На сегодняшний день сиротское учреждение, к сожалению, фактически является родным домом для большого количества детей, это не только дети имеющие правовой статус “сироты” и дети, лишённые родительского попечения, но так же дети, в отношении которых грубо нарушены основные права ребёнка, которые временно или постоянно лишены своего семейного окружения.
Можно отметить, что все воспитанники детских домов отстают в психическом развитии, имеют социальную или педагогическую запущенность, а так же обеднённую, угнетённую эмоциональную сферу, наряду, с чем у них наблюдается эпизодические расстройства настроения (дисфория), нередко отмечается тревога, страхи, проблемы в общении, самовыражении, занижении самооценки, что является предпосылкой к развитию у ребёнка девиантного поведения.
Сама по себе эмоциональная сфера не развивается, её надо развивать и корректировать для того, чтобы помочь детям научиться понимать и оценивать свои поступки и поступки других людей, распознавать их психическое состояние, развивать такие важные качества личности, как сочувствие и сопереживание, укрепить нравственные ориентиры, получать радость от общения с окружающим миром.
Без этого основное место в жизни ребёнка будут занимать элементарные потребности. Именно поэтому работа над развитием и коррекцией социально-эмоциональной сферы является приоритетной.
Для целенаправленной, системной работы с детьми необходимо определить, что брать за основу, на какие эмоции опираться. Чтобы понять это в начале года я провожу наблюдения за детьми, исследую их поведение в реальных жизненных ситуациях, что позволяет мне достаточно объективно оценивать эмоциональное состояние каждого ребёнка. На основе этих наблюдений составляю таблицу показателей степени проявления неблагополучия детей (Приложение №1).
Каждый ребёнок проявляет свои эмоции по-разному. Степень выраженности этих эмоций определяются по шкале оценки проявления эмоционального состояния (Приложение №2).
Разработанная мною методика обследования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в коррекционной группе позволяет выяснить, насколько дети владеют “языком чувств” т.е.:
- Определить уровень сформированности восприятия эмоционального состояния (радость, грусть, злость, страх, спокойствие) по изобразительному материалу.
- Выявить уровни восприятия данных эмоциональных состояний по мимике воспитателя и их вербальной интерпретации.
- Определить уровни сформированности умений самостоятельно передавать данные эмоциональные состояния непосредственно мимикой.
- Определить уровни сформированности умений отражать эмоциональные состояния в графической форме.
- Провести количественный и качественный анализ результатов обследования по изучению уровня сформированности восприятия и отражения эмоциональных состояний (Приложение №3).
На основе результатов обследования мною разработано перспективное планирование работы с детьми по формированию социально-эмоциональной сферы детей в коррекционной группе младшего и старшего возраста (Приложение №4). В рпзных возрастных группах проходит одна и та же тема, при этом используются игры и упражнения, соответствующие данному возрасту, содержание которых качественно расширяется и углубляется. Таким образом, происходит развитие от простого к сложному, и любой ребёнок может развиваться в индивидуальном темпе.
Занятие с подгруппой (подгруппу комплектую по результатам обследования) провожу один раз в неделю, их продолжительность 15 – 20 минут в зависимости от возраста детей.
Индивидуальная работа поводится ежедневно, для этого используются различные виды деятельности и режимные моменты, а так же зависит от желания детей.
Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме, для чего широко использую:
- Художественную литературу и различные формы русского фольклора.
- Народные игры.
- Упражнения подражательно-исполнительского характера, на мышечную релаксацию.
- Игры-задания.
- Игры с зеркалом.
- Фотографии детей в различных эмоциональных состояниях и видах деятельностью.
- Схематические рисунки и пиктограммы.
- Рисунки детей.
- Дидактические игры.
- Прослушивание музыкальных произведений.
Результаты работы с детьми с отклонениями в развитии по формированию эмоциональной сферы не всегда появляются быстро, бывают не такими наглядными, как при обучении другим видам деятельности, не имеют быстрого показательного эффекта.
Таким образом, развитие и коррекция социально-эмоциональной сферы имеет первостепенное значение для полноценного формирования личности ребёнка, что поможет ему в дальнейшем быть адаптированным к социальной жизни, общаться с людьми, справляться с трудностями, решать возникающие проблемы максимально самостоятельно.