Программа по профессиональному определению воспитанников в условиях школы-интерната "Дорога в жизнь"

Разделы: Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей учащихся к труду. Таким образом, ясна  актуальность данной программы.

Для овладения определенной профессией учащимися с нарушениями интеллекта имеются свои особенности: необходимо постоянно повышать уровень познавательной активности учащихся и развивать их способность к осознанной регуляции трудовой деятельности.

На достижение этих задач направлены  непосредственно уроки трудового обучения, где уже в начальной школе воспитываются такие качества личности как трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе; уважение к людям труда; сообщаются элементарные знания по видам труда, формируются трудовые качества , проводится обучение доступным приемам труда, развивается самостоятельность в труде, прививается интерес к труду. Кроме того, у школьников младших классов (1-4 кл.) с помощью активных средств профориентационной деятельности (деловые игры, группы по "интересам, общественно-полезный труд , индивидуальные собеседования и др.) необходимо формировать добросовестное отношение к труду , понимание его роли в жизни человека и общества , установку на выбор профессии, развивать интерес к трудовой деятельности.

В среднем звене и старших классах организация уроков трудового обучения предполагает формирование у учащихся необходимого объекта профессиональных знаний и общетрудовых умений по различным профилям (стол.дело, швейное дело, животноводство, с/х труд).

У подростов (5-7 кл.) важно формировать осознание или своих интересов, способностей общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.
У школьников 8-9 классов необходимо формировать представления о профессиях народного хозяйства, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Следует оказывать учащимся индивидуальную консультационную помощь в выборе профессии, определять стратегию действий по освоению запасного варианта.

Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. О множестве новых профессий школьники практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения. Необходимо сосредоточить внимание старшеклассников на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценке своих реальных возможностей.
Чтобы подростки сориентировались в профессиональном выборе и подготовились к жизни в условиях рыночной экономики, необходимо вести профориентационную работу. Педагогам, работающим с детьми, имеющим недостатки интеллекта,  следует стимулировать интерес подростков к будущему, к своей личности, своим способностям, целенаправленно развивать интерес к профессии.

Данная программа профессионального определения является комплексной по содержанию, т. к. её осуществление связано с применением различных методов профориентационной работы:

  • элементы профинформирования во время школьных и внеклассных занятий,
  • профдиагностика,
  • помощь в изучении и использовании своих личных особенностей,
  • проблемно-игровые ситуации,
  • экскурсии,
  • беседы,
  • игры,
  • консультации.

Занятия цикла объединены одной идеей. Весь цикл данной программы делится на три блока:

1 блок – 1-4 классы
2 блок – 5-7 классы
3 блок – 8-9 классы.

Наиболее эффективным является вариант, когда  вопросами профориентации занимается весь педагогический коллектив, включая обслуживающий персонал (повар, водитель, сторож и др.). Возможно проведение интегрированных занятий, что требует от педагогов выработки единых дидактических подходов (систематичность и последовательность занятий, доступность, индивидуальный подход, сознательность и активность, связь теории с практикой) и координации действий.

Отличительной особенностью программы  является то, что в её реализации задействован ряд специалистов коррекционного учреждения - учителя-предметники, воспитатели, классные руководители, психолог, социальный педагог. Их деятельность комплексно направлена на достижение общей цели.  Таким образом, направлениями  работы педагогов (классных руководителей и воспитателей) являются:

  1. профессиональное просвещение учащихся;
  2. организация интеллектуально-познавательной деятельности в системе дополнительного образования в рамках расширения познаний о мире профессий;
  3. развитие творческого потенциала учащихся.

Приоритетные направления деятельности социального педагога:

  1. формирование социально необходимых знаний для правильного профессионального выбора воспитанников;
  2. налаживание и поддержание сотрудничества с районным центром занятости населения, с отдельными учебными заведениями;
  3.  оформление документации для поступления выпускников в учебные заведения.

Главные аспекты работы педагога-психолога:

  1. знакомство учащихся с основами психологических знаний по профессиональной ориентации;
  2. развитие мотивации самопознания, побуждение учащихся к осознанию собственных индивидуальных особенностей;
  3. оказание содействия социальному становлению старшеклассников;
  4.  коррекция некоторых личностных особенностей, препятствующих правильному выбору профессии и успешной социально-профессиональной адаптации.

Срок реализации программы: 1 год.

Цель программы:
Подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, через  комплексное оказание  содействия процессу профессионального и личностного самоопределения.

Задачи:

  • Предоставление информации о мире профессий, через личностное развитие учащихся на каждом возрастном этапе;
  • Изучение динамической структуры личности учащихся для осуществления коррекционного воздействия  на её развитие и определение наиболее подходящей сферы трудовой деятельности;
  • Организация работы по профессиональному определению воспитанников в соответствии с интересами, медицинскими показаниями, способностями;
  • Формирование трудовых навыков и умений, помогающих развитию творческих способностей;
  • Формирование у воспитанников  способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии;  
  • Выбор проф. училища, оказание помощи в трудоустройстве;
  • Оказать психолого-педагогическую поддержку в выборе профиля обучения и продолжения образования.

