Методическая цель: активизация познавательной деятельности суворовцев.
Цели урока:
- Усвоение знаний об основных чертах ЭГП, истории заселения, особенностях населения и хозяйства Японии.
- Развитие умения составлять экономико-географическую характеристику страны, используя различные источники информации.
- Развитие коммуникативных навыков и умений.
- Развитие умения строить устные логические ответы.
- Развитие умения по ходу изложения материала выбирать главное и заполнять опорный конспект.
- Формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к элементам живой и неживой природы как источнику жизни, красоты, духовной культуры японского народа.
- Осуществление военно-профессиональной направленности обучения.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая .
Оборудование: карточки – задания, визитки, влаг, герб, фотоматериалы, атласы, политико-административная карта.
Методы работы: работа с картой, текстами, фильмом, заполнение опорного конспекта.
План урока:
Эпиграф.
- Визитная карточка страны
- Форма правления и АТУ.
- Печальная дата (1945г).
- ЭГП.
- Историко-географические особенности заселения страны.
- Проблемы взаимоотношений с Россией (Курильские острова).
- Природные условия.
- Население Японии.
- Японские традиции.
- Религии.
- Особенности японской нации.
- Традиционные японские праздники.
- Крупнейшие города .Токио.
- Японское “экономическое чудо”.
- Отраслевая структура хозяйства.
- Отрасли специализации.
- Транспорт.
Ход урока
Сегодня мы проводим урок по изучению Японии. Это одна из интереснейших стран мира как с точки зрения культурных традиций, так и с экономической точки зрения. Мы заслушаем отчет 4 групп, которые готовили материал к сегодняшнему уроку. По ходу выступлений суворовцев и моих комментариев, вы должны заполнить опорный конспект - японско-русский словарь. У вас на столах листы с таблицей – приведены японские выражения – вы должны дополнить их русским толкованием.
Начать урок хотелось бы с высказываний Энштейна “Япония и японцы заворожили меня” и Микеша:
“По свету ходит картина Японии: мужчина и женщина в кимоно кланяются друг другу в тени пагод. Обольстительные гейши играют на древних струнных инструментах, прерываясь лишь для того, чтобы блеснуть изысканным остроумием. Маленькие застенчивые люди спешат с чайной церемонии на аранжировку цветов, в то время, как на заднем плане обиженные самураи совершают над собой харакири”.
Япония – стран – наоборот.
Пальто подает женщина, левостороннее движение, машины праворульные, пишут сверху вниз, спят на полу, едят палочками, белый цвет – траурный……
Давайте же мы разберем материал по Японии и посмотрим – какое впечатление у вас останется о Японии.
Сообщение суворовца -
|
|
|
“ Когда-то боги Идзанаги и Идзанами по радуге спускались с небес, чтобы отделитьземную тверь от хляби. Идзанаги ударил своим богатырским копьем по зыбко колыхнувшейся пучине и с его копья скатилась вереница капель, образовав изогнутую цепь островов”.
Если взглянуть на Японию с самолета, то на память приходит эта легенда. Островная гряда похожа на окаменелые капли.
Сообщение суворовца – о государственных атрибутах - флаге (Хиномару), гербе, гимне (Кимагае.)
|
|
Просмотр видеофрагмента о выставке хризантем.
Сообщение суворовца о форме правления и АТУ.
Гос. устройство – конституционная монархия. Глава государства – император – Акихито. Глава правительства – премьер министр. Согласно Конституции император является символом государства и единения нации. Он не имеет права влиять на решения правительства. История императорской семьи насчитывает несколько тысячелетий. Это самая старая непрерывная династия в мире.
Административное устройство – 47 префектур. Это унитарное государство.
Конституция Японии не содержит аналогов в мировой практике – статью декларирующую безоговорочный отказ от войны при решении международных споров и запрещает создание в стране вооруженных сил. (1947г.)
Проблема. Подумайте, что подвергло Японию к такому решению? (Ответ: События 1945г – атомная бомбардировка Хиросимы.)
Сообщение суворовца о бомбардировке Хиросимы и Нагасаки.
Просмотр видеофрагмента о Парке Мира в Хиросиме.
Проблема. Почему США сбросили атомные бомбы? Ведь война уже закончилась?
Сообщение суворовца о ЭГП.
|
Значение ГП:
|
В 1274г Внук Чингисхана попытался захватить Японию, но ему не удалось. В 1281г. Он задумал поставить поперек Корейского пролива 10000 судов, соединить их деревянным настилом и пустить по нему конницу. Но гигантский флот был уничтожен внезапно налетевшим тайфуном, который получил название божественного ветра – Камикадзе. |
Сообщение суворовца - Историко-географические особенности заселения Японии.
Море явилось тем путем, по которому происходило первоначальное заселение Японских островов – как с материка, так и с островов ЮВ Азии. IV – III век до н.э. Первыми заселили плодородные земли северного Кюсю. Длительное время основным районом заселения была юз часть, примыкавшая к внутреннему морю. К VII веку сложилось централизованное государство Ямато. В VI –IX веках огромное влияние на развитие Японии оказывали контакты с соседями – Китаем и Кореей – привнесли элементы культуры: письменность (иероглифы), религию- буддизм, научные знания, опыт земледелия и т.д. Связи стимулировали развитие севера Кюсю и юз Хонсю, выходящих к Корейскому проливу. В XII веке началось смещение на север.
