Цели:
- Создать благоприятные условия для систематизации знаний о растительном и животном мире, их отличительных признаках, особенностях..
- Создать благоприятные условия для познавательной активности, развития устной речи, мыслительных операций; (внимания, логического мышления, памяти).
- Создать благоприятные условия культуры общения в атмосфере сотрудничества и доброжелательности, бережного отношения к природе, осознание своей значимости в решение экологических проблем.
Ближайшая цель для детей:
- репродуктивный уровень: научиться правильно определять названия растений и животных по иллюстрации;
- конструктивный: группировать растений и животных;
- творческий уровень: применять знания, умения, навыки при выполнении творческих заданий.
Оборудование:
- ТСО (компьютер, проектор, экран, магнитофон),
- раздаточный материал парной работы- тексты с заданиями,
- диск с презентацией PowerPoint,
- схема растения, яблоня, яблоки трёх цветов у каждого ученика.
- цветные карандаши и фломастеры.
Литература:
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 3 кл. нач. шк. Часть 1 Москва: Просвещение, 2007.
- Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Ярославль: Академия развития,1998
Ход урока
- Организационный момент:
- Доброе утро. Я очень рада встрече с вами. Поприветствуйте гостей, которых рады видеть. (На экран выводится презентация PowerPoint ).
1 слайд. Выберите и назовите представителей живой природы. (На доске: солнце, деревья, трава, птицы, собака, бабочка, , цветок)
- На какие две группы их можно разделить? (Растения и животные)
- Сообщение темы и целей урока.
- Сформулируйте, пожалуйста тему урока… (после ответа детей 2 слайд )
-Поставьте цели урока…(Повторить, закрепить знания о растительном и животном мире уметь определять и группировать, отличать и называть особенности).
- Сегодня на уроке мы совершим путешествие по растительному и животному миру.
- Актуализация и систематизация знаний.
1 остановка: “Растительный мир”. (На доске схема)
3 слайд. Что это за растения? (Название появляется после ответа детей). Растут в воде, в виде нитей зелёного цвета, некоторые похожи на бурые ленты (водоросли). Какая особенность у водорослей?
4слайд. Эти растения растут во влажных местах, в лесах, встречается на пнях, деревьях (мхи). Почему эти растения определили в отдельную группу?
5 слайд. Это растение имеет красивые листья, похожие на большие перья (папоротник). Чем папоротник отличается от всех других групп растений?
Работа в парах.
Карточка № 1.
- О каких растениях говорится?
Что же это за девица?
Ни швея ни мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год? - Вроде сосен, вроде ёлок
А зимою без иголок.
6 слайд. Чем хвойные деревья отличаются от всех остальных растений? Какие хвойные деревья вы знаете?
Карточка № 2.
7 слайд (картинки после ответа детей)
Отгадай загадки:
- Круглое румяное
Я расту на ветке,
Любят меня взрослые
И маленькие детки (Яблоко) - На зелёной ножке
Вырос шарик у дорожки
Ветерок прошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик) - На грядке длинный и зелёный
А в кадке жёлтый и солёный. (Огурец)
- - В какую группу растений относятся яблоко, одуванчик, огурец? (Цветковые растения)
- -По каким признакам цветковые растения отличаются от других?
- -Как приспособились растения к распространению?
- -Как распространяются плоды и семена растений?
- -На какие группы делятся все растения? (водоросли, папоротники, мхи, хвойные, цветковые).
- Физкультминутка.
Маша шла, шла, шла. Маша ягодку нашла.
Опустилась, подняла: “Ах какая ягодка!”
Дети по лесу гуляли за природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их личики согрелись.
Бабочки летали, крыльями махали.
Дружно хлопаем, ножками топаем!
Хорошо мы погуляли и немножечко устали!
- Продолжение систематизации ЗУН по теме.
2 остановка “Животный мир”.
8 слайд. Эти животные всем знакомы.(показываются иллюстрации: земляной червь, пиявка.) Дайте название по рисунку. Какую пользу приносят черви?
