Интегрированный урок по природоведению, внеклассному чтению, изобразительному искусству (4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  1. Обобщить знания по теме «Природные зоны России».
  2. Познакомить детей с творчеством А.А. Фета и стихотворением «Учись у них…».
  3. Развивать технику чтения, выразительность и образность речи.
  4. Продолжать воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
  5. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению А.А. Фета «Учись у них…».

Оборудование:

  1. Карта «Природные зоны России».
  2. Зашифрованная таблица «Что нам даёт лес?».
  3. Карточки с названием животных и растений тундры «Конверты».
  4. Кроссворд «Арктика».
  5. Таблица «Цепи питания».
  6. Книга «Родная речь», А.А. Фет.
  7. Табло для каждого учащегося «Снегопад».
  8. Краски, альбомный лист, индивидуальные карты «Природные зоны России».

Расстановка в классе: учащиеся сидят за партой по одному (соседнее место за партой подготовлено для рисования).

- Ребята, сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по просторам нашей Родины, вспомним, какие растения и животные встречаются в определённых зонах России. Познакомимся с биографией и творчеством поэта-классика А.А. Фета и его стихотворением «Учись у них…». А также нарисуем иллюстрацию к этому стихотворению.

А ещё в нашем классе пройдёт снегопад оценок. У вас на партах табло, за каждый правильный ответ или задание вы получаете снежинку, а в конце урока мы подсчитаем, у кого прошёл лёгкий снегопад, а у кого намело целые сугробы!

Табло «Снегопад оценок»

  1. Природоведение
  2. Внеклассное чтение
  3. Изобразительное искусство

- Путешествовать можно на чём угодно, но наша Родина так велика, что нам нужно самое быстрое средство передвижения – это волшебный самолётик, который будет мысленно переносить нас в разные участки России. (На доску крепится бумажный самолётик).

- Но чтобы путешествие было удачным, нужно обязательно взять с собой две вещи. Как вы думаете, что? (Карту и компас).

- А что такое карта? (Это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости).

- А что такое компас? (Это прибор, помогающий определить стороны горизонта).

- У вас на партах карта природных зон. Я читаю несколько строк. Ваша задача подписать на карте название зоны, о которой идёт речь.

  1. Это океан! А белый он весь потому, что скован льдом. Снег и лёд здесь никогда не тают. Летом – полгода день, зимой – полгода ночь.
  2. На самолёте я добрался до маленького посёлка на берегу Ледовитого океана. Кругом, куда ни глянешь, снег. Даже дома кажутся вылепленными из снега. И весь посёлок в морозном облаке.

- Кто автор? Название рассказа? (А. Старостин «Барбоска»).

  1. Я давно приметил в лесу одну полянку с рыжиками. Они там в траве рассыпаны, как жёлтенькие пуговки. Такие маленькие, что в горлышко бутылки полезают.

- Кто автор? Название рассказа? (Е. Чарушин «Рябчонок»).

  1. Кажется по степи огромные, как дома, возы сена. Их везут волы. Везут медленно, будто некуда им торопиться.

- Кто автор? Название рассказа? (Ю. Дмитриев «В упряжке и в седле»).

  1. Верблюд! Только он может по многу дней не пить и не есть, только он не боится ночного холода и дневной жары. Шагает под палящим солнцем.

- Кто автор? Название рассказа? (Ю. Дмитриев «В упряжке и в седле»).

- А сейчас определите по карте стороны горизонта и подпишите.

- Итак, карта готова. (На доску вывешивается увеличенная карта природных зон).

- Начинаем путешествовать. Пристегните ремни. В путь! И наш самолёт приземлится в зону Арктических пустынь.

- А теперь мы проверим, какие вы заядлые путешественники.

Задание №1.

Предлагается решить кроссворд. (Кроссворд нарисован на доске).

Вопросы:

  1. Эти птицы собираются летом на скалистых берегах в шумные «птичьи базары». (Чайка).
  2. Близкий родственник тюленя. (Морж).
  3. Птицы, которые откладывают яйца прямо на скалы. (Кайры).
  4. На них очень любит поохотиться белый медведь. (Тюлень).
  5. Самый крупный обитатель морей и океанов. (Кит).
  6. Маленькие жители морей и океанов, которыми питаются рыбы. (Рачки).

