Цель:
- Проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, корень, суффикс, окончание.
- Закрепить умение разбирать слово по составу.
- Развивать логику, внимание.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Давайте настроимся на работу, улыбнёмся друг другу. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной:
Я пришёл на урок.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание моё растёт.
Я, как разведчик, всё замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я готов к работе.
Работаю.
Открыли глаза, приступаем к работе.
II. Сообщение темы урока.
- На этом уроке мы продолжим работать над составом слова, будем думать и рассуждать.
- К вам обращаются части слова на вашем столе.
Вот они:
Привет, друзья,
Примите приглашение.
В составе слова
Ждём вас с нетерпеньем.
Познаёте вы много разных тайн.
Живём мы дружно в слове –
Здесь и там.
III. Закрепление знаний о составе слова.
- Какие части слова вас приглашают в путешествие по составу?(корень, приставка, суффикс и окончание)
- Как вы думаете. Какая часть слова самая главная и почему?(корень – это обязательная часть слова, он есть у всех родственных слов)
- Да, действительно, корень – это то, без чего растение не может жить. Благодаря корню появляются новые слова.
- Послушайте рассказ «Родственники»:
- Вы кто такие?
- Я – Гусь, это – Гусыня, это наши гусята. А ты кто?
- А я ваша тётя Гусеница.
- Есть ли в этом рассказе однокоренные слова?(есть, гусь, гусята, гусыня)
- Докажите.(общий корень)
- А слово «гусеница»?(нет, оно не является однокоренным)
- Верно, запишите однокоренные слова, выделите корень.
- А вы знаете, что слова «ведьма» и «медведь», оказывается, тоже родственные? Они произошли от одного и того же слова – «ведать», т.е. «знать».
Ведьма – знающая, знахарка. Когда-то это слово было хорошим,
ведьма знала лекарственные травы и ведала, как ими
лечить больных. А потом появились сказки о злых
ведьмах, и слово стало плохим.
Медведь – зверь, который ведает, знает, где находится мёд. Вот так.
В корне смысл, но не весь,
Главный, но не полный,
Потому приставка есть.
Смысл она дополнит.
- Найдите приставку среди других частей слова. Что можете о ней рассказать?(перед корнем есть приставка, слитно пишется она, ведь при помощи приставки образуются слова.)
- А теперь при помощи приставок от корня «ход» образуйте и запишите новые слова, приставку выделите.
Дети работают по рисунку на доске.
(Рисунок № 1)
Какие получились слова?
А теперь послушайте, что говорят о себе приставки:
Мы очень важны в слове!
Возьмём слово выиграть, это не то, что проиграть!
А написать самому – это вам не списать у кого-нибудь.
И всё это благодаря нам, приставкам!
Какая часть слова ещё присоединяется к корню?
Я тоже корню рад помочь,
После него я встать не прочь!
Ну и что ж, что после корня –
Всё равно я всех проворней.
О какой части речи идёт речь?(о суффиксе)
Найдите суффикс среди других частей слова. Что можете о нём рассказать?(стоит после корня, служит для образования новых слов)
А вот что о себе говорят суффиксы:
Мы могущественны в словах!
Захотим, из дремучего леса сделает лесок,
Захотим – приласкаем: и вот уже не Женя, а Женечка,
Не Стёпа, а Стёпушка.
Внимание! Внимание!
У суффиксов задание!
Давайте проследим за волшебным превращением слова «дом».
Перед вами четыре картинки с разными домами.
Соедините с этими картинками. К каждой картинке своё слово.
Приступайте.
(Рисунок № 2)
Что получилось? Какая часть слова помогла превратить простой дом в маленький домик, в огромный домище и в старенький домишко? (суффикс)
Запишите эти четыре слова, выделите суффикс.
IV. Физминутка.
Вы славно потрудились, теперь можно и отдохнуть. Предлагаю сыграть в игру «Не ошибись, пожалуйста!». Я буду подавать команды, но выполнять их надо только тогда, когда я скажу волшебное слово «пожалуйста».
- Встаньте, пожалуйста.
- Поднимите руки.
- Будьте добры, попрыгайте.
- Похлопайте, пожалуйста.
- Посмотрите друг на друга.
- Сделайте три наклона, пожалуйста.
- Тихо сядьте.
- Садитесь, пожалуйста.
А теперь, Друзья, вниманье!
Говорим об окончании.
У него для вас задание.
А что такое окончание?
(часть слова, которая изменяется, окончанием называется)
А для чего оно служит?
(для связи слов в предложении)
И вы сейчас это докажите. Речь пойдёт о лисе. А знаете ли вы, что…
- Хвост у лисы бывает до 60 см длиной.
- Взрослая лиса весит от 6 до 10 кг.
- Лисята рождаются слепыми, но уже через две недели они отлично видят.
А теперь выпишите из стихотворения, которое я буду читать, все формы слова «лиса»
Бегала в лесу лиса,
Пышный хвост – её краса.
Средь зверей такой красы
Не найдёшь, как у лисы.
Волк завидовал лисе.
Её огненной красе.
Но кто-то выследил лису,
В зоопарк отдал красу.
Все любуются лисой,
Её рыжею красой.
Не забыть нам о лисе,
О её лесной красе.
Какие слова выписали? Выделите корень и окончание.
Прочитайте, как изменилось слово.
V. Обобщение.
Видите, какую важную роль играют в слове приставка, суффикс, окончание и, конечно, корень.
Мы повторили всё, что знали о частях слова.
А сейчас попробуйте сами составить слова из разных частей.
(Рисунок 3)
Какие получились слова?
Запишите их в тетрадь и разберите по составу.
Молодцы, ребята!
VI. Итог урока.
А на прощание …
Скажу я слово: – Высоко!
А ты ответишь – …!
Скажу я слово: – Далеко!
А ты ответишь – …!
Скажу тебе я слово: – Трус!
Ответишь ты – …!
Теперь «начало» я скажу.
Ну, отвечай – …!
Вот и конец нашего урока. Спасибо за работу!
VII. Домашнее задание.
Домашнее задание будет таким:
Попробуйте дома сами составить слова из частей разных слов.
(детям раздаются карточки)
(Рисунок 4)