Русский язык в 4-м классе по теме "Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Уточнить знания об особенностях предложного падежа;
  • Совершенствовать навык правописания безударных окончаний имен существительных 1-го, 3-го склонения.

Задачи:

  • образовательная: уточнение, закрепление знаний об особенностях П.п., отработка навыка правописания безударных окончаний имен существительных;
  • развивающая: развивать устную речь учащихся, внимание, воображение, память, мышление, восприятие у младших школьников;
  • воспитывать любовь к прекрасному великому русскому языку, чувство взаимопомощи, сопереживания друг к другу.

Оборудование: таблица вопросов, предлогов, окончаний предложного падежа, сигнальные карточки –е, -и, словарные слова, ребус.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок
Начинается урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем.

  1. – Откройте свои тетради и запишите число, классная работа.
  2. Каллиграфическая минутка.

- Чтобы узнать какую букву мы сегодня будем повторять и писать на минутке чистописания, нужно отгадать ребус

 витрины

  • - Какой первый звук в этом слове? (“в”). Какой буквой он обозначается на письме? (буквой “в”)
  • - Сегодня мы будем повторять написание буквы “в” строчной и соединения с этой буквой, слова, начинающиеся на эту букву.

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

- Начинаем писать с середины рабочей строки, ведем линию вверх до верхней линии рабочей строки, делаем петлю, переходящую в длинную наклонную линию, делаем закругление вправо, соединяем верхним соединением букву “д”, делаем овал и петлю и затем наоборот. На следующей строчке пишем слово “вдруг” до конца строчки. Письмо плавное, безотрывное.

Словарно-орфографическая работа.

  1. Учитель показывает слова, учащиеся записывают в тетрадь через запятую. Затем взаимопроверка (подчеркнуть орфограммы).
  • Коллектив,
  • аллея,
  • желтый,
  • дорога,
  • библиотека.

Какое слово лишнее, почему? желтый (прилаг.)

  1. Знакомство с новым словом везде (табличка)

Везде – во всех местах, повсюду.

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде…
Ф.Тютчев

Слово везде образовано от слова весь и старинной части слова – де, эта же часть есть в словах где и здесь.

  1. Напишите это слово три раза, проговаривая его по слогам, выделите орфограмму, поставьте знак ударения и разделите на слоги: вез-де
  2. Придумайте и запишите предложение с этим словом.
  • В…зде хорошо, где нас нет.
  • В…зде правда только своя, а чужую прячут.
  • В…зде сарафан пригождается, а не надо – под лавкой валяется.
  1. Сообщение темы и целей урока, постановка учебной задачи.

- Сегодня на уроке мы повторяем все, что знаем о предложном падеже, упражняемся в проверке и правописании безударных окончаний существительных в П.п.

  1. Систематизация знаний учащихся о П.п.
  • - Чем интересен предложный падеж? (Без предлога существительное в этом падеже не употребляется).
  • - Какой ученый дал ему такое название? (М.В. Ломоносов). Первоначально этот падеж назывался сказательным
  • - Расскажите о предложном падеже по плану: (стихотворение)

А – я – падеж предложный
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком, о чем я говорил?
Ах, да, нужны предлоги!

  • Вопросы П.п.
  • Предлоги.
  • Роль в предложении.
  • Окончания существительных 1-3-го склонения в П.п.

(Вывешивается таблица; учащиеся проверяют свои ответы)

Предложный падеж
О ком? О чем? Где?
о (об), в, на, при
Второстепенный член
1-е склонение 2 склонение 3 склонение

- Нуждаются ли в проверке безударные окончания существительных в предложном падеже? Почему?

- Какие способы проверки можно использовать? (Проверку ударным окончанием существительных того же склонения и проверку по алгоритму).

- Приведите примеры словосочетаний с существительными в П.п. (с безударными окончаниями) и проверьте написание окончаний разными способами (устно).

В декабре (удар.) На Дальнем Востоке (безудар). Все деревья в серебре (удар.)

Физминутка.

2 притопа (шаги)
2 прихлопа (хлопки)
Ежики, ежики (сжимают и разжимают пальцы)
Наковали, наковали (бить кулочками)
Ножики, ножики,
Бег на месте, бег на месте.
Зайчики, зайчики (руки к голове).
А сейчас садимся тихо.
Девочки и мальчики.

  1. Упражнение в правописании безударных окончаний существительных в П.п.

Диктант с использованием сигнальных карточек.

Рассказывал о жизни, плескался в фонтане, грелся на солнце, жил в Киеве, думала о дочери, написал на листочке, участок при школе, ждали на пристани, дыра в заборе, мечтал о подарке, пятно на скатерти.

  1. Работа с учебником.
  1. - Откройте учебник на с. 98, упр98, упр. 218. Списать, раскрыть скобки, указать склонение, выделить окончание. (По цепочке с комментированием у доски).
  2. С. 99, упр. 222. – списать, выделить окончание существительных в П.п.
  • В колхозе – сущ. (самостоятельно, 1 ученик – у доски).
  • Н.ф. (что?) колхоз
  • М.р., 2 скл.
  • В П.п., ед.ч.
  • Вт. чл.

С. 252 – памятка.

Физкультминутка.

Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся вправо, влево,
Приседанье сделал справно,
Клювиком почистил пух.
И скорей за парту плюх.

  1. Итог урока, оценивание.
  • - Что повторяли на уроке?
  • - Что узнали нового?
  1. Домашнее задание: упр. 219, с. 98 (на доске).