Эффективность реализации программы.

Реализация мероприятий предусмотренных программой позволит:

  • создать систему профориентационной работы в коррекционном учреждении YIII вида;
  • повысить компетентность учащихся о мире профессий, через активизацию их познавательной деятельности в поисках «своей» профессии;
  • скорректировать некоторые личностные особенности старшеклассников и оказать им помощь в правильном выборе профессии;
  • увеличить количество выпускников, продолживших дальнейшее обучение, для приобретения специальности.

Ожидаемые результаты:

  • повышение интереса к проблеме осознанного выбора профессии, через пропаганду наиболее востребованных профессий;
  • расширение знаний о профессиях;
  • обеспечение социально-профессиональной мобильности воспитанников школы-интерната;
  • увеличение числа учащихся, продолживших обучение в ПУ.

Хроника проведённых мероприятий:

  • периодическое пополнение школьного фотоальбома «Дорога в жизнь» 

Основные мероприятия, направленные на реализацию программы «Дорога в жизнь»

1-4 классы.
Уроки ручного труда:

 

 

Уроки чтения:
1 класс

 

 

2 класс

 

 

3 класс

 

 

 

4 класс

 

 

Уроки развития речи
1-4 классы

Логопедические занятия

Классные и клубные часы

1-2 класс

3-4 класс

Кружковая работа

 

Праздники и массовые мероприятия
1 класс
2 класс
3-4 класс

Выставки детских работ

Карта профессионального выбора начальных классов

Первоначальное знакомство с профессиями

  • Швея
  • Столяр-плотник
  • Строительные профессии
  • Народные промыслы
  • Водитель
  • «Наш повар-кондитер в почёте всегда,
    Он вкусно готовит, он мастер стола» -
    экскурсия, беседа с поварами.
  • Учитель
  • Плотник
  • «Наш водитель неплохой -
    Наш водитель - золотой»- встреча-беседа
    с шофёром.
  • Пекарь
  • Строитель
  • «Парикмахер всем нам нужен -
    Это мастер красоты» - встреча-беседа ,
    экскурсия в парикмахерскую.
  • «Не очень плохо уметь торговать,
    продавец вас научит товар выбирать» -
    экскурсия в магазин.
  • Животновод
  • «Он мастер от бога – умелый портной,
    раскрой и пошив - вот конёк золотой» - встреча-
    беседа с портным, экскурсия в школьную мастерскую.
  • Столяр
  • Механизатор
  • Обувщик; Почтальон; Фармацевт; Рабочий; Овощевод.
  • Дворник, сторож.

 Закрепление знаний о профессиях

  • Работники сельского хозяйства
  • Рабочие заводов и фабрик

 

Приобретение начальных  навыков прикладного мастерства

  • «Все работы хороши – выбирай на вкус»
  • «Труд - всему голова»
  • «Наша группа и Я – умелая семья»
  • Декадники труда
  • «Всё умеют наши ручки» (поделки из бросового материала);
  • «Профессии наших родителей» (рисунков);
  • «Народные промыслы нашего края» (поделки);

 

  • Проектный рисунок «Моя будущая профессия».

5-7 классы.
Уроки трудового обучения:
Столярное дело
Сельскохозяйственный труд
Швейное дело
ОПТ
Уроки чтения:
5 класс
6 класс
7 класс
Уроки истории и географии
7 класс

 

Социально бытовая ориентировка
5 класс

6 класс

7 класс

 

Коррекционные занятия
7 класс
Кружковая работа

Классные и клубные часы
5 класс
6 класс
7 класс
Праздники и массовые мероприятия
5 класс
6 класс
7 класс
Декадник труда

 

Выставки детских работ

Карта профессионального выбора среднего звена

 Первичный выбор профессии

  • Плотник, столяр, резчик по дереву;
  • Полевод, механизатор, садовод, овощевод, животновод;
  • Швея, портной, закройщик
  • Первичное знакомство с профессиями: цветовод, садовод, столяр, мастер машинного доения;

Расширение знаний о  мире профессий

  • Хлебороб, профессии цирка, музыкальные профессии.
  • Строитель, продавец, водитель, композитор.
  • Дрессировщик, кинолог, военный, учитель.
  • «Ремёсла восточных славян», «Ремёсла Новгородской земли»;
  • Население нашей Родины и его основные занятия; Растениеводство и животноводство, их специализация; Добыча и переработка полезных ископаемых.

 

 

  • Повар, кондитер, продавец,  водители  наземного общественного транспорта.
  • Почтальон.
  • «Водный транспорт».
  • Телеграфист.
  • «Воздушный транспорт».

 

  • Каким я буду; Умение сотрудничать; Люди и роботы.

Совершенствование навыков прикладного мастерства

 

  • Помощник воспитателя, печник.
  • Воспитатель, каменщик.
  • Работник народного образования, штукатур-маляр.

 

  • Праздник урожая
  • Умелые руки не знают скуки
  • Экономическая игра
  • Конкурсы профессионального мастерства
  • Олимпиады по трудовому обучению
  • Профессиональные экскурсии
  • Конкурс защиты профессий
  • Швейного мастерства
  • Столярного мастерства

 

Анкета «Моя будущая профессия».

