Экономико-географическая характеристика Японии

Разделы: География


Методическая цель: активизация познавательной деятельности суворовцев.

Цели урока:

  • Усвоение знаний об основных чертах ЭГП, истории заселения, особенностях населения и хозяйства Японии.
  • Развитие умения составлять экономико-географическую характеристику страны, используя различные источники информации.
  • Развитие коммуникативных навыков и умений.
  • Развитие умения строить устные логические ответы.
  • Развитие умения по ходу изложения материала выбирать главное и заполнять опорный конспект.
  • Формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к элементам живой и неживой природы как источнику жизни, красоты, духовной культуры японского народа.
  • Осуществление военно-профессиональной направленности обучения.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая .

Оборудование: карточки – задания, визитки, влаг, герб, фотоматериалы, атласы, политико-административная карта.

Методы работы: работа с картой, текстами, фильмом, заполнение опорного конспекта.

План урока:

Эпиграф.

  1. Визитная карточка страны
  2. Форма правления и АТУ.
  3. Печальная дата (1945г).
  4. ЭГП.
  5. Историко-географические особенности заселения страны.
  6. Проблемы взаимоотношений с Россией (Курильские острова).
  7. Природные условия.
  8. Население Японии.
  9. Японские традиции.
  10. Религии.
  11. Особенности японской нации.
  12. Традиционные японские праздники.
  13. Крупнейшие города .Токио.
  14. Японское “экономическое чудо”.
  15. Отраслевая структура хозяйства.
  16. Отрасли специализации.
  17. Транспорт.

Ход урока

Сегодня мы проводим урок по изучению Японии. Это одна из интереснейших стран мира как с точки зрения культурных традиций, так и с экономической точки зрения. Мы заслушаем отчет 4 групп, которые готовили материал к сегодняшнему уроку. По ходу выступлений суворовцев и моих комментариев, вы должны заполнить опорный конспект - японско-русский словарь. У вас на столах листы с таблицей – приведены японские выражения – вы должны дополнить их русским толкованием.

Начать урок хотелось бы с высказываний Энштейна “Япония и японцы заворожили меня” и Микеша:

“По свету ходит картина Японии: мужчина и женщина в кимоно кланяются друг другу в тени пагод. Обольстительные гейши играют на древних струнных инструментах, прерываясь лишь для того, чтобы блеснуть изысканным остроумием. Маленькие застенчивые люди спешат с чайной церемонии на аранжировку цветов, в то время, как на заднем плане обиженные самураи совершают над собой харакири”.

Япония – стран – наоборот.

Пальто подает женщина, левостороннее движение, машины праворульные, пишут сверху вниз, спят на полу, едят палочками, белый цвет – траурный……

Давайте же мы разберем материал по Японии и посмотрим – какое впечатление у вас останется о Японии.

Сообщение суворовца -

  • Древнее название – Ямато – “путь гор”.
  • Китайцы называли – Japan –“источник Солнца”.
  • Марко Поло – “СИ-Пан-Гу” иероглифы: “Жи-бень-Го” по южно –китайски “Я-пон-го”, по-японски – “Ниппон” - “Страна дворцов и Солнца”
  • Япония – вторая страна мира по совокупной мощи после США.
  • Входит в состав “Большой 8”
  • Лидер АТР.
  • S = 372000 км (небольшая страна как Норвегия или Вьетнам)
  • Население – 128 млн.ч. (9 место в мире)

“ Когда-то боги Идзанаги и Идзанами по радуге спускались с небес, чтобы отделитьземную тверь от хляби. Идзанаги ударил своим богатырским копьем по зыбко колыхнувшейся пучине и с его копья скатилась вереница капель, образовав изогнутую цепь островов”.

Если взглянуть на Японию с самолета, то на память приходит эта легенда. Островная гряда похожа на окаменелые капли.

Сообщение суворовца – о государственных атрибутах - флаге (Хиномару), гербе, гимне (Кимагае.)

  1. Белое полотнище символизирует мир, спокойствие, безопасность.
  2. Красный круг – восходящее солнце – символ императорской власти. Пока восходит Солнце существует императорская власть.
  • Герб – хризантема – с 16 лепестками – императорский герб,
  • 16 –магическое число,
  • хризантема – выражает знатность и высокое положение.