9 слайд. Эта группа животных имеют мягкое тело, у некоторых оно защищено раковиной. О каких животных идет речь? Назовите представителей. (Моллюски: улитки, слизни, осьминоги, кальмары).
10 слайд. Эти животные имеют клешни. Кто это? (Раки, крабы). Какую группу животных они образуют? (Ракообразные)
11 слайд. Тело этих животных покрыто иголками, живут они в море. Как они называются? (Иглокожие). Назовите представителей. (Морские звёзды, морские лилии, морские огурцы, морские ежи).
12 слайд. Найди лишнее: паук, скорпион, сенокосец, пчела. (Пчела – насекомое, остальные паукообразные). Какая особенность у паукообразных? (У них 4 пары ног)
13 слайд. Назовите отличительный признак всех насекомых. (3 пары ног). Назовите представителей насекомых. Какую пользу приносят насекомые?
14 слайд. Сравните паукообразных и насекомых.
15 слайд. Отгадайте загадку:
Блещут в речке чистой
Спинкой серебристой. (Рыбы)
Чем рыбы отличаются от других животных?
16 слайд. Эта группа животных может жить в воде и на земле. Как они называются? (Земноводные). Почему они называются земноводные? Назовите представителей.
17 слайд. Эти животные имеют панцирь, тело некоторых покрыто чешуйками. Всю жизнь ползают, пресмыкаются. (Пресмыкающиеся). Каких представителей вы знаете.
18 слайд. Тело этих животных покрыто перьями, имеют 2 ноги, 2 крыла.(Птицы). Перечислите птиц которые живут в нашей области.
19 слайд. Работа в парах. Какое животное говорит о себе?
- Живу я в Арктике, дохожу до Северного полюса. Питаюсь рыбой, тюленями, водорослями.
- Я –царь зверей. Но, к сожалению боятся меня не все. Слоны , носороги , буйволы при встрече не уступают дорогу, крокодилы подстерегают у водопоя.
- Говорят, что я трусишка, это не правда. Убегая от охотничьих собак я поворачиваю навстречу. Пройдя немного делаю огромный прыжок в сторону. Так я запутываю следы.
- Клыками я вспахиваю морское дно. Там много вкусного: ракушки, морские черви, раки, крабы. С помощью клыков я выбираюсь на льдину.
После ответа детей появляются иллюстрации. (Белый медведь, лев, заяц, морж).
-Что общего между белым медведем, львом, зайцем, моржом? (Все животные относятся к млекопитающим)
- Почему животных назвали млекопитающие?
- Творческая работа
Скажите, пожалуйста, всегда ли растениям и животным комфортно? Нарисуйте на листочках знаки охраны природы. Рисунки-знаки вывешиваются на доску.
-Сформулируйте правила охраны природы по рисункам.
Ученик читает стихотворение “Берегите землю” М.Дудин.
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
на проталинках солнечные блики
На камнях играющего краба.
Над пустыней тень от баобаба.
Ястреба, парящего над полем.
Ясный месяц над речным покоем.
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
- Подведение итогов.
- Перечислите группы на которые делится царство растений.
- Перечислите группы животных, которые мы повторили на уроке.
20 Слайд.
Животные:
- Черви
- Моллюски
- Ракообразные
- Иглокожие
- Паукообразные
- Насекомые
- Рыбы
- Земноводные
- Пресмыкающиеся
- Птицы
- Звери (млекопитающие)
- Как вести себя, чтобы не причинить вреда природе?
- Домашнее задание по выбору:
- кто, считает, что хорошо владеет знаниями о растительном и животном мире и готов к контрольной работе – правила с.75, 95.
- кто недостаточно знает растительный мир- с.75 вопросы 2, 3.
- кто недостаточно знает животный мир- с. 95 вопросы 1, 2.
- Рефлексия.
Оцените свои знания, выбрав соответствующее яблоко:
- Красное- 5
- Зелёное- 4
- Жёлтое- 3
Повесьте яблоки на яблоню.