Урок руского языка по теме «Обобщение знаний об имени прилагательном "Путешествие казачат по океану знаний"»

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Обучающая: обобщить знания учащихся об имени прилагательном.
  2. Развивающая: формировать умения правильно и точно употреблять прилагательные в речи; развивать умения правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных;
  3. Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к природе, прививать любовь к родному краю.

Оборудование: Портативный персональный компьютер (ноутбук), проектор мультимедиа Panasonic, лазерный диск CD-RW с презентацией урока, индивидуальные карточки с заданиями, флажки разного цвета, таблицы разбора частей речи, тесты.

Ход урока:

I. Мобилизующее начало.

II. Актуализация опорных знаний. Постановка целей, задач урока.

Сегодня у нас необыкновенный урок. Наш отряд «Казачья слава» отправляется в путешествие, полное опасностей и неожиданностей, путешествие к земле знаний.

Наш девиз:
Казачья слава — нам в наследство
Служить готовимся мы с детства.

Для путешествия мы должны выбрать штурмана и командира корабля.

Штурман:

Штурман направление движения укажет,
Выйти на маршрут поможет,
Карта с планом всегда
У меня припасена.

Командир: (представляет весь класс)

Командир у нас серьезный,
Временами даже грозный,
Но зато мы за ним,
Словно за стеной стоим.

В начале урока вы выбрали себе флажок определённого цвета: синий, красный, зелёный. Задания у вас будут разной сложности.

Внимание на экран. Перед вами сказочная карта страны Знаний, на ней указан наш маршрут.

Кто за приключения?
Все без исключения!
Давай поднимаем парус
И прямо в океан!
Ведь и для нас осталось
Еще немало стран,
Пока что не открытых,
Или давно забытых!
Дорог в морях немало —
Смелее у штурвала!

III. Минутка чистописания.

А отправляемся мы из порта Чистописания. Но сначала давайте вспомним, какие моря находятся на территории нашего края?

Чёрное море, Азовское море
Мирно живут, меж собою не споря.
Разной солёности и глубины,
Оба курортникам очень нужны!

Но что это? В морях небольшое волнение, как в этих строчках: лЛл ЛлЛ мМм МмМ

IV. Словарная работа

Вот уже мы в море Словарных слов. «Морские обитатели».

  1. Вытянутая, похожая на змею, с угловатой большой головой, донная рыба. Предпочитает мягкие грунты - песок. Чувствуя опасность, расправляет черный веер спинного плавника, все пять лучей которого - отравленные колючки. (морской дракончик)
  2. Полупрозрачный рачок, держится в зарослях морской травы и умеет менять цвет. Плавает на манер рыб – головой вперед, а удирает, как все раки, задом наперед.(креветка)
  3. Эти колючие хищники таятся между камнями, под водорослями, и, как и все донные рыбы, меняют окраску под цвет своего окружения, могут быстро светлеть или темнеть в зависимости от освещенности. (морской ёрш)
  4. Это самые умные морские животные, замечательные пловцы, в море ориентируются с помощью своих звуковых сигналов, никогда не оставляют в беде сородичей. (дельфин)
  5. Сейчас в Черном море известно около 200 видов моллюсков, более 500 видов ракообразных, в том числе крупных крабов, раков, креветок, почти 200 видов рыб, и еще более полутора тысяч не столь заметных видов, принадлежащих кишечнополостным, губкам, гребневикам, кольчатым червям, немертинам, щупальцевым и некоторым другим типам животных.

V. Повторение.

Мы приближаемся к острову Повторения. Вдали виден мыс Ошибок.

Странный листок выпал из судового журнала. На нем записано предложение, но есть какие-то ошибки. «SOS! Помогите- найдите ошибки! Чёрное море»

В Черном море обитают: медузы, крабы, морские коньки, котики.

(котики в Чёрном море не обитают).

  1. Подберите к существительным подходящие по смыслу прилагательные.
  2. Разберите прилагательные по таблице (Приложение 1)

VI. Основная часть урока

И вот мы в заливе Прилагательных

  1. Что такое имя прилагательное?
  2. С какой частью речи связано имя прилагательное?
  3. Как изменяются имена прилагательные?
  4. Как узнать род имени прилагательного?
  5. Каким членом в предложении бывает имя прилагательное?
  6. Восстанови порядок действий при написании падежных окончаний имён прилагательных.
    • Смотрю на ударное окончание вопроса.
    • От имени существительного, с которым связано имя прилагательное, задаю вопрос к имени прилагательному
    • Нахожу имя прилагательное с безударным падежным окончанием
    • Пишу ту же гласную в безударном окончании имени прилагательном

VII. Физкультминутка

Дружно встали! Раз! Два! Три!
Мы теперь казаки!
Мы ладони к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги.
Точно в танце – руки в боки,
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу.

VIII. Формирование практических умений.

1. Проводится игра «Забей гол». (Приложение 2)

Водн.. поток, чёрн.. море, вкусн.. молоко, плодородн.. край, бурн.. водопад, высочайш.. гора, озим.. пшеница, южн.. граница.

2. Поисковая работа.

Выбрать к какому острову –е или –и пристанут лодки-слова и почему? (Приложение 3)

По син.му морю, горяч.м воздухом, ранн.м утром, с син.й волной весенн.го дня

3. Закрепление. Групповая работа.