Просмотр видеофрагмента о выставке хризантем.

Сообщение суворовца о форме правления и АТУ.

Гос. устройство – конституционная монархия. Глава государства – император – Акихито. Глава правительства – премьер министр. Согласно Конституции император является символом государства и единения нации. Он не имеет права влиять на решения правительства. История императорской семьи насчитывает несколько тысячелетий. Это самая старая непрерывная династия в мире.

Административное устройство – 47 префектур. Это унитарное государство.

Конституция Японии не содержит аналогов в мировой практике – статью декларирующую безоговорочный отказ от войны при решении международных споров и запрещает создание в стране вооруженных сил. (1947г.)

Проблема. Подумайте, что подвергло Японию к такому решению? (Ответ: События 1945г – атомная бомбардировка Хиросимы.)

Сообщение суворовца о бомбардировке Хиросимы и Нагасаки.

Просмотр видеофрагмента о Парке Мира в Хиросиме.

Проблема. Почему США сбросили атомные бомбы? Ведь война уже закончилась?

Сообщение суворовца о ЭГП.

  • Япония – островное государство, расположенное в Тихом океане недалеко от побережья Азии. Соседи – КНДР, Р.Корея, КНР, Россия.
  • Всего – 4000 островов, протянуышихся на 4000 км с юз на св.
  • От материка отделена Охотским, Японским, Восточно- Китайским морями и Корейским проливом (шириной 180 км). От о. Сахалин – проливом Лаперуза (43 км)
Значение ГП:
  • Долгое время охраняло от проникновения извне и сохранению традиций.
  • развитие морского хозяйства
  • широкие возможности экономических связей.
В 1274г Внук Чингисхана попытался захватить Японию, но ему не удалось. В 1281г. Он задумал поставить поперек Корейского пролива 10000 судов, соединить их деревянным настилом и пустить по нему конницу. Но гигантский флот был уничтожен внезапно налетевшим тайфуном, который получил название божественного ветра – Камикадзе.

Сообщение суворовца - Историко-географические особенности заселения Японии.

Море явилось тем путем, по которому происходило первоначальное заселение Японских островов – как с материка, так и с островов ЮВ Азии. IV – III век до н.э. Первыми заселили плодородные земли северного Кюсю. Длительное время основным районом заселения была юз часть, примыкавшая к внутреннему морю. К VII веку сложилось централизованное государство Ямато. В VI –IX веках огромное влияние на развитие Японии оказывали контакты с соседями – Китаем и Кореей – привнесли элементы культуры: письменность (иероглифы), религию- буддизм, научные знания, опыт земледелия и т.д. Связи стимулировали развитие севера Кюсю и юз Хонсю, выходящих к Корейскому проливу. В XII веке началось смещение на север.

Открытие Японии европейцами произошло относительно поздно – в середине XVI века.

“ Португальцы, приняв намерение покорить Японию, начали с торговли и проповеди католической веры. Миссионеры, прибывшие в Японию, сначала сумели понравиться японцам. Пошло проникновение западной культуры. Но царствовавший император Тейго, человек умный и проницательный, скоро приметил, что иезуиты больше заботились о собирании японского золота, чем о спасении души паствы. Он решился истребить христианскую веру и выгнать миссионеров из страны. В XVII веке феодальные правители (сегуны) ввели запрет на контакты с иностранцами.

Изгнанные миссионеры в свое оправдание и по ненависти к народу, не давшему себя обмануть, представили японцев перед европейцами хитрыми, вероломными, мстительными. НО мне судьба предназначала в течение 27 месяцев заключения в плену удостовериться в противном”. (из записок капитана Головнина – 1813г.)

В период с 1641 по 1867гг голландцы были единственными европейцами, которым разрешалось вести торговлю с Японией проживать на искусственно возведенном острове Дедзима в гавани Нагасаки.

В эпоху развивающегося капитализма Японии не удалось спастись от натиска США и других европейских стран. Под угрозой американских военных кораблей Япония вынуждена была открыть доступ иностранцам.

В 1867 году в Японии произошла революция Мейдзи – страна стала конституционной монархией, вступила на путь быстрого развития капитализма.

