Цели:
- познакомить с инструментом графического редактора масштаб, ввести понятие пикселя, научить строить изображение по пикселям, расширять кругозор учащихся;
- развивать речь, внимание, творчество при работе с графическим редактором Paint, умение оценивать свои знания, познавательный интерес к уроку;
- формировать самостоятельность, ответственность при работе с компьютером;
- воспитывать дисциплинированность, умение работать в коллективе и самостоятельно, использовать полученные знания в жизни.
Оборудование: презентация (приложение 1), маска для "мышки", таблички с новыми понятиями (приложение 2), задание для практической работы (приложение 3), конверты со смайликами (приложение 4).
ХОД УРОКА
1. Оргмомент.
Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
2. Актуализация опорных знаний (словарная работа).
Учитель: Запишем на доске и в тетради слова.
Ученик (записывает слова): Информация, монитор, клавиатура, компьютерная графика, палитра, эллипс, фрагмент, файл, редактирование.
Учитель: Какую тему мы проходим на протяжении нескольких уроков?
Ученики: Мы проходим тему “Графический редактор”.
Учитель: Правильно ли написаны слова? Нет ли в этих словах ошибок?
Ученики исправляют ошибки в словах, если они есть.
Учитель: Как связаны слова, которые записаны на доске с темой “Графический редактор”?
Ученик: Информация – компьютер может работать с 4-я видами информации. Один из видов - графическая информация, с которой мы работаем в графическом редакторе.
Учитель: Следующее слово монитор.
Ученик: Монитор – это устройство, которое выводит графическую информацию на экран.
Учитель: Следующее слово клавиатура.
Ученик: Клавиатура – это устройство, которое помогает при рисовании в графическом редакторе Paint.
Учитель: Приведите пример.
Ученики: Например, чтобы нарисовать квадрат мы пользуемся клавишей Shift.
Учитель: Дайте определение компьютерной графики.
Ученик: Компьютерная графика – изображения, созданные при помощи компьютера.
Учитель: Следующее слово палитра.
Ученик: Палитра – панель графического редактора, набор готовых цветов.
Учитель: Как связаны следующие слова?
Ученик: Эллипс – инструмент графического редактора.
Ученик: Фрагмент – специальным образом выделенная часть.
Ученик: Файл – рисунок, с некоторым именем записанный на диске.
Учитель: Дайте определение редактированию.
Ученик: Редактирование – действия по созданию рисунка, по его исправлению и дополнению.
3. Сообщение темы и целей урока
Мышка: (девочка в маске читает стихотворение)
Девчонки и мальчишки!
Я – Мышка,
Хозяйка страны Windows.
Страну свою я стерегу.
Вам, в чем хотите, помогу.
Хвостиком своим сейчас я двину,
И вы увидите картину.
С ней можно делать, что хотите,
Коль интересно вам – смотрите.
Учитель: Посмотрите на эту картину (слайд 1), что на ней изображено?
Ученики смотрят на картину, схема для вышивания.
Учитель: А из чего состоит эта картина?
Ученики: Эта картина состоит из маленьких точек.
Учитель: Любое изображение на экране монитора состоит из малейших светящихся точек. Они настолько малы, что различить их невооруженным глазом трудно. Они сливаются в единое изображение.
Отгадайте ребус (слайд 2), и вы узнаете, как называются эти маленькие точки.
Ученики: Пиксель.
Учитель: (вешает табличку с новым понятием на доску) Наша задача на уроке научиться строить изображение по точкам (пикселям). А поможет вам в этом один из инструментов графического редактора. Скажите, что это за инструмент, разгадав ребус.
Ученики (разгадывают ребус, слайд 3): Масштаб.
Учитель (вешает табличку с новым понятием на доску): Тема нашего урока: “Масштаб рисунка. Пиксель” (слайд 4). Запишите ее в тетрадь.
Ученики делают записи в тетради.
4. Объяснение нового материала.
Учитель: Вам наверняка знакомо увеличительное стекло (слайд 5). Еще его называют лупа. Что помогает делать это приспособление?
Ученики: Это приспособление позволяет рассматривать мелкие детали, которые не видны, как говорится, “невооруженным глазом” (слайд 5).
Учитель: Астрономы используют специальные приборы – телескопы (слайд 6), чтобы увидеть далекие звезды. Ученые-биологи изучают строение живых организмов под микроскопом (слайд 7), чтобы узнать, из каких элементов они состоят.
Чтобы детально рассмотреть компьютерный рисунок, можно воспользоваться инструментом Масштаб (слайд 8).
Запишем в тетрадь. Инструмент Масштаб используется для детального просмотра рисунка.
Ученики делают записи в тетради.
Учитель: Чтобы увеличить масштаб рисунка (рис. 1), который вы видите на экране монитора (учитель показывает, используя проектор, рассказывает), необходимо выбрать инструмент Масштаб. На панели настройки выбрать увеличение: в 2, 6 или 8 раз. Затем щелкнуть указателем мыши, который имеет вид увеличительного стекла, по рисунку.
рис. 1
Запишем в тетрадь (слайд 9):
Чтобы увеличить масштаб изображения:
- выберите инструмент Масштаб.
- на панели настройки выберите увеличение: в 2, 6 или 8 раз.
- щелкните указателем мыши, который имеет вид увеличительного стекла, по рисунку.
Ученики делают записи в тетради.
Учитель (используя проектор, показывает): На увеличенном рисунке видно, что он состоит из маленьких цветных точек. Эти точки называются пикселями.
Запишем в тетрадь (слайд 10). Пиксель — элементарный объект рисунка, светящаяся точка экрана. Из пикселей формируются различные графические объекты.
Ученики делают записи в тетради.
Учитель (используя проектор, показывает): В увеличенном рисунке можно изменить каждый пиксель по отдельности, используя инструменты графического редактора. Чтобы это сделать нужно, воспользоваться командой Вид – Масштаб – Показать сетку. Рабочее поле станет похоже на клетчатый лист, где каждая клеточка будет обозначать один пиксель.
Запишем в тетрадь (слайд 11). Для редактирования рисунка в крупном масштабе, удобно отделить пиксели друг от друга командой Вид – Масштаб – Показать сетку.
5. Практическая работа
Учитель: Приступим к выполнению практической работы. Вам необходимо будет по пикселям нарисовать акулу (слайд 12).
Ученики: выполняют практическую работу самостоятельно (приложение 2).
Учитель: Отвечает на вопросы учеников, возникшие по ходу выполнения работы, помогает ученикам.
6. Подведение итога.
Учитель: Вы все активно работали на уроке, и мне бы очень хотелось узнать ваше мнение о проделанной работе. Выслушивать мнение каждого, нам не хватит времени, поэтому я предлагаю вам оценить себя самостоятельно и для этого использовать смайлики.
Возьмите маленькие конвертики и высыпьте смайлики перед собой, выберите тот смайлик в зависимости от того, как вы оцениваете свою работу на уроке, и написать на нем свою фамилию (слайд 13):
;-) – те, кто считает, что поработал на уроке на отлично;
:-) – те, кто считает, что недостаточно хорошо понял тему и ему еще необходимо поработать;
:-( - те, кто считает, что ему еще много нужно работать над данной темой.
7. Домашнее задание (слайд 14).
- Учебник под редакцией Н.В. Макаровой.
- Параграф 2.12, стр. 56–57.
- Ответить письменно на вопрос 29, стр. 85.