Цели урока:
- познакомить учащихся с безударными окончаниями имен прилагательных мужского и среднего рода в предложном падеже, отрабатывать умение обосновывать написание окончаний имен прилагательных;
- развивать логическое мышление, творческую мыслительную деятельность;
- воспитывать любовь к природе, интерес к русскому языку.
Задачи:
- Выявить степень усвоения учебного материала и пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся по данной теме.
- Активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы через элементы исследовательской работы.
- Способствовать созданию положительного настроя на уроке, работать над формированием коммуникативной компетентности через групповую работу.
Оборудование: оформление доски, мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Тип урока - изучение нового материала.
На уроке используются словесный, игровой, проблемно-поисковый и практические методы обучения.
Урок построен с использованием информационно – компьютерной технологии.
Здесь иллюстративный (традиционный) вид. Подобранные картинки иллюстрируют рассказ учителя.
Схематичный вид. Так при закреплении изученного материала и при открытии детьми новых знаний в ходе их исследовательской деятельности идет показ слайдов с основными выводами. Они становятся более наглядными, яркими, дополняются движущимися элементами.
Через соотношение известной и неизвестной информации вызывается интерес учащихся к теме, способствует развитию творческих способностей учащихся, активизации их мыслительной деятельности. Усвоение учениками знаний и умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, делают их знания и умения более прочными.
Словарная работа проходит с использованием форм организации познавательной деятельности как общеклассной, так и индивидуальной.
В то время, когда все ученики работают по повторению изученных словарных слов, некоторые из них отрабатывают по компьютеру написание словарных слов.
Здесь следует отметить эффективность индивидуального подхода к работе учащихся на данном этапе урока (индивидуальная траектория проверки материала, индивидуальное время работы). Замечено, что ошибки, которые ребенок допускает при работе на тренажере, запоминаются лучше, чем ошибки в письменной работе. Чаще всего ученик в письменной работе даже не обращает внимания на них. Зато после работы с компьютером, он спрашивает у ребят о том, как пишется то или иное слово. При повторном контроле этих ошибок не допускает.
С использованием компьютера проходит зарядка для глаз.
Со второго полугодия большое внимание уделяется развитию умения у детей писать сочинения. Некоторые результаты этой работы ребята показывают на уроке в творческой мастерской, когда будут делать пейзажную зарисовку на тему “Зимнее дерево”.
На уроке рефлексия работает на всех стадиях урока. Со второго класса ввожу самооценочную шкалу на полях тетрадях, доске. Сегодня, определив тему урока, дети оценивают уровень своих знаний по теме “Безударные окончания имен прилагательных в предложном падеже”. Для этого они чертят шкалу самооценки и на ней отмечают уровень своего умения грамотно писать безударные окончания имен прилагательных в предложном падеже. После изучения темы, в конце урока, они сравнивают уровень своих знаний до и после.
Ход урока
1. Организационный момент
Слайд № 3
- Определите, о какой части речи мы поведем сегодня разговор:
Определяю я предметы,
Они со мной всегда приметны.
Я украшаю вашу речь.
Меня вам нужно знать, беречь. (Имя прилагательное)
2. Актуализация знаний об имени прилагательном. Фронтальный опрос.
- Давайте вспомним все, что знаем об имени прилагательном.
3. Словарная работа.
- Проверим свои знания на практике в ходе словарной работы. (Один ребенок работает на тренажере). Слайд № 4-16.
Я задаю вопрос, а вы отвечаете одним словом.
- Как называется работа, которую выполняют несколько человек (коллективная).
Поставь это имя прилагательное в форме Р.п. (коллективного)
- Поезд, который перевозит людей (пассажирский).
Поставь это имя прилагательное в форме Д.п. (пассажирскому)
- Люди, живущие в городе (городские).
Поставь это имя прилагательное в форме Т.п. (городскому)
- Человек, который родился и живет в России (русский).
Поставь это имя прилагательное в форме Р.п. (русского)
- Какое слово лишнее? Почему?
- Какой вывод сделаем по этой работе? (Показ на слайде № 17)
4. Исследовательская работа при открытии новых знаний.
Слайд № 18.
Умная сова задумалась. Какая проблема встала перед ней? Почему она этого сделать не может?
Какова тема нашего урока?
Начертите шкалу и определите на ней уровень своих знаний по этой теме.
Групповая работа:
Определите окончания имен прилагательных в предложном падеже.
Работа групп. Отчеты групп.
Какой же вывод мы сделаем по этой теме? Слайд № 5.
5. Закрепление нового материала.
Слайд № 19
О ранн… утре, поздн… вечером, с храбр… зайцем, в соседн… доме.
Какой вывод сделаем?
Почему компьютер сравнивает творительный падеж с предложным?
Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударные окончания имен прилагательных?
6. Физминутка.
Давайте отдохнем. Встаньте.
Я буду называть словосочетания, в состав которых входят существительные и прилагательные мужского и среднего рода. Если словосочетания среднего рода – хлопаете, мужского рода – топаете.
Морское дно, веселый праздник, старый дом, зимнее утро, чистый воздух, далекое утро, большой город.
А сейчас выполним зарядку для глаз.
7. Упражнения по определению безударных окончаний имен прилагательных в творительном и предложном падежах.
А). На доске: БОЛЬШОЙ – подбери к слову синонимы (слова близкие по смыслу огромный, громадный). Подбери к слову антоним (МАЛЕНЬКИЙ).
Возьмите карточку. Прочитаем задание.
Зачитайте имена прилагательные, требующие проверки. Почему написание не всех окончаний имен прилагательных мы объяснили?
Какой вывод сделаем по нашему уроку?
8. Творческая работа.
Пейзажная зарисовка по теме “Зимнее дерево”.
Зачитываем два – три сочинения детей.
- Какую роль в речи выполняют прилагательные?
9. Рефлексия и подведение итогов.
Вернемся к шкале оценок, которую мы составили в начале урока.
- Какое умение мы оценивали в начале урока?
- Давайте оценим умение писать безударные окончания имен прилагательных еще раз. Если ваша самооценка не изменилась, обведите + на шкале, а если изменилась, то поставьте новый +.
- Кому стало легче определять безударные окончания имен прилагательных?
- Кто остался на том же уровне.
Давайте проверим на практике. Соответствует ли выбранный вами уровень знаний действительности. Работаем по карточке.
- Как оцениваете свою работу? Расскажите по схеме:
Сегодня на уроке | Я |
узнал, открыл для себя… |
научился, смог… | ||
могу похвалить себя и своих одноклассников за … |