Урок русского языка (Программа "Школа – 2100") по теме "Состав слова. Повторение". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  1. Повторить понятия: состав слова.     
  2. Формировать умение разбирать слова по составу.
  3. Формировать навык самостоятельной работы, работы в группах, парах.
  4. Развивать словарный запас обучающихся.
  5. Прививать любовь к русскому языку.

Оборудование: карточки для работы в парах, в группах.

Ход урока.

I. Организационный момент

Долгожданный был звонок,
Начинается урок.

II. Рефлексия.

У кого прекрасное настроение нарисуйте на полях - , у кого хорошее настроение - , у кого плохое настроение нарисуйте - .

Каллиграфическая минутка.

ышк, ишк, оньк, еньк, ое, н, ск

Учитель:  Посмотрите на доску, что здесь лишнее?
Ученик: На доске записаны суффиксы, а - ое-  окончание имени прилагательного.
Учитель: Запишите, продолжая закономерность до конца строчки.

Словарная работа

Учитель: Запишите слово облако, выделите корень, запишите однокоренные слова.
Облако, облачный, заоблачный, облачко.

Учитель: Какое явление вы заметили в этих словах?
Ученик: Чередование корня.
Учитель: Написание, какой гласной нужно запомнить?
Ученик: Безударной гласной в корне слова о не проверяемой написанием.
Учитель: Устно составьте предложения с этими словами.

III. Формирование темы и целей урока

Учитель: Рассмотрите схемы слов. В каких из них допущена ошибка? Докажите.

      

Ученики: В первом слове, т. к. окончание не входит в основу и во втором, т.к.
суффикс и приставка поменялись местами.
Учитель: Определите тему урока.  (Ответы детей)
Учитель:Предположите, каковы могут быть цели урока?  (Ответы детей)

IV. Повторение пройденного

1. Вопросы и задания для повторения

Работа по учебнику
с. 27 (Дети читают и отвечают на вопросы)
Учитель: Какой раздел науки о языке изучает состав слова?
Учитель:  Что ещё изучает словообразование?
Учитель: Почему эта наука важна для человека?
Ученики: Мы узнаём и понимаем, как построено слово. Правильно его пишем. Точнее представляем его значение, связь с другими словами и можем узнать его историю. Словообразование помогает изучать другие языки.

V. Физкультминутка

Проводит ученик по желанию.
Упражнение для глаз
Проводит ученик по желанию.

2. Упражнения в разборе слов по составу.

Работа по учебнику
стр. 29, упр. 34
Учитель: Вспомним порядок разбора слов по составу.

Помни при разборе слова
Окончанье и основу
Первым делом находи.
После корня пишем суффикс,
А приставку впереди.

Учитель: Самостоятельно разберите слова по составу, рядом напишите к какой части речи относятся эти слова.
Золотого (прил.), сумрак (сущ.), маленький (прил.), разгрызёт (гл.).
Взаимопроверка

3. Игра «Эрудит».  Работа в парах.

Каждая пара получила лист со словами, их надо разобрать по составу. Кто быстрее и правильно выполнит разбор, тот и победит.

4. Работа в группах

Учитель: В группе будут принимать участие 6 групп, т. е. как обычно по 4 человека, а водной группе 5. Сегодня разделиться по группам можно по желанию. Очень важно задания выполнить правильно.

Приложение

VI. Итог урока. Игра «Грамматическое домино». Работа в парах.

Учитель: Подведём итог урока.  Поиграем в игру «Грамматическое домино».
Работаем в парах. Используем карточки двух видов: на одних написаны вопросы, на других ответы. Один ученик задаёт вопрос, а сосед находит ответ и отвечает.  (Карточки разрезаются или можно соединить стрелкой)

Что вы знаете о родственных словах?  Главная часть слова – корень.
Какая часть слова бывает во всех словах?Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем.
При помощи приставок образуются новые слова
Что называется корнем?Родственные слова имеют общую часть.
Они близки по смыслу.
Что называется окончанием?Окончание служит для связи слов в предложении.
Что называется приставкой?Суффикс – часть слова, которая стоит перед корнем.
При помощи приставок образуются новые слова.
Что называется суффиксом?Корнем называется общая часть родственных слов.

 VII. Рефлексия
Учитель: Какое настроение у вас сейчас?

У кого прекрасное настроение нарисуйте на полях - , у кого хорошее настроение - , у кого плохое настроение нарисуйте - .

VIII. Домашнее задание

Стр. 27, упр. 32, выполняют все. Кто желает получить «4» составит с одним из этих слов предложение. Кто будет трудиться на «5» выполнит синтаксический разбор составленного предложения. Задания должны быть выполнены аккуратно и правильно!