклассников;
- коррекция некоторых личностных особенностей, препятствующих правильному выбору профессии и успешной социально-профессиональной адаптации.
Срок реализации программы: 1 год.
Цель программы:
Подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, через комплексное оказание содействия процессу профессионального и личностного самоопределения.
Задачи:
- Предоставление информации о мире профессий, через личностное развитие учащихся на каждом возрастном этапе;
- Изучение динамической структуры личности учащихся для осуществления коррекционного воздействия на её развитие и определение наиболее подходящей сферы трудовой деятельности;
- Организация работы по профессиональному определению воспитанников в соответствии с интересами, медицинскими показаниями, способностями;
- Формирование трудовых навыков и умений, помогающих развитию творческих способностей;
- Формирование у воспитанников способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии;
- Выбор проф. училища, оказание помощи в трудоустройстве;
- Оказать психолого-педагогическую поддержку в выборе профиля обучения и продолжения образования.
Эффективность реализации программы.
Реализация мероприятий предусмотренных программой позволит:
- создать систему профориентационной работы в коррекционном учреждении YIII вида;
- повысить компетентность учащихся о мире профессий, через активизацию их познавательной деятельности в поисках «своей» профессии;
- скорректировать некоторые личностные особенности старшеклассников и оказать им помощь в правильном выборе профессии;
- увеличить количество выпускников, продолживших дальнейшее обучение, для приобретения специальности.
Ожидаемые результаты:
- повышение интереса к проблеме осознанного выбора профессии, через пропаганду наиболее востребованных профессий;
- расширение знаний о профессиях;
- обеспечение социально-профессиональной мобильности воспитанников школы-интерната;
- увеличение числа учащихся, продолживших обучение в ПУ.
Хроника проведённых мероприятий:
- периодическое пополнение школьного фотоальбома «Дорога в жизнь»
Основные мероприятия, направленные на реализацию программы «Дорога в жизнь»
1-4 классы.
Уроки чтения:
2 класс
3 класс
4 класс
Уроки развития речи Логопедические занятия Классные и клубные часы 1-2 класс 3-4 класс Кружковая работа
Праздники и массовые мероприятия Выставки детских работ Карта профессионального выбора начальных классов |
Первоначальное знакомство с профессиями
Закрепление знаний о профессиях
Приобретение начальных навыков прикладного мастерства
|
5-7 классы.
Социально бытовая ориентировка 6 класс 7 класс
Коррекционные занятия Классные и клубные часы
Выставки детских работ Карта профессионального выбора среднего звена |
Первичный выбор профессии
Расширение знаний о мире профессий
Совершенствование навыков прикладного мастерства
Анкета «Моя будущая профессия». |
8-9 классы.
Уроки трудового обучения: Столярное дело Сельскохозяйственный труд Швейное дело
ОПТ
Уроки истории и географии
9 класс
Уроки граждановедения:
9 класс
Социально бытовая ориентировка 9 класс
Кружковая работа
Классные и клубные часы 9 класс
Профконсультации социального педагога
Праздники и массовые мероприятия Выставки творческих работ Родительские собрания Карта профессионального выбора старших классов |
Профессиональное самоопределение, приобретение профессиональных навыков, изучение учебно-трудовых возможностей учащихся
Работа в творческих мастерских.
Профессиональное просвещение учащихся
Анкета «Мои профессиональные планы». |
Материалы, используемые при подготовке:
- Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. Москва, 2003 г.
- Дубровина И.В. Практическая психология образования, Москва, 1998 год;
- Копылова Т.Г. Система профориентационной работы в коррекционной школе 8 вида, ж-л «Дефектология», № 5 , 2006 год.
- Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе, Москва , 1988 год;
- Наглядно-дидактическое пособие ПРОФЕССИИ.
- Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников. Москва, 2005 г.
- Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. Москва-Воронеж, 2003 г.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII вида , 1-4 классы, Москва, 1999 год;
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII вида , 5-9 классы, сборники 1-2, Москва, 2000 год;
- Пряжников Н.С.,Прфориентация в школе: игры, упражнения, опросники. Москва,2006 г.
- Пряжников Н.С. «Будь готов!», активизирующая профориентационная методика, г-та «Школьный психолог», №18, 2000 г.
- Пряжников Н.С. «Кто? Что? Где?» карточная профконсультационная методика, г-та «Школьный психолог» №5 , 2004 год;
- Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития, Москва, 2000 год;
- Резапкина Г.В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков. Москва, 2000 г.
- Родионов В.А. «Я и другие» тренинги социальных навыков, Ярославль, 2001 год;
- Самоукина Н.В. Игры, в которые играют…, Дубна, 2000 год;
- Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьнику с проблемами в обучении, Москва , 2006 год;
- Солодянкина О.В. Управление специальным (коррекционным) образовательным учреждением, Ижевск, 2006 год;
- Туров В.А. «Человек и общество», Ижевск, 1994 год.