Информационно-коммуникационные технологии на уроках алгебры в 8-м классе

Разделы: Математика


Цели урока:

  • ОЦ: обеспечить усвоение умения решать простейшие системы, содержащие уравнения второй степени с применением теоремы, обратной теореме Виета на 1, 2 УУ.
  • ВЦ: через организацию урока воспитывать активность в труде, самостоятельность.
  • РЦ: развивать умения анализировать, сравнивать, выделять главное и обобщать.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый при нахождении, способа решения систем с применением теоремы, обратной теореме Виета.

ХОД УРОКА

  1. Передача целей и сообщение темы урока.

Урок начинается с передачи целей и сообщения темы урока.

Учитель сообщает: “Сегодня на уроке мы продолжим решение систем уравнений. На прошлом уроке вы изучили решение простейших систем, содержащих уравнение второй степени способом подстановки, а сегодня вы узнаете, еще один способ решения систем уравнений второй степени, сформулируете алгоритм решения этим способом и научитесь применять его при решении задач. А для этого я предлагаю вам быть внимательными и активными. Быть активным в труде – это, значит, поставить перед собой цель и добиться ее выполнения”.

Далее учащимся предлагается сформулировать цели, которые будут решаться на уроке (Научиться решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени, используя другой способ решения).

  1. Подготовка к изучению нового материала

Этап актуализации необходимых знаний учащихся, при изучении нового материала проводится с использованием различных приемов обучения.

Материал представленный в заданиях для актуализации знаний отражает необходимый теоретический материал, который поможет, затем, ученикам самостоятельно найти новый способ решения систем уравнений, содержащих уравнения второй степени.

  1. У доски ученик решает домашний № 495 (3) из учебника [1].

  Ответ: (1;11), (11;1).

  1. За компьютерами трое учеников выполняют тестовые задания закрытого типа множественного выбора (приложение 1).
  2. Для слабых учеников предлагаются карточки типа “Делай по образцу”, “Заполни пропуски” (приложение 2).
  3. С остальными учениками проводится фронтальная работа по вопросам.
  • – Какое квадратное уравнение называется приведенным? Выйти записать на доске.
  • – Выбрать из приведенных на стенах класса уравнений, приведенные (приложение 3).
  • – Что значит решить квадратное уравнение? (Решить квадратное уравнение – это, значит, найти все его корни или установить, что их нет.)
  • – Как решить приведенное квадратное уравнение? Записать формулы на доске.

по теореме Виета

  • – Записать приведенное квадратное уравнение, имеющее корни

  

  1. Введение новых знаний

При введении новых знаний ученикам предлагается проанализировать домашний № 495(3) [1] и ответить на вопросы учителя:

  1. Каким способом решали данную систему уравнений? (Способом подстановки.)
  2. Видит ли, кто-нибудь другой способ решения данной системы уравнений?

Данный вопрос является главным при дальнейшем изучении материала, если ученики ответили утвердительно, и они увидели способ решения системы с применением теоремы, обратной теореме Виета, то дальнейшая работа строится исходя из этой ситуации.

Я рассмотрю ситуацию, когда ученики не смогли ответить на поставленный вопрос, тогда продолжаем беседу с классом по вопросам (ниже приведены сами вопросы и ответы на них, которые могут быть представлены учащимися).

Учащимся предлагается записать данную систему в тетради

  1. Где мы встречались, уже с суммой двух чисел, и их произведением? (В теореме Виета.)
  2. Что мы можем сделать, если известна сумма и произведение чисел? (Составить приведенное квадратное уравнение, используя теорему, обратную теореме Виета.)
  3. Что необходимо найти сначала, чтобы можно было записать приведенное квадратное уравнение? (p и q.)
  4. Чему они равны? (p= –12, q=11.)
  5. Запишите приведенное квадратное уравнение.
  6. Решите данное уравнение.
  7. Чем являются данные найденные решения для нашей системы уравнений? (х, у.)

10) Запишите пары решений системы. (, .)

11) Запишите ответ. (Ответ: (1;11), (11;1).)

На доске может быть такая запись решения системы:

    

 

Ответ: (1;11), (11;1).

Далее ученикам предлагается сформулировать алгоритм решения простейших систем, содержащих уравнение второй степени, с помощью теоремы, обратной теореме Виета. Предварительно с учениками необходимо вспомнить, что такое алгоритм. (Выслушиваются ответы учащихся, и на компьютере появляются шаг за шагом алгоритм решения систем (приложение 4). Учитель может помогать вопросами: Что находили сначала? Что делали потом? Как получали решение системы?)

  • Найти р и q.
  • Записать приведенное квадратное уравнение .
  • Решить приведенное квадратное уравнение.
  • Записать две пары решения системы уравнений.
  • Записать ответ.
  1. Формирование новых знаний

Формирование новых знаний проводится в форме решения следующих заданий.

Задание 1. № 495(4, 2) [1].

Два ученика вызываются к доске. Первый решает пример с полным объяснением, т.е. называет этапы алгоритма и их реализацию для данного примера. Второй решает самостоятельно, завершив решение, он садится на место, а другой ученик объясняет по выполненному решению порядок выполняемых операций. Все учащиеся выполняют данное задание у себя в тетрадях.

Ответ: (–2;–5), (–5;–2).

 

Ответ: (7;1), (1;7).

Задание 2. № 498 [1].

Работа учащегося у доски.

Пусть х – первое число, а у – второе число, тогда используя условия задачи, о том, что их сумма равна 18, а произведение 65, составим систему уравнений.

  p = -18  q = 65 

x  = 13, y = 5

Ответ: 13, 5.

  1. Подведение итогов

В конце урока подводится итог в форме фронтальной беседы. Приведу вопросы и задания с ответами.

  • Ребята, давайте вспомним, какую цель мы сегодня поставили перед собой? (Научиться решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени, используя другой способ решения.)
  • С каким способом решения систем, содержащих уравнение второй степени мы сегодня познакомились? (Со способом решения систем, применяя теорему, обратную теореме Виета.)
  • Кто сможет сам сформулировать алгоритм решения данным способом?

А сейчас, вам всем предлагается решить, по одной системе уравнений, они находятся у вас под сиденьями стульев (приложение 5). (Ученики решают самостоятельно, если возникают трудности спрашивают у учителя, или у сильных учеников, в конце решения проводится проверка по ответам, которые предоставляет учитель на экране компьютера.)

Карточка № 1

Решить систему уравнений

(3;-2), (-2;3)

Карточка № 2

Решить систему уравнений

(5;2), (2;5)

Карточка № 3

Решить систему уравнений

(-1;-5), (-5;-1)

Карточка № 4

Решить систему уравнений

(5;-2), (-2;5)

И в завершении по окончании выполнения ученикам предлагается самим оценить себя, и ответить для себя на вопрос, как продуктивен был для них этот урок.

В качестве домашнего задания ученикам были предложены номера из учебника: № 495(1), 545(4). [1]

Литература:

  1. Алимов Ш.А. и др. Алгебра 8. – М.: Просвещение, 2000.
  2. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 1999.