В этом пункте интересен вопрос, связанный с претензиями Японии к России по поводу Курильских островов. Японцы говорят, что острова – Японские, мы – наши. Кто прав?

Сообщение суворовца.

До XVII века на Курилах не было ни русских, ни японцев. Проживал народ – айны. Трудно сказать с кем из иностранцев они впервые встретились. Скорее всего с японцами, т.к. от Курил до Японии всего 7 км. В 1635г самурай Мураками Хиронори посетил Курилы. Составил карту. Но после плавания Хиронори японцы не плавали на север, т.к. было сказано выше в середине XVII века был введен запрет на контакты с иностранцами. За выезд из страны отрубали голову.

Согласно нашим – в 1643г голландец Мартин де Фриз считается их первооткрывателем. После этого Курилы 100 лет колония Голландии. Русские начали исследование Курил в 1645-1648гг, экспедиция С.Дежнева. В 1707г Указ Петра I : выяснить – чьи они? “ Под чьей властью оные народы обретаются? А ежели самовластно, в вечное холопство под высокодержавную руку привести”.

В 1711г айны оказывают сопротивление покорению русскими, бегут на юг. Русские начинают колонизацию Курил, заселяя правда лишь северные острова.

В 1784г японцы все же начинают исследование Курил. Пишут, что русских не находят.

Т.о. к концу XVIII века происходит самопроизвольное разделение: север – русский, юг – японский.

В 1855г подписывается Симодский трактат – 1-й русско-японский правовой документ, закрепляющий северные острова за Россией, южные – за Японией.

1904-1905гг – русско–японская война, в которой Россия потерпела поражение (Цусимское сражение), но северные острова все же остались у России.

1945г II мировая война – победа России – острова у России.

Япония продолжает предъявлять претензии по поводу Курильских островов. 1951г – Сан –Франциско – встреча- цель подписание мирного договора с Японией. Но договор не подписан – т.к. США заявили, что острова ни русские, ни японские.

1956г – очередная попытка России урегулировать спорный вопрос. Россия соглашается отдать южные острова. Но Япония в то время сотрудничает с США, ведут переговоры о размещении американского наступательного оружия. СССР отказывается от своих предложений по поводу южных Курил.

Вопрос до сих пор не решен. Положение Курильских островов тяжелое. Очень много проблем.

Сообщение суворовца.

  • Экономических –  вызваны удаленностью от центра России. Недостаточное финансирование. Трудности с доставкой топлива (своего нет). Отсутствие дорог. Нехватка электроэнергии. Развита только рыбоконсервная промышленность. Здесь проживает 50 тыс.ч. Здесь основной район улова рыбы. Район может прокормить 150 млн.ч. Японцы ловят здесь 50% рыбы, на сумму 30 млрд. долларов.Россия лишь на 1, 5 млрд. Мы неэффективно перерабатываем рыбу. Японцы добывают здесь морскую капусту. Наш флот почти уничтожил ее за последние 5-7 лет. Мы выбрасываем чешую рыб, покровы крабов. Японцы получают лекарственные препараты. Они перерабатывают все, все отходы, находя им применение, получая прибыль.
  • Экологические проблемы – загрязнение металлоломом, отходами рыбной промышленности. Слой рыбьего жира у дна – 4 метра! Обеднела фауна.
  • Японцы предлагают разрабатывать имеющиеся титано–магниевые пески.
  • Там благоприятный климат – можно простроить санатории для лечения и отдыха.

Перспектива у Курил есть, но у России руки до них не доходят и Японии мы их не отдаем.

Проблема. Как вы думаете? Кто прав? (суворовцы высказывают свое мнение)

Сообщение суворовца – о природных условиях, о символе страны – Фудзияме.

Просмотр видеофрагмента о Фудзияме.

Следующий вопрос, который мы рассмотрим – Характеристика населения. Хотелось бы привести высказывание Элизы Скидмор (приложение №1.)

Сообщение суворовцев о японских традициях. (Приложение № 2. ).

Сейчас мы с вами познакомимся на деле с одной из традиций Японии - с чайной церемонией. Пока суворовцы разливают чай, я рассказываю о правилах чайной церемонии.

