Урок математики "Сложение чисел с различными знаками"

Разделы: Математика


Цели урока:

Образовательные: организовать деятельность обучающихся по осознанию и осмыслению правила сложения чисел с разными знаками.

Развивающие: создать условия для развития интеллектуальных умений: умения формулировать проблему, выдвигать гипотезу, умения анализировать, сравнивать, обобщать делать выводы.

Воспитательные: способствовать воспитанию чувства удовлетворения и успеха от интеллектуального труда.

Тип урока: изучение нового материала.

Используемое оборудование: мультимедийный проектор; компьютер.

Музыка. (Слайд 1. Приложение)

- Здравствуйте ребята.

Сегодня вы принимаете гостей, а это своего рода праздник! И настроение должно быть соответствующее.

Я надеюсь, что музыка способствовала вашему положительному эмоциональному настрою на урок.

"МАТЕМАТИКА" - это стройное, красивое здание, по этажам которого вы шагаете с 1-го класса.

Сегодня вы пройдете очередной шаг по дороге знаний и я с радостью помогу вам сделать этот шаг.

Однажды я прочла следующее высказывание: “Получать готовую информацию и запоминать может компьютер, а человек должен думать”.

Что в вашем понимании означает “думать”? (Анализировать, делать выводы, сравнивать, размышлять.)

И к какому же результату в итоге приходит человек?

К чему приводит мощь человеческого разума? (Делать открытия, выдвигать новые идеи.)

Вот и сегодня на уроке вы будете думать, размышлять, анализировать, делать выводы!!!

Пусть эти слова будут эпиграфом к нашему уроку (написано на доске): “Получать готовую информацию и запоминать может компьютер, а человек должен думать”.

Приготовьте тетрадь к работе.

В конце урока вам предстоит выполнить самооценку работы на уроке (т.е. самим себя оценить).

Для этого вам необходимо на полях тетради на протяжении всего урока делать соответствующую отметку, а именно, если вы удачно выполнили то или иное задание, надо ставить на полях “+”, если вы допустили ошибку, то ничего в тетради отмечать не нужно.

Сегодняшний урок посвящён открытию новых для вас математических фактов.

Прежде, чем узнавать что-то новое, нужно повторить опорные, известные вам знания поэтому объявляем рубрику “Я уже знаю” (слайд 2).

- Как называются данные числа: -5, 4/7, 10, -13, 0,25, -250?

- Какое ключевое понятие объединяет данные числа?

- Назовите как можно больше слов или выражений связанных с понятием чисел с разными знаками?

Кластер

Отвечающие ставят “+” на полях тетради.

Это сформированный пучок отражает ваши знания о числах с разными знаками.

Молодцы, багаж знаний по теме “Числа с разными знаками достаточно большой”.

Сегодня вы пополните этот пучок новым фактом.

Ребята, я пришла к вам в гости не с пустыми руками, а вот с таким мешком знаний. Давайте посмотрим, что в нем лежит?

Прочтите запись: I-5I, I17I, I-20I.

Что такое модуль?

Примеры:

  1. 20 +(-15)
  2. -6 + 4
  3. 3+ (-5)

Итак, ребята, анализируя проведенную работу в рубрике “Я уже знаю” я констатирую, что вы владеете опорными знаниями по теме: “Числа с разными знаками”.

Обратимся вновь к мешку знаний: - 2008 + 28,02.

Сможете вы найти сумму этих чисел? Какие могут возникнуть трудности?

С помощью координатной прямой такой пример решить трудно, поэтому возникает проблема. Какая?

Как сложить числа с разными знаками не используя координатную прямую?

Как решить пример? Какое действие выполнить?

Какая проблема? (Как сложить числа с разными знаками.)

А поскольку мы столкнулись с такой проблемой какую бы вы сформулировали цель нашего урока? (Поставьте +.)

Что хотите новое открыть на уроке?

“Открыть другой способ сложения чисел с разными знаками”.

Проведем исследование, чтобы достичь цели урока.

И в мешке знаний задачи нам встретились не случайно.

Внесем данные задач и результаты в таблицу.

a b IaI IbI a + b
         

(Кто справился, поднимите руки и поставьте “+”.)

Внимательно посмотрите на получившиеся результаты и попытайтесь сформулировать правило сложения чисел с разными знаками. Ваши предположения мы назовем гипотезой.

  1. Из большего модуля вычесть меньший.
  2. Поставить знак большего модуля.

Сверим вашу гипотезу с правилом в учебнике: стр. 191.

Ребята, вы выполнили очень важную интеллектуальную работу. Подобно ученым обозначили проблему, наметили цель, выдвинули гипотезу и открыли новое правило.

Как вы хотите назвать это правило?

Как вы предлагаете назвать тему урока? (Записать в тетрадях.)

Вернёмся к проблеме. Можем ли мы сейчас решить пример, который вызвал трудности?

- 2008 + 28,02 = 1979,98

Как сложить эти два числа, используя открытое вами правило? (Проговорить правило.)

(Слайд 4)

Применим знания на практике.

Поработаем самостоятельно. Даю вам 3 минуты на решение примеров с применением нового правила.

Проверим, что получилось. (Слайд 5)

Первый ответ. Кто согласен? (Кто справился, поднимите руки и поставьте “+”.) Прочитаем, какое слово получилось: успех.

Пусть вам на протяжении всего обучения математике сопутствуют удача и успех, ведь “Через математические знания, полученные в школе, лежит широкая дорога к большим открытиям” (А.Маркушевич). (Слайд 6)

Какое открытие вы сегодня сделали?

Проблема решена с помощью, каких новых знаний? Правило сложения… как оно формулируется?

Правило очень важное! Оно позволяет сложить числа разных знаков без помощи координатной прямой.

Пополним пучок знаний новым фактом.

Вернёмся к цели. Цели достигнуты. (Слайд 7)

Домашнее задание (слайд 8).

Выучить правило сложения чисел с разными знаками (стр. 191).

Составить 3 различных задачи на применение нового правила и решите их. (Записать в дневник.)

Подведем итоги

Подсчитайте количество “+” на полях тетради.

Поднимите руки те, кто набрал 5 и более “+”. Молодцы, вы получаете отметку “5”.

Поднимите руки те, кто набрал 3 и 4 “+”, то получаете отметку “4”.

Остальные - выражаю благодарность за ваши старания.

Взаимооценка труда учащимися

Кто из ребят, по вашему мнению, внес наибольший вклад на уроке?

Почему?

Чтобы вы могли глубже оценить свою деятельность и вклад в урок предлагаю закончить следующие фразы… (слайд 9).

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке мне понравилось…

- Для открытия нового правила мы…

Конечно размышляли.

А что эффективнее: получать готовую информацию или размышлять самим?

Наверное размышлять.

Вернёмся к эпиграфу…

Помнить все невозможно. В ситуациях, когда нет книги или компьютера очень полезно подумать. Помнить может и компьютер, а человек должен размышлять! Вы молодцы!!! Сегодня на уроке вы все очень хорошо думали и справились с проблемой!

Оценка результатов урока учителем

Я считаю, что вы работали активно, старательно, участвовали в открытии новых знаний, высказывали своё мнение.

Закончу урок словами: (слайд 10).

“Да, путь познания негладок!
Но знаем мы со школьных лет.
Что знанье лучше, чем незнанье
И поискам предела нет!!!”

Спасибо за сотрудничество! Новых вам открытий. Покинем класс под музыку