8-9 классы.

 

Уроки трудового обучения:

 Столярное дело

Сельскохозяйственный труд

Швейное дело

 

 

ОПТ

 

Уроки истории и географии
8 класс

 

9 класс

 

 

Уроки граждановедения:
8 класс

 

9 класс

 

Социально бытовая ориентировка
8 класс

9 класс

 

Кружковая работа

 

Классные и клубные часы
8 класс

9 класс
Встречи с психологом

 

 

 

Профконсультации  социального педагога

 

 

 

Праздники и массовые мероприятия
8-9 класс
Декадник труда

Выставки творческих  работ

Родительские собрания

Карта профессионального выбора старших классов

 Профессиональное самоопределение, приобретение профессиональных навыков, изучение учебно-трудовых возможностей учащихся
Законодательство по охране труда. Правила и инструкции по безопасности труда на рабочих местах.

  • Работа с берестой, сборщик мебели, мастер общестроительных работ.
  • Цветовод – озеленитель, мастер растениеводства, хозяйка усадьбы, фермер.
  • Дизайнер, оператор швейного оборудования, модистка, скорняк.
  • Изготовление одежды в швейной промышленности; Цеха на швейной фабрике; Общее представление об организации труда на швейной фабрике; Оплата труда швеи-мотористки.
  • Первичное овладение  с профессиональными навыками: дворник, прачка, младший обслуживающий персонал.
  • Ремонт школьной мебели, изготовление с/х инвентаря.

 

  • Быт и традиции вольных казаков; Строительство Московского Кремля.
  • Особенности развития сельского хозяйства; Промышленное развитие России
  • Жизнь и быт людей в новых экономических условиях; Освоение целины; Освоение космоса.
  • Сельское хозяйство Центральной России; Промышленность Центральной России;
  • Транспорт.
  • Занятость и трудоустройство в России; Трудовой договор; Заработная плата; Условия труда несовершеннолетних; Служба занятости и её роль в государстве; Социальное обеспечение граждан.
  • Мир твоих увлечений; Мои склонности; 1000 профессий; Экскурсии в училище

 

  • Милиционер, работники дополнительного образования; Учреждения и отделы по трудоустройству; Оформление на работу;
  • Профессии работников бытового обслуживания; Документы, необходимые для поступления на работу; Деловые бумаги, правила их составления

 

Работа в творческих  мастерских.
Изготовление изделий для нужд школы.

  • «Кем быть?», «Призвание. Как его найти?»;

 

  • «Куда пойти учиться?», «Профессиональные праздники».
  • «Мир профессий».
  • анкета «Мои профессиональные планы».
  • Карта интересов.
  • Профессиональный тип личности.
  • Психологическая суть жизненного и профессионального самоопределения. Мои сильные и слабые стороны.
  • Мой темперамент и моя будущая профессия

Профессиональное просвещение учащихся

  • Памятка несовершеннолетнему работнику.
  • Мои жизненные ценности. Развитие умения по принятию решений.
  • Что вы знаете о ЦЗН?
  • Возможности получения профессионального образования в нашем регионе.
  • Тебе о законе.
  • День открытых дверей
  • Праздник урожая
  • Защита профессий

 

  • Швейного мастерства
  • Столярного мастерства
  • «Дорога в жизнь»

 

Анкета «Мои профессиональные планы».
Карта профессионального выбора.

Материалы, используемые при подготовке:

  1. Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. Москва, 2003 г.
  2.   Дубровина И.В. Практическая психология образования, Москва, 1998 год;
  3. Копылова Т.Г. Система профориентационной работы в коррекционной школе 8 вида, ж-л «Дефектология», № 5 , 2006 год.
  4. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе, Москва , 1988 год;
  5. Наглядно-дидактическое пособие ПРОФЕССИИ.
  6. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников. Москва, 2005 г.
  7. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. Москва-Воронеж, 2003 г.
  8. Программы специальных (коррекционных) образовательных  учреждений YIII вида , 1-4 классы, Москва,  1999 год;
  9. Программы специальных (коррекционных) образовательных  учреждений YIII вида , 5-9 классы, сборники 1-2, Москва,  2000 год;
  10. Пряжников Н.С.,Прфориентация в школе: игры, упражнения, опросники. Москва,2006 г.
  11. Пряжников Н.С. «Будь готов!», активизирующая профориентационная методика,  г-та «Школьный психолог», №18, 2000 г.
  12. Пряжников Н.С. «Кто? Что? Где?» карточная профконсультационная методика,     г-та «Школьный психолог» №5 , 2004 год;
  13. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития, Москва, 2000 год;
  14. Резапкина Г.В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков. Москва, 2000 г.
  15. Родионов В.А. «Я и другие» тренинги социальных навыков, Ярославль, 2001 год;
  16. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют…, Дубна, 2000 год;
  17. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьнику с проблемами в обучении, Москва , 2006 год;
  18. Солодянкина О.В. Управление специальным (коррекционным) образовательным учреждением, Ижевск, 2006 год;
  19. Туров В.А. «Человек и общество», Ижевск, 1994 год.