Урок русского языка по теме "Обобщение знаний о составе слова". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель:

  1. Проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, корень, суффикс, окончание.
  2. Закрепить умение разбирать слово по составу.
  3. Развивать логику, внимание.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Давайте настроимся на работу, улыбнёмся друг другу. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной:

Я пришёл на урок.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание моё растёт.
Я, как разведчик, всё замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я готов к работе.
Работаю.
Открыли глаза, приступаем к работе.

II.  Сообщение темы урока.

  • На этом уроке мы продолжим работать над составом слова, будем думать и рассуждать.
  • К вам обращаются части слова на вашем столе.

 Вот они:

Привет, друзья,
Примите приглашение.
В составе слова
Ждём вас с нетерпеньем.
Познаёте вы много разных тайн.
Живём мы дружно в слове –
Здесь и там.

III. Закрепление знаний о составе слова.

  • Какие части слова вас приглашают в путешествие по составу?(корень, приставка, суффикс и окончание)
  • Как вы думаете. Какая часть слова самая главная и почему?(корень – это обязательная часть слова, он есть у всех родственных слов)
  • Да, действительно, корень – это то, без чего растение не может жить. Благодаря корню появляются новые слова.
  • Послушайте рассказ «Родственники»:
  • Вы кто такие?
  • Я – Гусь, это – Гусыня, это наши гусята. А ты кто?
  • А я ваша тётя Гусеница.
  • Есть ли в этом рассказе однокоренные слова?(есть, гусь, гусята, гусыня)
  • Докажите.(общий корень)
  • А слово «гусеница»?(нет, оно не является однокоренным)
  • Верно, запишите однокоренные слова, выделите корень.
  • А вы знаете, что слова «ведьма» и «медведь», оказывается, тоже родственные? Они произошли от одного и того же слова – «ведать», т.е. «знать».

Ведьма  –  знающая, знахарка. Когда-то это слово было хорошим,
ведьма  знала лекарственные травы и ведала, как ими лечить больных. А потом  появились сказки о злых ведьмах, и слово стало плохим.
Медведь – зверь, который ведает, знает, где находится мёд. Вот так.

В корне смысл, но не весь,
Главный, но не полный,
Потому приставка есть.
Смысл она дополнит.
  • Найдите приставку среди других частей слова. Что можете о ней рассказать?(перед корнем есть приставка, слитно пишется она, ведь при помощи приставки образуются слова.)
  • А теперь при помощи приставок от корня «ход» образуйте и запишите новые слова, приставку выделите.

 Дети работают по рисунку на доске.

  

(Рисунок № 1)

Какие получились слова?
А теперь послушайте, что говорят о себе приставки:
Мы очень важны в слове!

Возьмём слово выиграть, это не то, что проиграть!
А написать самому – это вам не списать у кого-нибудь.
И всё это благодаря нам, приставкам!

Какая часть слова ещё присоединяется к корню?

Я тоже корню рад помочь,
После него я встать не прочь!
Ну и что ж, что после корня –
Всё равно я всех проворней.

О какой части речи идёт речь?(о суффиксе)
Найдите суффикс среди других частей слова. Что можете о нём рассказать?(стоит после корня, служит для образования новых слов)

А вот что о себе говорят суффиксы:

Мы могущественны в словах!
Захотим, из дремучего леса сделает лесок,
Захотим – приласкаем: и вот уже не Женя, а Женечка,
Не Стёпа, а Стёпушка.
Внимание! Внимание!
У суффиксов задание!

Давайте проследим за волшебным превращением слова «дом».
Перед вами четыре картинки с разными домами.
Соедините с этими картинками. К каждой картинке своё слово.
Приступайте.

(Рисунок № 2)

Что получилось? Какая часть слова помогла превратить простой дом в маленький домик, в огромный домище и в старенький домишко? (суффикс)
Запишите эти четыре слова, выделите суффикс.

IV.   Физминутка.

Вы славно потрудились, теперь можно и отдохнуть. Предлагаю сыграть в игру «Не ошибись, пожалуйста!». Я буду подавать команды, но выполнять их надо только тогда, когда я скажу волшебное слово «пожалуйста».

  • Встаньте, пожалуйста.
  • Поднимите руки.
  • Будьте добры, попрыгайте.
  • Похлопайте, пожалуйста.
  • Посмотрите друг на друга.
  • Сделайте три наклона, пожалуйста.
  • Тихо сядьте.
  • Садитесь, пожалуйста.

А теперь, Друзья, вниманье!
Говорим об окончании.
У него для вас задание.
А что такое окончание?
(часть слова, которая изменяется, окончанием называется)
А для чего оно служит?
(для связи слов в предложении)
И вы сейчас это докажите. Речь пойдёт о лисе. А знаете ли вы, что…

  • Хвост у лисы бывает до 60 см длиной.
  • Взрослая лиса весит от 6 до 10 кг.
  • Лисята рождаются слепыми, но уже через две недели они отлично видят.

А теперь выпишите из стихотворения, которое я буду читать, все формы слова «лиса»

Бегала в лесу лиса,
Пышный хвост – её краса.
Средь зверей такой красы
Не найдёшь, как у лисы.
Волк завидовал лисе.
Её огненной красе.
Но кто-то выследил лису,
В зоопарк отдал красу.
Все любуются лисой,
Её рыжею красой.
Не забыть нам о лисе,
О её лесной красе.

Какие слова выписали? Выделите корень и окончание.
Прочитайте, как изменилось слово.

V.   Обобщение.

Видите, какую важную роль играют в слове приставка, суффикс, окончание и, конечно, корень.
Мы повторили всё, что знали о частях слова.
А сейчас попробуйте сами составить слова из разных частей.

(Рисунок 3)

Какие получились слова?
Запишите их в тетрадь и разберите по составу.

Молодцы, ребята!

VI.   Итог урока.

А на прощание …
Скажу я слово: – Высоко!
А ты ответишь – …!
Скажу я слово: – Далеко!
А ты ответишь – …!
Скажу тебе я слово: – Трус!
Ответишь ты – …!
Теперь «начало» я скажу.
Ну, отвечай – …!

Вот и конец нашего урока. Спасибо за работу!

VII.   Домашнее задание.

Домашнее задание будет таким:
Попробуйте дома сами составить слова из частей разных слов.
(детям раздаются карточки)

(Рисунок 4)