- Какое слово зашифровано? (Арктика)

- Молодцы! И следующая посадка самолёта – зона тундры. И конечно, здесь вас ожидает новое задание «Почтальон».

Задание №2.

Нужно правильно выбрать карточки с названиями животных и растений тундры и разложить в конверты. (Выполняют два ученика).

Тундра

Животные

Растения

Песец

Голубика

Северный олень

Брусника

Белая сова

Ягель

Лемминг

Земляника

Ёж

Дуб

Заяц

Смородина

Волк

Ель

Серые гуси

Морошка

Кречет

Карликовая ива

- Молодцы! А мы путешествуем дальше. И вот уже следующая зона. Зона лесов. Нам она больше знакома, так как мы проживаем в этой природной зоне.

И новое задание №3.

Расшифруйте таблицу. (Рисуночная таблица «Что даёт нам лес?).

Физминутка: «Дерево».

- А наш самолёт уже приземлился в зону степей. И новое задание.

Задание №4.

Составьте цепь питания, которая сложилась в степи.

- Молодцы. А мы заканчиваем своё путешествие и приземляемся в зоне пустынь.

Задание №5.

Назовите, чем занимаются люди в зоне пустынь. (Разводят верблюдов, проводят водопровод и орошают плодородные участки, изготавливают одежду, обувь, ковры из верблюжьей шерсти, продают кумыс – верблюжье и конское молоко).

Вывод:

Мы изучили природные зоны России и узнали, что вся наша жизнь тесно связана с природой. Дышим мы воздухом, утоляем жажду водой. Природа даёт нам пищу, одежду, жилище. В природе всё взаимосвязано.

Человек должен быть не пользователем, а умелым и мудрым хозяином своей природы, должен любить и понимать природу, ведь без этого не может быть будущего планеты Земля.

Таким человеком был поэт А.А. Фет. Несмотря на свою нелёгкую судьбу, ведь он был незаконным сыном богатого помещика, поэт сохранил в себе чистоту и удивительную романтическую любовь к родной природе. Фет любил описывать родную природу как нечто живое, одушевлённое. Лирический герой поэта, как правило за кадром и является лишь созерцателем, повествующим об увиденном.

Таким проникновенным стихотворением является стихотворение А.А. Фета «Учись у них – у дуба, у берёзы».

  1. Чтение стихотворения учителем.
  2. Беседа.
  3. Как вы думаете, что хотел сказать автор, какова главная мысль стихотворения?
  4. Какие описания природы, схожие с описанием человека, использует автор в стихотворении? Прочитайте.
  5. Что значит скорбящая душа? От какого слова произошло? (Скорбь).
  6. Какие слова-синонимы подберём к слову «скорбь»? (Печаль, горе, трагедия).
  7. Можно ли сказать, что стихотворение навевает печаль? (Нет).
  8. Почему? Потому что в последних строчках автор говорит, что всё пройдёт).
  9. Прочитайте последние строчки.
  10. Чтение стихотворения учащимися (про себя).
  11. Выразительное чтение.

Вывод:

Всё в этом мире не вечно: печаль и радость, смех и слёзы. «Время лечит» – говорят в народе. Самое главное жить в мире с самим собой, с окружающими нас людьми и природой.

- Если бы вы были художниками, какую бы картину вы нарисовали к этому стихотворению?

- Какие цвета, холодные или тёплые, вы бы использовали?

- Назовите холодные и тёплые цвета.

- Какой из жанров живописи вы выберите для рисования картин? (Пейзаж).

- Почему?

- Какие ещё жанры живописи знаете? (Портрет, натюрморт).

Дети пересаживаются на другое рабочее место для рисования.

Рисование.

Выставка работ.

Вывод:

- Молодцы! Сегодня мы многое успели: путешествовали по природным зонам России, познакомились с замечательным поэтом А.А. Фетом и его стихотворением «Учись у них…» и нарисовали иллюстрацию к стихотворению.

- А сейчас подсчитайте, сколько снежинок упало в ваше табло.

- Положите табло в дневник и сдайте.