Открытие Японии европейцами произошло относительно поздно – в середине XVI века.
“ Португальцы, приняв намерение покорить Японию, начали с торговли и проповеди католической веры. Миссионеры, прибывшие в Японию, сначала сумели понравиться японцам. Пошло проникновение западной культуры. Но царствовавший император Тейго, человек умный и проницательный, скоро приметил, что иезуиты больше заботились о собирании японского золота, чем о спасении души паствы. Он решился истребить христианскую веру и выгнать миссионеров из страны. В XVII веке феодальные правители (сегуны) ввели запрет на контакты с иностранцами.
Изгнанные миссионеры в свое оправдание и по ненависти к народу, не давшему себя обмануть, представили японцев перед европейцами хитрыми, вероломными, мстительными. НО мне судьба предназначала в течение 27 месяцев заключения в плену удостовериться в противном”. (из записок капитана Головнина – 1813г.)
В период с 1641 по 1867гг голландцы были единственными европейцами, которым разрешалось вести торговлю с Японией проживать на искусственно возведенном острове Дедзима в гавани Нагасаки.
В эпоху развивающегося капитализма Японии не удалось спастись от натиска США и других европейских стран. Под угрозой американских военных кораблей Япония вынуждена была открыть доступ иностранцам.
В 1867 году в Японии произошла революция Мейдзи – страна стала конституционной монархией, вступила на путь быстрого развития капитализма.
В этом пункте интересен вопрос, связанный с претензиями Японии к России по поводу Курильских островов. Японцы говорят, что острова – Японские, мы – наши. Кто прав?
Сообщение суворовца.
До XVII века на Курилах не было ни русских, ни японцев. Проживал народ – айны. Трудно сказать с кем из иностранцев они впервые встретились. Скорее всего с японцами, т.к. от Курил до Японии всего 7 км. В 1635г самурай Мураками Хиронори посетил Курилы. Составил карту. Но после плавания Хиронори японцы не плавали на север, т.к. было сказано выше в середине XVII века был введен запрет на контакты с иностранцами. За выезд из страны отрубали голову.
Согласно нашим – в 1643г голландец Мартин де Фриз считается их первооткрывателем. После этого Курилы 100 лет колония Голландии. Русские начали исследование Курил в 1645-1648гг, экспедиция С.Дежнева. В 1707г Указ Петра I : выяснить – чьи они? “ Под чьей властью оные народы обретаются? А ежели самовластно, в вечное холопство под высокодержавную руку привести”.
В 1711г айны оказывают сопротивление покорению русскими, бегут на юг. Русские начинают колонизацию Курил, заселяя правда лишь северные острова.
В 1784г японцы все же начинают исследование Курил. Пишут, что русских не находят.
Т.о. к концу XVIII века происходит самопроизвольное разделение: север – русский, юг – японский.
В 1855г подписывается Симодский трактат – 1-й русско-японский правовой документ, закрепляющий северные острова за Россией, южные – за Японией.
1904-1905гг – русско–японская война, в которой Россия потерпела поражение (Цусимское сражение), но северные острова все же остались у России.
1945г II мировая война – победа России – острова у России.
Япония продолжает предъявлять претензии по поводу Курильских островов. 1951г – Сан –Франциско – встреча- цель подписание мирного договора с Японией. Но договор не подписан – т.к. США заявили, что острова ни русские, ни японские.
1956г – очередная попытка России урегулировать спорный вопрос. Россия соглашается отдать южные острова. Но Япония в то время сотрудничает с США, ведут переговоры о размещении американского наступательного оружия. СССР отказывается от своих предложений по поводу южных Курил.
Вопрос до сих пор не решен. Положение Курильских островов тяжелое. Очень много проблем.
Сообщение суворовца.
- Экономических – вызваны удаленностью от центра России. Недостаточное финансирование. Трудности с доставкой топлива (своего нет). Отсутствие дорог. Нехватка электроэнергии. Развита только рыбоконсервная промышленность. Здесь проживает 50 тыс.ч. Здесь основной район улова рыбы. Район может прокормить 150 млн.ч. Японцы ловят здесь 50% рыбы, на сумму 30 млрд. долларов.Россия лишь на 1, 5 млрд. Мы неэффективно перерабатываем рыбу. Японцы добывают здесь морскую капусту. Наш флот почти уничтожил ее за последние 5-7 лет. Мы выбрасываем чешую рыб, покровы крабов. Японцы получают лекарственные препараты. Они перерабатывают все, все отходы, находя им применение, получая прибыль.
- Экологические проблемы – загрязнение металлоломом, отходами рыбной промышленности. Слой рыбьего жира у дна – 4 метра! Обеднела фауна.
- Японцы предлагают разрабатывать имеющиеся титано–магниевые пески.