Под парусами вьются на ветру яркие флажки. В каждом из них задания для бригад экипажа. Готовим сообща, один рапортует. Командам раздаются флажки. (Приложение 4)

  • Придумай словосочетания (существительное + прилагательное). Объяснить его смысл: тисс, соня, дольмен.
    1. хвойный тисс (В районе города Сочи климат субтропический, поэтому здесь круглый год зеленеют пальмы, магнолии, кипарисы, тисс. ТИСС — это хвойное дерево, его еще называют «негной-дерево». Оно живет до 4000 лет, не гниет в воде, вырастает до 25 метров в высоту.)
    2. степной соня (Соня — летучая мышь, это степной грызун. Верно, что соня — чемпион мира по сну. Свое название она получила за то, что большую часть жизни проводит во сне. Летом соня беззаботно спит в дупле дерева и только с наступлением темноты просыпается на 2-3 часа, чтобы поесть и поразмяться. Зимой соня вообще впадает в спячку.)
    3. каменный дольмен (Дольмены — достопримечательность предгорий Кавказа. Они сложены из каменных плит весом в несколько тонн. Учёные считают, что это гробницы древних людей.)
  • Запиши антонимы к прилагательным: шумный, лёгкий, поздний, грустный, светлый.
  • Поставь имена прилагательные в нужную форму. Выдели окончание. Вставь его в пустые клеточки. Какое слово получилось?

    Около глубок… ущелья, рассказал о лесн.. зубре, путешествовал по Чёрном… морю, вернулся ранн.. утром.

Команды рапортуют о выполненных заданиях.

4. Если правильно сложить флажки, можно узнать, что увидим мы вдалеке.

Учащиеся складывают из флажков флаг Кубани. Проводится беседа о флаге и гербе Кубани. Что обозначают цвета на флаге. (Приложение 5)

— Герб, флаг, гимн — это символы Кубани.

— Рассмотрите внимательно герб края, о чем вам могут рассказать его детали?

Идет обмен мнениями.

— Молодцы, многое вы объяснили правильно. Действительно, современный герб Краснодарского края составлен на основе исторического герба Кубанской области (1874 год). На зеленом щите изображена крепость, говорящая о военных заслугах казачества. Щит окружают лазоревые (голубые) знамена, пожалованные нашим предкам за мужество и верную службу. На штандарте — знамени, расположенном посредине, — буквы «РФ», означающие, что наш край входит в состав Российской Федерации. Древки знамен перевиты двумя орденскими лентами, соединенными под щитом бантом.

Герб Краснодарского края расположен и в центре флага Кубани, который представляет собой прямоугольное полотнище из трех горизонтальных полос: верхней — синего, средней — малинового и нижний — зеленого цвета. Ширина двух крайних полос равна ширине малиновой.

— Что обозначают цвета нашего флага?

— Где его можно увидеть?

— Еще одним символом Краснодарского края является гимн. Он был написан полковым священником Константином Образцовым около ста лет тому назад. Каждая строка его проникнута бесконечной любовью к земле Кубани и гордостью за ее «славу старую».

— Для исполнения гимна, прошу всех встать.

Звучит гимн Кубани, дети поют

5. Разбор предложения по членам.

Посмотрите вокруг: зачарует краса,
Нету края прекраснее нашего!
Золотятся хлеба, зеленеют леса,
Даль морская лазурью окрашена.

Кто автор этих замечательных строк?

Запишите 2 предложение в тетрадь, разберите по членам предложения.

6. Творческая работа.

Ежедневно ведется судовой журнал. Укрась сегодняшнюю запись дежурного, добавив имена прилагательные в предложения.

Сегодня отличный
замечательный
чудесный
день.  
Какое ясное
голубое
лазурное
небо, какое спокойное
синее
тихое
море!  
Впереди небольшой
одинокий
таинственный
незнакомый
остров... На берегу чистый
теплый
желтый
песок и изумрудная
сочная
зеленая
трава.
Вдали старинная
каменная
таинственная
крепость. Мы садимся в шлюпку и плывем к удивительному
незнакомому
чудесному
острову.

Каждый записывает рассказ, подбирая свои имена прилагательные.

IX. Проверка знаний.

  • 1. Игра «Экзаменатор». Каждая команда задаёт вопрос по изученной теме.
  • 2. Сейчас мы проверим наши знания об имени прилагательном. Детям предлагается тест «Имя прилагательное» (Приложение 6)

X. Подведение итогов. Рефлексия урока.

Вдали видна Земля Знаний. С каждым уроком, с каждой новой книгой мы приближаемся к ней. Сегодня наше путешествие подошло к концу. Сколько чудесных походов в мечтах и наяву ждет вас впереди. По океану книг, через океан языкознания и многие другие моря вы обязательно придете к Земле Знаний.

Командир:

Ты цвети, моя Кубань,
Становись всё краше.
Не уронит честь казачью
Поколенье наше!

Таблица прилагательных — Приложение 1, игра «Забей гол» — Приложение 2, острова –е или –иПриложение 3, флажки — Приложение 4, флаг и герб Кубани — Приложение 5, тест «Имя прилагательное» — Приложение 6, презентация к уроку — Приложение 7.