Учимся общаться и регулировать конфликты

Разделы: Школьная психологическая служба


Глобализация современного мира, миграционные процессы, политическая обстановка во всем мире, привело к изучению толерантности, как основы взаимоотношения людей. [1]

Терпимость к другому человеку, нации, культуре, традициям, общечеловеческим ценностям является основой гармонических отношений между людьми во всем мире. Человечеству придется научиться навыкам правильного общения, быть терпимым, находить общее, строить доверительные отношения, сотрудничать, разрешать конфликты, принимать других такими, какие они есть и, конечно, взаимодействовать на основе согласия, чтобы сохранить мир во всем мире. Ни один человек не живет на необитаемом острове, мы все живем среди людей и с людьми. Как сказал один из классиков: “Вы не можете уйти от людей, даже если уйдете в монастырь, и там Вам придется общаться с другими людьми”. В контексте отношений с другими людьми основной целью является приобретение таких способностей, как коммуникативность, чуткость, самообладание, а также навыки для правильного разрешения конфликтных ситуаций.

В современных школах и семьях огромное значение придается развитию уровня интеллекта и познавательных способностей детей, но необходимо также вести работу по повышению уровня эффективного общения, умения управлять своими чувствами и эмоциями, обучать навыкам владения собой, разрешать конфликтные ситуации. Ведь конфликты не обходят наших детей, тем более в подростковом возрасте, поэтому знание определенных навыков общения, управление и осознание эмоций, мыслей, чувств является основой для профилактики и разрешения конфликтных ситуаций.

Конфликт – настолько привычная, неотъемлемая часть наших взаимоотношений с окружающими, что обычно мы их не анализируем, не обдумываем, не изучаем. Наши убеждения, представления, ценности, потребности и эмоции играют немалую роль в каждом конфликте, в котором мы участвуем. Наше поведение в конфликтной ситуации зависит от того, как мы воспринимаем себя и других, людей и мир в целом. Большинство рассматривают конфликты, как непримиримые столкновения, в которых одна сторона всегда выигрывает за счет другой. Следовательно, другая остается в проигрыше. [2]

Однако многие исследования по регулированию конфликтов позволили разработать модели и стратегии эффективного и конструктивного их разрешения. При этом конфликтующие стороны могут узнать что-то новое, построить определенные отношения, повысить уровень самосознания, самообладания, реалистично и позитивно принимать себя и других.

Важность и необходимость правильного, эффективного взаимодействия людей, диктует сотрудникам образовательных учреждений проводить развивающие занятия среди учеников. Ведь дети ежедневно вступают в конфликты друг с другом, с самим собой, с родителями.

В Центре образования №491 “Марьино” психологами медико-психолого-социально-педагогической службы проводятся занятия по профилактике и регулированию конфликтов, обучению навыкам общения, повышению эмоционального интеллекта среди учащихся. В основе использована программа Даниела Шапиро “Конфликт и общение”. В программе подобраны упражнения известных российских и зарубежных авторов. Занятия адаптированы для российских школьников.

По запросу учеников, родителей и педагогов формируются возрастные мини-группы. Первоначально для участников проводятся дискуссии, профилактические беседы, при этом учитываются личные характеристики и диапазоны интересов учащихся. Прежде, чем ознакомить участников с моделью разрешения и регулирования конфликтных ситуаций, детям дается возможность понять и научиться определенным навыкам эффективного, правильного общения. Первые занятия направлены, в основном, на познание участниками самих себя. Ведь самоосознанность связана с чувством юмора по отношению к себе, а также с желанием получить обратную связь и конструктивную критику. Упражнения рассчитаны на то, чтобы повысить уровень самооценки соразмерно с уровнем личных притязаний учеников, осознание собственной ценности и уникальности каждого. Упражнения повышают уверенность в себе, обеспечивается более открытая, доброжелательная и доверительная атмосфера среди участников групп. Примеры упражнений представлены в Приложении 1 и Приложении 2.

В последующих занятиях участники знакомятся с такими основными понятиями как: стереотипное мышление, дискриминация, предвзятое отношение, предрассудки. Ученики рассматривают основные причины возникновения конфликтов, различия ценностей, потребностей, желаний, а также обращают внимание на важность сходств и различий людей в конфликтных ситуациях. В процессе занятий, которые проходят в игровой форме, дети овладевают определенными умениями и навыками, при этом учитывая точку зрения других людей, что помогает им эффективно общаться и регулировать конфликты. На занятиях ребята учатся серьезно относиться к такому чувству, как самообладание, что имеет отношение к способности размышлять и действовать вдумчиво (семь раз отмерь, один раз отрежь). Ребята учатся держать свои эмоции под контролем и направлять их в другое русло.

В последующих занятиях участники постепенно знакомятся с основными навыками общения и стратегиями регулирования конфликтов.

Основные стратегии регулирования конфликтов:

  1. Распознание собственных физических реакций во время конфликта и их влияние на конфликт. Как наши физические реакции оказывают влияние на других участников.
  2. Роль эмоций в конфликтной ситуации и их связь с поведением. Значение сопереживания в конфликтной ситуации. Столкновение позиций и осознание глубинных интересов.
  3. Влияние потребностей, желаний, ценностей, на поведение. Значение моральной дилеммы.
  4. Определение взаимоприемлемых решений конфликта. Выработка идей при помощи мозгового штурма.
  5. Выбор и осуществление решения, удовлетворяющего глубинные интересы участников конфликта наилучшим образом. Укрепление отношений.

Сначала модель может показаться формальной, но, постепенно внедряя ее как непрерывный процесс, она может стать неотъемлемой частью поведения учеников. Они начинают замечать, как важны навыки общения для повседневной жизни, при этом совершенствуя навыки регулирования конфликтов. Следует обратить внимание на то, что в процессе занятий ребятам удается определять права и обязанности человека, они учатся принимать решения. В результате учащиеся самостоятельно составляют список прав человека и сравнивают его с положениями Всеобщей декларации прав человека.

Знание основных прав человека и навыков общения способствует тому, что участники начинают более конструктивно применять их в конфликтной ситуации, не нарушая права другого человека, уважительнее относиться к другим людям, тем самым воспитывая в себе качества толерантной, гармоничной личности.

Литература

  1. Щеколдина С.Д. Тренинг толерантности. – М.: “Ось-89”, 2004.
  2. Шапиро Д. Конфликт и общение: Путеводитель по лабиринту регулирования конфликтов. – Мн.: “Тесей”, 1999.