- Там благоприятный климат – можно простроить санатории для лечения и отдыха.
Перспектива у Курил есть, но у России руки до них не доходят и Японии мы их не отдаем.
Проблема. Как вы думаете? Кто прав? (суворовцы высказывают свое мнение)
Сообщение суворовца – о природных условиях, о символе страны – Фудзияме.
Просмотр видеофрагмента о Фудзияме.
Следующий вопрос, который мы рассмотрим – Характеристика населения. Хотелось бы привести высказывание Элизы Скидмор (приложение №1.)
Сообщение суворовцев о японских традициях. (Приложение № 2. ).
Сейчас мы с вами познакомимся на деле с одной из традиций Японии - с чайной церемонией. Пока суворовцы разливают чай, я рассказываю о правилах чайной церемонии.
Чайная церемония – “тя-но-ю”. Заимствована в Китае. Внедрена монахами в 8 веке. Проводится в чайном домике – тясицу, состоящем из 1 комнаты, окруженной садом. В обряде должно участвовать не долее 5 человек. В комнате даже днем должен быть полумрак. Все предметы старинные. Все садятся на пол, после того как совершают поклон, соблюдая строго субординацию. Руководитель церемонии насыпает в чашку растертый зеленый чай, заливает водой, взбивает бамбуковой метелкой. В комнате зажигают ароматные свечи, раздвигают перегородку, чтобы можно было любоваться цветущим садом или цветами, или звездами… Обряд в полном молчании. Нельзя говорить о делах, о проблемах. Можно лишь о красоте токономе (встроенная ниша с живописью или надписью и букетом цветов).
Надо учитывать 4 принципа церемонии:
- Ва – гармония
- Сэй– чистота
- Сэки – покой, тишина
- Кэй– почтительность
Следующий вопрос, который мы рассмотрим – религии.
Сообщения суворовцев. (Приложение №3.)
Просмотр видеофрагмента.
Сообщения суворовцев об особенностях японской нации.(Приложение 4.)
Сообщения суворовца о традиционных праздниках.
- Новый год – 3-4 февраля. Восточный новый год – переход от зимы к весне. Самый популярный праздник. За несколько недель устраивается – бонзикай – прощание с горестями минувшего года. Новый год проводят в храме. В 12 часов -108 ударов колокола. Согласно буддийским верованиям человека обременяют 108 забот , и считается что со 108 ударом исчезают все неприятности и всех ждет новая счастливая жизнь. После108 удара надо лечь спать, чтобы встать рано утром и встретить первые лучи солнца. Самые распространенные подарки: сушеная рыбка в праздничной обертке, чай, веер, детям монетку в конверте. Дома украшают сосновыми ветками (символ долголетия, здоровья, счастья), бамбуком (символ стойкости), соломенной веревкой (оберег от злых духов, болезней), мандаринами (символ долголетия). До недавнего времени японцы не отмечали дни рождения и со 108 ударом колокола каждый прибавлял себе один год. Даже младенца, родившегося накануне наутро считают годовалым.
- Основание нации – 11 февраля
- День памяти - 18-19 марта
- Праздник кукол - 3 марта.
- День рождения Будды – 8 апреля.
- День мальчиков – 5 мая.
- Середина года – 15 июля
- День памяти жертв атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки (6 и 9 августа) - 15 августа
- День уважения старших – 15 сентября
- День культуры – 3 ноября
- “7-5-3” -“си – го – сан” - мальчиков 3, 5 лет. Девочек 3, 7лет одевают в лучшие одежды и ведут в храм. – середина ноября.
- День благодарения труду – 23 ноября.
- День рождения императора - 23 декабря
Сообщение суворовца – Крупнейшие города. Токио.
11 крупнейших городов: Токио, Кавасаки, Иокогама, Саппоро, Нагоя, Осака, Киото, Кобе, Хиросима, Китакюсю, Фукуока.
Агломерации:
- Кэйхин : Токио, Иокогама, Кавасаки.
- Хансин : Осака, Кобе, Киото.
- Тюке : Нагоя и спутники.
Мегаполис:
Токайдо (“дорога восточного побережья”, по названию старой дороги, связывающей основные города, резиденцию императора Киото и резиденцию сегуна Эдо (Токио)). Проживает 70 млн.ч. почти половина населения Японии.
Токио – в переводе – “восточная столица”, разрослась на месте замка Эдо. Иногда говорят – 1 столица – Эдо.
1-я столица Японии – город – Нара. 2-я столица – Киото – в переводе – “столица”
Проблема.
Как удалось Японии быстро вырваться
после II мировой войны в первую тройку
индустриальных держав, несмотря на
|
Сообщение суворовцев о “Японском экономическом чуде”, об отраслевой структуре хозяйства и отраслях специализации, транспорте.
Вывод по уроку. Итак, я надеюсь, что вы убедились, что –Япония – это удивительная страна, которая поражала, поражает и будет поражать тех, кто ее посещает и изучает.
Задание на самоподготовку: Составить кроссворд с вопросами. На “5” - 25 слов, на “4” - 20, на “3” - 15.