Цели урока:
- Дать учащимся представление о характерных признаках осени в неживой природе;
- Расширить знания детей об осенних изменениях в жизни диких животных; показать их связь с неживой природой;
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- Компьютер, проектор, экран.
- Презентация.
- Плакаты “Лето”, “Осень”.
Ход урока
I. Организационный момент
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно “почему” меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
“Что” мышкой шныряет под листьями в норах,
“Кто” ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит “отчего” на зеленом листке,
“Куда” полетело верхом на жуке,
“Зачем” вслед за ящеркой влезло на пень…
Вопрос за вопросом, и так – целый день.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.
II
. Повторение изученногоРебята, какое сейчас время года? (Осень.)
– Обратите внимание на небо. Какое оно? (Ответы детей.)
Расскажите о погоде сегодня. (Ясно, облачно, пасмурно; Осадки, без осадков; Ветрено, безветренная погода; температура воздуха.)
III. Сообщение темы и целей урока
“Солнце скрыто за тучами. Идет мелкий моросящий дождь. Косяк журавлей, курлыча, пролетает над лесом. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листочки. Только ели да сосны радуются своему зеленому наряду”.
– Определите, какое это время года? (Осень.)
Итак, сегодня мы поговорим об изменениях, которые происходят осенью в неживой и живой природе, о том, как дикие животные осенью готовятся к наступлению суровой зимы.
IV. Изменения в неживой природе осенью
– Назовите предметы, относящиеся к неживой природе.
По мере того, как дети называют, на доске появляется надпись:
облака
осадки
небо
ветер
солнце
вода в водоемах
Далее учитель предлагает вспомнить погоду летом (опираясь на слова, записанные на доске) и сразу же, путем сравнения, определить осенние изменения. Можно воспользоваться иллюстрациями учебника (с. 24—25) и таблицами “Осень”, “Лето”.
Делаются выводы:
а) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие
облака; осенью небо затянуто облаками, кажется
низким.
б) Летом дожди кратковременные, теплые, часто
бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.
в) Летом погода теплая, много ясных дней: осенью
температура воздуха понизилась, ясных дней почти
нет, постоянно облачно или пасмурно.
Учитель читает вслух текст “Неживая природа осенью” (учебник, с. 26-27).
Далее ученики самостоятельно читают вывод:
“Похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав — все это осенние явления в неживой природе”.
После чтения еще раз выделяются осенние явления в неживой природе, о которых не говорилось ранее (заморозки, иней, туман, ледостав).
VI. Физкультминутка
Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес! (Посмотрели вправо, влево)
Руки подняли и покачали —
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем — крылья сложили назад.
Наклонились и присели.
Заниматься тихо сели.
V. Изменения в живой природе
– А теперь рассмотрим изменения, которые происходят осенью в жизни диких животных.
– С приходом осени много забот появляется у диких животных. По тому, как они готовятся к зиме, дикие животные делятся на 3 группы. Наша задача сегодня на уроке ответить на вопросы: какие это группы и как дикие животные готовятся к зиме. (Слайды 1, 2, 3)
VI. Угадай животное по описанию
– Меняю шубку на серую. Собираю грибы, ягоды, шишки, развешиваю их на ветках и храню в дуплах. (Белка) (Слайд 4)
– У него смешные щёчки,
На спине полосок пять.
А за щёчками – мешочки,
Чтобы семечки таскать. (Бурундук) (Слайд 5)
– Это животное запасает летом сено на зиму. Собирает травянистые растения и просушивает их на солнце и складывает в стожок в особом месте. Запасов пищи хватает обычно на четыре месяца. (Пищуха) (Слайд 6)
– Я умею строить на речках и ручьях плотины, прокладывать в лесу каналы и валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Упавшее дерево старательно разделываю, запасаю себе на зиму ветки, ствол. (Бобёр) (Слайд 7)
– Что объединяет этих животных? (Слайд 8)
Вывод: Эти животные делают запасы на зиму.
– Мы осенью линяем. Надо позаботиться о надёжном убежище, где можно проспать до весны, но для этого нам нужно накопить запас жира. Жир – это запас пищи на всю зиму. (Медведь) (Слайд 9)
– Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью. Тело покрыто серебристо-серой жёсткой щетиной. От носа тянутся белые полосы. Осенью нагуливаю жир – готовлюсь к зиме. Питаюсь грызунами, лягушками, ящерицами, выкапываю червей. К холодам ложусь спать. (Барсук) (Слайд 10)
(Картины змеи и лягушки) (Слайд 11)
– Что объединяет этих животных? (Слайд 12)
Вывод: Эти животные уходят в спячку на зиму.
– А у меня…
Целых тридцать три кладовки,
В каждой семечки лежат
Для моих же малышат.
Ешьте, детки, ешьте вволю –
Много семечек на поле. (Мышь) (Слайд 13)
– Мы меняем шубку на более тёплую и пушистую. Свою главную добычу – мышей-полёвок – находим без всяких уловок. Нос и уши помогают. А зайца нам догнать трудно, разве что случайно столкнёмся с косым или набредём на зайчонка. (Лиса) (Слайд 14)
– У него рога ветвистые,
Да копыта быстрые.
Головой качая, он
Задевает небосклон... (Лось) (Слайд 15)– Опускается туман,
Просыпается ….
Роет землю у реки,
Точит острые клыки. (Кабан) (Слайд 16)– Он носит мех блестящий,
Осторожно воду пьёт.
Дом его в кедровой чаще,
Жизнь он скрытную ведёт. (Соболь) (Слайд 17)– День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит-бродит он молчком,
Уши серые – торчком. (Волк) (Слайд 18)
– Звери от врагов спасаются по-разному: кто в дуплах, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня полным-полно. И всё-таки, я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. (Заяц) (Слайд 19)
– Что объединяет этих животных? (Слайд 20)
Вывод: Эти животные могут прокормить себя зимой.
Итак, мы можем подвести итог, на какие группы делятся дикие животные по подготовке к зиме осенью. (Слайд 21)
VII. Итог урока
– О каких осенних изменениях в неживой природе мы сегодня говорили?
– Какие происходят изменения в жизни диких животных с приходом осени?
Урок можно закончить стихотворением Е. Благининой:
Если встанешь на заре –
Крыша в сером серебре...
Длинно тень ложится,
Долго лист кружится.
Если выйдешь поутру —
Галки стынут на ветру...
Вьются над парами
Вслед за тракторами.
Разгуляется денек —
В полдень сядешь на пенек,
Смотришь — на припеке
Прыгают сороки.
А в обед совсем теплынь —
Пахнет горькая полынь,
Тянет медом, мятой
И травой примятой.
Только этому не верь...
Осень все-таки теперь!
Солнышко бледнее,
Небо холоднее.
VIII. Домашнее задание
- Прочитать текст “Неживая природа осенью” (учебник, с. 26-27); ответить на вопросы к тексту (с. 27).
- Выполнить задания 1, 2 и 6 в тетради “Проверим себя”.