Урок «Обучение грамоте (письмо) по теме "Правописание слов с заглавной и строчной букв Б, б» (1-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

  1. Учить писать слова с буквами Б,б.
  2. Развивать умение строить предложения по заданной теме с использованием схемы предложения и схем слов.
  3. Воспитывать любовь к животным.

Оборудование:

магнитная доска, игрушки (собака, собачка, кот), плакат (Ребята! Молодцы!), схемы слов, картинка паровоза, таблицы букв (Пп, Бб, Тт), словарное слово (собака), кроссворд, раздаточный материал (картинки кошки и собаки со строчками для письма).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Тема урока:

- Сегодня мы на уроке письма снова совершим путешествие в город Пишичитайск, в страну Знаний. Во время путешествия мы будем писать слова с буквами Б,б.

- На чем отправимся туда? (Картинка- поезд с буквой У)

- Поезд отправляется. (Дети гудят у-у-у…)

Торопится поезд,
Колеса стучат,
А в поезде этом
Ребята сидят…

III. Первая остановка поляна “Звуковая”

- Мы едем на поезде, он гудит у-у-у…

- Какой это звук?

- Почему вы так думаете? Докажите.

Загадка:

Гладишь - ласкается,
Дразнишь – кусается.
На цепи сидит.
Дом сторожит.

Собака

(Слово выставлено на магнитной доске)

- Сколько слогов? Докажи. Назовите согласные звуки.

Загадка:

Без расчески причесался
И умылся без воды,
В кресло мягкое забрался
И запел на все лады.

Кот

(Слово выставлено на магнитной доске)

- Сколько слогов? Докажите. Назовите согласные.

Соотнесите звуковую схему и слово. (На доске звуковые схемы слов собака и кот)

- Кот, собака. Какие это животные? (Дикие, домашние)

- Каких еще домашних животных вы знаете?

- Как вы к ним относитесь?

Задание:

1 вариант: Карточка с рисунком собаки и со строчками для письма. Выписать буквы обозначающие гласные звуки.

2 вариант: Карточка с рисунком кота и со строчками для письма. Выписать буквы обозначающие согласные звуки.

Проверка: Поменяться карточками, проверить.

Подведем итог проверки.

IV. Теперь отправимся на улицу Каллиграфии.

- Что на земле труднее всего? Я обратилась к Лере.

Лера: Труднее всего учиться в первом классе.

- Да, ребята, трудно учиться в первом классе. Учеба – это большой труд.

- Саша, а что труднее всего в первом классе?

Саша: Палочки и буквы писать труднее всего.

Аня:

Всем кто учится писать,
С первых дней нужна тетрадь.
А тетрадная строка-
Это труд ученика.
Нам она дает ответ,
Кто старается, кто нет.

Хором:

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою-
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

Плакат “Сиди правильно во время письма”

- Сделаем разминку для пальцев.

Физ. минутка:

Вот помощники мои,
Их, как хочешь, поверни.
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Цок-цок, цок-цок
Скачет резвый табунок.

- Прочитайте буквы в прописи. (Пп, Тт, Бб)

- Какие это звуки? (Пп, Тт - согласные, глухие. Бб - согласный, звонкий. Б-П- согласные парные звуки.) Анализ написанного образца, письмо в прописи.

Игрушки и слова: собака (большая игрушка), кот (игрушка кота), собачка (маленькая игрушка).

- Прочитайте слова, дайте кличку каждой игрушке.

- Почему маленькой игрушке вы дали кличку Бобик? (Суффикс -ик)

Правило: Клички животных пишутся с большой буквы.

Письмо в прописи.

Кроссворд:

и г р у ш к и
м я ч        
я б л о к о  

Загадки:

Буду мастером таким,
Как наш дядя Евдоким:
Делать стулья и столы,
Красить двери и полы.
А пока сестре Танюшке
Сам я сделаю … (Игрушки)

Ростом мал, да удал,
От меня ускакал.
Хоть надут он всегда-
С ним не скучно никогда. (Мяч)

Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)

- Прочитаем первые буквы в кроссворде. Какие бывают имена? Назовите три женских имени, три мужских. Прочитаем имена в прописи.

Правило: Имена людей пишутся с большой буквы.

Пишем в прописи имена людей.

Физ. минутка:

Вот помощники мои
Их, как хочешь, поверни
Раз, два, три, четыре, пять
Не сидится им опять
Постучали, повертели
И работать расхотели.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик спит давно.
Тише, тише не шумите
Пальчики не разбудите.
Будет солнышко вставать,
Будут птицы распевать,
Будут пальчики вставать.
Просыпайся детвора!
В школу пальчикам пора!

- О каких животных мы сегодня говорили? (собака)

Это словарное слово, написание которого надо запомнить.

- Скажите сколько слогов в этом слове?

- Назовите первый слог, второй, третий.

- Назовите ударный слог. Какую букву надо запомнить?

Антон:

Ручка.

Хочешь со мной научиться писать?
Нужно меня научиться держать.
Очень хочу я с тобой подружиться
С первого слова, с первой страницы.
Буквы печатные - очень аккуратные,
Буквы для письма я пишу сама.
Очень весело пишется ручке:
Буквы держат друг друга за ручки.
Письмо в прописи слова собака.

V. Следующая остановка переулок Сочиняйск.

В прописи дана схема предложения.

Составляем предложение по схеме и данным словам (Полина кормит Барси-ка.) Повторяем правила. Записываем предложение в прописи.

VI. Станция “Диктовочная”.

Пишем под диктовку слоги и слова на чистой строчке в прописи.

(ба-па, бу-пу, бо-по, бы-пы, бе-пе, бил-пил, бел-пел, балка-палка.)

- Прочитайте слоги с мягкими согласными звуками.

VII. Станция “Конечная”.

Игра Деда Буквоеда. На доске плакат “Ребята! Молодцы!” Буквы закрыты наполовину. Дети должны прочитать.

Итог урока.