Цели:
- Уточнить знания об особенностях предложного падежа;
- Совершенствовать навык правописания безударных окончаний имен существительных 1-го, 3-го склонения.
Задачи:
- образовательная: уточнение, закрепление знаний об особенностях П.п., отработка навыка правописания безударных окончаний имен существительных;
- развивающая: развивать устную речь учащихся, внимание, воображение, память, мышление, восприятие у младших школьников;
- воспитывать любовь к прекрасному великому русскому языку, чувство взаимопомощи, сопереживания друг к другу.
Оборудование: таблица вопросов, предлогов, окончаний предложного падежа, сигнальные карточки –е, -и, словарные слова, ребус.
Ход урока
- Организационный момент.
Громко прозвенел звонок
Начинается урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем.
- – Откройте свои тетради и запишите число, классная работа.
- Каллиграфическая минутка.
- Чтобы узнать какую букву мы сегодня будем повторять и писать на минутке чистописания, нужно отгадать ребус
витрины
- - Какой первый звук в этом слове? (“в”). Какой буквой он обозначается на письме? (буквой “в”)
- - Сегодня мы будем повторять написание буквы “в” строчной и соединения с этой буквой, слова, начинающиеся на эту букву.
_________________________
_________________________
_________________________
_________________________
- Начинаем писать с середины рабочей строки, ведем линию вверх до верхней линии рабочей строки, делаем петлю, переходящую в длинную наклонную линию, делаем закругление вправо, соединяем верхним соединением букву “д”, делаем овал и петлю и затем наоборот. На следующей строчке пишем слово “вдруг” до конца строчки. Письмо плавное, безотрывное.
Словарно-орфографическая работа.
- Учитель показывает слова, учащиеся записывают в тетрадь через запятую. Затем взаимопроверка (подчеркнуть орфограммы).
- Коллектив,
- аллея,
- желтый,
- дорога,
- библиотека.
Какое слово лишнее, почему? желтый (прилаг.)
- Знакомство с новым словом везде (табличка)
Везде – во всех местах, повсюду.
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде…
Ф.Тютчев
Слово везде образовано от слова весь и старинной части слова – де, эта же часть есть в словах где и здесь.
- Напишите это слово три раза, проговаривая его по слогам, выделите орфограмму, поставьте знак ударения и разделите на слоги: вез-де
- Придумайте и запишите предложение с этим словом.
- В…зде хорошо, где нас нет.
- В…зде правда только своя, а чужую прячут.
- В…зде сарафан пригождается, а не надо – под лавкой валяется.
- Сообщение темы и целей урока, постановка учебной задачи.
- Сегодня на уроке мы повторяем все, что знаем о предложном падеже, упражняемся в проверке и правописании безударных окончаний существительных в П.п.
- Систематизация знаний учащихся о П.п.
- - Чем интересен предложный падеж? (Без предлога существительное в этом падеже не употребляется).
- - Какой ученый дал ему такое название? (М.В. Ломоносов). Первоначально этот падеж назывался сказательным
- - Расскажите о предложном падеже по плану: (стихотворение)
А – я – падеж предложный
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком, о чем я говорил?
Ах, да, нужны предлоги!
- Вопросы П.п.
- Предлоги.
- Роль в предложении.
- Окончания существительных 1-3-го склонения в П.п.
(Вывешивается таблица; учащиеся проверяют свои ответы)
Предложный падеж О ком? О чем? Где? о (об), в, на, при Второстепенный член |
||
1-е склонение | 2 склонение | 3 склонение |
-е | -е | -и |
- Нуждаются ли в проверке безударные окончания существительных в предложном падеже? Почему?
- Какие способы проверки можно использовать? (Проверку ударным окончанием существительных того же склонения и проверку по алгоритму).
- Приведите примеры словосочетаний с существительными в П.п. (с безударными окончаниями) и проверьте написание окончаний разными способами (устно).
В декабре (удар.) На Дальнем Востоке (безудар). Все деревья в серебре (удар.)
Физминутка.
2 притопа (шаги)
2 прихлопа (хлопки)
Ежики, ежики (сжимают и разжимают пальцы)
Наковали, наковали (бить кулочками)
Ножики, ножики,
Бег на месте, бег на месте.
Зайчики, зайчики (руки к голове).
А сейчас садимся тихо.
Девочки и мальчики.
- Упражнение в правописании безударных окончаний существительных в П.п.
Диктант с использованием сигнальных карточек.
Рассказывал о жизни, плескался в фонтане, грелся на солнце, жил в Киеве, думала о дочери, написал на листочке, участок при школе, ждали на пристани, дыра в заборе, мечтал о подарке, пятно на скатерти.
- Работа с учебником.
- - Откройте учебник на с. 98, упр98, упр. 218. Списать, раскрыть скобки, указать склонение, выделить окончание. (По цепочке с комментированием у доски).
- С. 99, упр. 222. – списать, выделить окончание существительных в П.п.
- В колхозе – сущ. (самостоятельно, 1 ученик – у доски).
- Н.ф. (что?) колхоз
- М.р., 2 скл.
- В П.п., ед.ч.
- Вт. чл.
С. 252 – памятка.
Физкультминутка.
Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся вправо, влево,
Приседанье сделал справно,
Клювиком почистил пух.
И скорей за парту плюх.
- Итог урока, оценивание.
- - Что повторяли на уроке?
- - Что узнали нового?
- Домашнее задание: упр. 219, с. 98 (на доске).