"Масштаб рисунка. Пиксель", 5-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 5


Цели:

  • познакомить с инструментом графического редактора масштаб, ввести понятие пикселя, научить строить изображение по пикселям, расширять кругозор учащихся;
  • развивать речь, внимание, творчество при работе с графическим редактором Paint, умение оценивать свои знания, познавательный интерес к уроку;
  • формировать самостоятельность, ответственность при работе с компьютером;
  • воспитывать дисциплинированность, умение работать в коллективе и самостоятельно, использовать полученные знания в жизни.

Оборудование: презентация (приложение 1), маска для "мышки", таблички с новыми понятиями (приложение 2), задание для практической работы (приложение 3), конверты со смайликами (приложение 4).

ХОД УРОКА

1. Оргмомент.

Приветствие, проверка готовности класса к уроку.

2. Актуализация опорных знаний (словарная работа).

Учитель: Запишем на доске и в тетради слова.

Ученик (записывает слова): Информация, монитор, клавиатура, компьютерная графика, палитра, эллипс, фрагмент, файл, редактирование.

Учитель: Какую тему мы проходим на протяжении нескольких уроков?

Ученики: Мы проходим тему “Графический редактор”.

Учитель: Правильно ли написаны слова? Нет ли в этих словах ошибок?

Ученики исправляют ошибки в словах, если они есть.

Учитель: Как связаны слова, которые записаны на доске с темой “Графический редактор”?

Ученик: Информация – компьютер может работать с 4-я видами информации. Один из видов - графическая информация, с которой мы работаем в графическом редакторе.

Учитель: Следующее слово монитор.

Ученик: Монитор – это устройство, которое выводит графическую информацию на экран.

Учитель: Следующее слово клавиатура.

Ученик: Клавиатура – это устройство, которое помогает при рисовании в графическом редакторе Paint.

Учитель: Приведите пример.

Ученики: Например, чтобы нарисовать квадрат мы пользуемся клавишей Shift.

Учитель: Дайте определение компьютерной графики.

Ученик: Компьютерная графика – изображения, созданные при помощи компьютера.

Учитель: Следующее слово палитра.

Ученик: Палитра – панель графического редактора, набор готовых цветов.

Учитель: Как связаны следующие слова?

Ученик: Эллипс – инструмент графического редактора.

Ученик: Фрагмент – специальным образом выделенная часть.

Ученик: Файл – рисунок, с некоторым именем записанный на диске.

Учитель: Дайте определение редактированию.

Ученик: Редактирование – действия по созданию рисунка, по его исправлению и дополнению.

3. Сообщение темы и целей урока

Мышка: (девочка в маске читает стихотворение)

Девчонки и мальчишки!
Я – Мышка,
Хозяйка страны Windows.
Страну свою я стерегу.
Вам, в чем хотите, помогу.
Хвостиком своим сейчас я двину,
И вы увидите картину.
С ней можно делать, что хотите,
Коль интересно вам – смотрите.

Учитель: Посмотрите на эту картину (слайд 1), что на ней изображено?

Ученики смотрят на картину, схема для вышивания.

Учитель: А из чего состоит эта картина?

Ученики: Эта картина состоит из маленьких точек.

Учитель: Любое изображение на экране монитора состоит из малейших светящихся точек. Они настолько малы, что различить их невооруженным глазом трудно. Они сливаются в единое изображение.

Отгадайте ребус (слайд 2), и вы узнаете, как называются эти маленькие точки.

Ученики: Пиксель.

Учитель: (вешает табличку с новым понятием на доску) Наша задача на уроке научиться строить изображение по точкам (пикселям). А поможет вам в этом один из инструментов графического редактора. Скажите, что это за инструмент, разгадав ребус.

Ученики (разгадывают ребус, слайд 3): Масштаб.

Учитель (вешает табличку с новым понятием на доску): Тема нашего урока: “Масштаб рисунка. Пиксель” (слайд 4). Запишите ее в тетрадь.

Ученики делают записи в тетради.

4. Объяснение нового материала.

Учитель: Вам наверняка знакомо увеличительное стекло (слайд 5). Еще его называют лупа. Что помогает делать это приспособление?

Ученики: Это приспособление позволяет рассматривать мелкие детали, которые не видны, как говорится, “невооруженным глазом” (слайд 5).

Учитель: Астрономы используют специальные приборы – телескопы (слайд 6), чтобы увидеть далекие звезды. Ученые-биологи изучают строение живых организмов под микроскопом (слайд 7), чтобы узнать, из каких элементов они состоят.

Чтобы детально рассмотреть компьютерный рисунок, можно воспользоваться инструментом Масштаб (слайд 8).

Запишем в тетрадь. Инструмент Масштаб используется для детального просмотра рисунка.

Ученики делают записи в тетради.

Учитель: Чтобы увеличить масштаб рисунка (рис. 1), который вы видите на экране монитора (учитель показывает, используя проектор, рассказывает), необходимо выбрать инструмент Масштаб. На панели настройки выбрать увеличение: в 2, 6 или 8 раз. Затем щелкнуть указателем мыши, который имеет вид увеличительного стекла, по рисунку.

рис. 1

Запишем в тетрадь (слайд 9):

Чтобы увеличить масштаб изображения:

  • выберите инструмент Масштаб.
  • на панели настройки выберите увеличение: в 2, 6 или 8 раз.
  • щелкните указателем мыши, который имеет вид увеличительного стекла, по рисунку.

Ученики делают записи в тетради.

Учитель (используя проектор, показывает): На увеличенном рисунке видно, что он состоит из маленьких цветных точек. Эти точки называются пикселями.

Запишем в тетрадь (слайд 10). Пиксель — элементарный объект рисунка, светящаяся точка экрана. Из пикселей формируются различные графические объекты.

Ученики делают записи в тетради.

Учитель (используя проектор, показывает): В увеличенном рисунке можно изменить каждый пиксель по отдельности, используя инструменты графического редактора. Чтобы это сделать нужно, воспользоваться командой Вид – Масштаб – Показать сетку. Рабочее поле станет похоже на клетчатый лист, где каждая клеточка будет обозначать один пиксель.

Запишем в тетрадь (слайд 11). Для редактирования рисунка в крупном масштабе, удобно отделить пиксели друг от друга командой Вид – Масштаб – Показать сетку.

5. Практическая работа

Учитель: Приступим к выполнению практической работы. Вам необходимо будет по пикселям нарисовать акулу (слайд 12).

Ученики: выполняют практическую работу самостоятельно (приложение 2).

Учитель: Отвечает на вопросы учеников, возникшие по ходу выполнения работы, помогает ученикам.

6. Подведение итога.

Учитель: Вы все активно работали на уроке, и мне бы очень хотелось узнать ваше мнение о проделанной работе. Выслушивать мнение каждого, нам не хватит времени, поэтому я предлагаю вам оценить себя самостоятельно и для этого использовать смайлики.

Возьмите маленькие конвертики и высыпьте смайлики перед собой, выберите тот смайлик в зависимости от того, как вы оцениваете свою работу на уроке, и написать на нем свою фамилию (слайд 13):

;-) – те, кто считает, что поработал на уроке на отлично;

:-) – те, кто считает, что недостаточно хорошо понял тему и ему еще необходимо поработать;

:-( - те, кто считает, что ему еще много нужно работать над данной темой.

7. Домашнее задание (слайд 14).

  1. Учебник под редакцией Н.В. Макаровой.
  2. Параграф 2.12, стр. 56–57.
  3. Ответить письменно на вопрос 29, стр. 85.