Чайная церемония – “тя-но-ю”. Заимствована в Китае. Внедрена монахами в 8 веке. Проводится в чайном домике – тясицу, состоящем из 1 комнаты, окруженной садом. В обряде должно участвовать не долее 5 человек. В комнате даже днем должен быть полумрак. Все предметы старинные. Все садятся на пол, после того как совершают поклон, соблюдая строго субординацию. Руководитель церемонии насыпает в чашку растертый зеленый чай, заливает водой, взбивает бамбуковой метелкой. В комнате зажигают ароматные свечи, раздвигают перегородку, чтобы можно было любоваться цветущим садом или цветами, или звездами… Обряд в полном молчании. Нельзя говорить о делах, о проблемах. Можно лишь о красоте токономе (встроенная ниша с живописью или надписью и букетом цветов).

Надо учитывать 4 принципа церемонии:

  • Ва – гармония
  • Сэй– чистота
  • Сэки – покой, тишина
  • Кэй– почтительность

Следующий вопрос, который мы рассмотрим – религии.

Сообщения суворовцев. (Приложение №3.)

Просмотр видеофрагмента.

Сообщения суворовцев об особенностях японской нации.(Приложение 4.)

Сообщения суворовца о традиционных праздниках.

  • Новый год – 3-4 февраля. Восточный новый год – переход от зимы к весне. Самый популярный праздник. За несколько недель устраивается – бонзикай – прощание с горестями минувшего года. Новый год проводят в храме. В 12 часов -108 ударов колокола. Согласно буддийским верованиям человека обременяют 108 забот , и считается что со 108 ударом исчезают все неприятности и всех ждет новая счастливая жизнь. После108 удара надо лечь спать, чтобы встать рано утром и встретить первые лучи солнца. Самые распространенные подарки: сушеная рыбка в праздничной обертке, чай, веер, детям монетку в конверте. Дома украшают сосновыми ветками (символ долголетия, здоровья, счастья), бамбуком (символ стойкости), соломенной веревкой (оберег от злых духов, болезней), мандаринами (символ долголетия). До недавнего времени японцы не отмечали дни рождения и со 108 ударом колокола каждый прибавлял себе один год. Даже младенца, родившегося накануне наутро считают годовалым.
  • Основание нации11 февраля
  • День памяти - 18-19 марта
  • Праздник кукол - 3 марта.
  • День рождения Будды – 8 апреля.
  • День мальчиков5 мая.
  • Середина года15 июля
  • День памяти жертв атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки (6 и 9 августа) - 15 августа
  • День уважения старших 15 сентября
  • День культуры3 ноября
  • “7-5-3” -“си – го – сан” - мальчиков 3, 5 лет. Девочек 3, 7лет одевают в лучшие одежды и ведут в храм. – середина ноября.
  • День благодарения труду23 ноября.
  • День рождения императора - 23 декабря

Сообщение суворовца – Крупнейшие города. Токио.

11 крупнейших городов: Токио, Кавасаки, Иокогама, Саппоро, Нагоя, Осака, Киото, Кобе, Хиросима, Китакюсю, Фукуока.

Агломерации:

  • Кэйхин : Токио, Иокогама, Кавасаки.
  • Хансин : Осака, Кобе, Киото.
  • Тюке : Нагоя и спутники.

Мегаполис:

Токайдо (“дорога восточного побережья”, по названию старой дороги, связывающей основные города, резиденцию императора Киото и резиденцию сегуна Эдо (Токио)). Проживает 70 млн.ч. почти половина населения Японии.

Токио – в переводе – “восточная столица”, разрослась на месте замка Эдо. Иногда говорят – 1 столица – Эдо.

1-я столица Японии – город – Нара. 2-я столица – Киото – в переводе – “столица”

Проблема.

Как удалось Японии быстро вырваться после II мировой войны в первую тройку индустриальных держав, несмотря на
  • огромные разрушения
  • оккупацию США
  • лишившись колоний
  • не имея ПР

Сообщение суворовцев о “Японском экономическом чуде”, об отраслевой структуре хозяйства и отраслях специализации, транспорте.

Вывод по уроку. Итак, я надеюсь, что вы убедились, что –Япония – это удивительная страна, которая поражала, поражает и будет поражать тех, кто ее посещает и изучает.

Задание на самоподготовку: Составить кроссворд с вопросами. На “5” - 25 слов, на “4” - 20, на “3” - 15.