Цель :
- Доставить детям радость через эмоционально – окрашенное проведение занятия: развлечение
- Продолжать формировать у детей знания о правилах безопасного поведения на улице, умению дорожить своей жизнью
- Через игру продолжать учить различать дорожные знаки
- Уточнить и закрепить знания детей о правилах дорожного движения, правилах поведения на улицах города
- Воспитывать навыки осознанного пользования правилами дорожного движения в повседневной жизни, культуру поведения в общественных местах;
- Воспитывать культуру общения: умение выслушивать собеседника, последовательно, четко высказывать свои мысли, давать полные ответы на вопросы
- Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, желание придти на помощь героям, попавшим в беду; радоваться и переживать за товарища
- Развивать выразительность речи при чтении стихов
- Способствовать развитию двигательной активности детей, развитию таких физических качеств, как: ловкость, смелость, координация движений, быстрота реакции, глазомер
- Воспитывать умение действовать в коллективе
Материал и оборудование:
Для оформления зала:
- Дорожные знаки, настенный светофор, ширма для кукольного театра, рисунки детей и родителей
- Индивидуальные нагрудные знаки для детей: «Поворот», Поворот запрещен», «Разрешена езда на велосипеде», «Движение на велосипеде разрешено», 5 шапочек-масок «Светофор»
Для соревнований:
- Машина игрушечная на веревке, коляска с куклой, колпачки,
- Письмо, игрушка – кот (БИ-БА-БО)
Предварительная работа:
Занятия:«Ребенок с окружающий мир»
- Встреча с инспектором ГИБДД Шумиловой М.А.
- «Наш друг – светофор»
- «Безопасность и дорога»
- «О чем могут рассказать дорожные знаки»
- «Виды транспорта»
- «Перекресток и светофор»
«Ознакомление с художественной литературой»
- (см. литература)
«Рисование»
- «Транспорт»
- Наша улица»
- «Наш город»
- «Дорожные знаки»
«Конструирование» (из бумаги, строительного материала, бросового материала)
- «Автобус»,«Машина», «Светофор»
Беседы:
- «Осторожно гололед»
- «Не играй на дороге – опасно»
- «Зимние забавы и дорога»
- «Знаки на нашей улице»
- «Что я видел интересного по дороге домой (в детский сад)»
Экскурсии и наблюдения:
- «Улица Вифанская и дорожные знаки»
- «Транспорт»
- «Перекресток»
- «Подземный и наземный переход»
Компьютерно - развивающая игра
«Дракоша и правила дорожного движения»
Сюжетно-ролевые игры
- «Автохозяйство»,«Работники ГИБДД», «Путешествие на автобусе», «Мы – пешеходы»
Строительные игры(конструктор, игры с песком, снежные постройки)
- «Наш город», «Улицы города», «Гараж»
Дидактические и настольно_- печатные игры:
- «Угадай, какой знак?»
- «О чем рассказывают знаки»
- «В путь - дорогу»
- «Дорожные знаки» (пазлы)
- «Ремонт дорожных знаков»
- «Светофорик»
- «Отгадай загадку – найди отгадку» (о транспорте)
Подвижные игры:
- «Красный, желтый, зеленый»
- «Водитель и пешеход»
Работа с родителями
Анкетирование:«Я и мой ребенок на улице города»
Консультации:
- «Как знакомить детей с правилами дорожного движения»
- «Ребенок и улица»
- «О чем беседовать с детьми на прогулке»
Оформление родительского уголка
- «Ребенок и дорога»
- «ГИБДД информирует»
- «Дорожные знаки»
- «Улица не место для игр»
Семейные экскурсии выходного дня
- «Улица,на которой я живу»
- «Перекресток»
- «Мой город – Сергиев Посад»
Конкурс семейных рисунков
- «Мы – пешеходы»
Ход занятия.
Дети под музыку входят в зал.
ВОС – ЛЬ: Сегодня в детский сад почтальон принес письмо для детей подготовительной группы №3. (Читает письмо): «Мы жители страны Дорожных Знаков, находимся в беде. Мы попали в плен к Помехе – Неумехе. И теперь у нас в стране происходят постоянные аварии. Помогите нам!»
Да, ребята, действительно, это беда! Без дорожных знаков, светофора и четких строгих дорожных правил очень трудно и машинам и пешеходам. Вы согласны помочь жителям страны Дорожных знаков?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
ВОС-ЛЬ: Ну, что же тогда не будем терять времени даром и отправимся в путь. Чтоб попасть в эту страну, нужно сказать волшебные слова: «Ра, два, три в страну Дорожных знаков попади!» и два раза повернуться вокруг себя.
ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ
ВОС-ЛЬ: Ну, вот мы и очутились в стране Дорожных знаков. Посмотрите, бедные знаки, они все испачканы кляксами! Что же делать?
ВЫХОДЯТ ТРИ РЕБЕНКА, на груди у них перевернутые таблички с изображением дорожных знаков. Они плачут
ВОС-ЛЬ: вы кто? И почему плачете?
1 РЕБЕНОК: Мы - дорожные знаки. Нас заколдовала Помеха-Неумеха
2 РЕБЕНОК: А какие мы знаки, вы узнаете, когда отгадаете загадки
3 РЕБЕНОК: Тогда мы и сможем расколдоваться
ВОС-ЛЬ Ребята, давайте попробуем разгадать загадки.
1 РЕБЕНОК:
Что за чудо этот дом2 РЕБЕНОК:
Окна светятся кругом.
Носит обувь из резины
И питается бензином
Автомобиль, автобус)
В два ряда дома стоят3 РЕБЕНОК:
Десять, двадцать, сто подряд
И квадратными глазами
Друг на друга все глядят
(Улица)
Посмотри силач, какой:1 РЕБЕНОК: Вы отгадали правильно. А теперь смотрите. (Переворачивает табличку). Узнаете меня?
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик
(регулировщик)
ДЕТИ: Знак «Поворот»
ВОС-ЛЬ: Ребята, а что он обозначает и где его можно встретить?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
2 РЕБЕНОК: А теперь отгадайте, что я за знак? (Переворачивает табличку)
ДЕТИ: «Поворот запрещен»
3 РЕБЕНОК: А меня вы узнали?
ДЕТИ: «Езда на велосипеде разрешена»
ВОС-ЛЬ показывает: А вот этот знак что обозначает? (Езда на велосипеде запрещена). Помните, ребята, что выезжать на проезжую часть улицы разрешено лишь тем, кому исполнилось 14 лет.
А теперь поиграем и проведем соревнование «Кто быстрее?»
ИГРА «Кто быстрее?». Участвует 2 команды: команда девочек и команда мальчиков. Вдоль зала расставлены колпачки. Мальчики поочередно змейкой провозят машину на веревочке, девочки коляску с куклой, стараясь не задеть колпачки. Вернуться, передать эстафету следующему участнику.
ВОС-ЛЬ: Молодцы!
НА ШИРМЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ КОТ (ИГРУШКА БИ-БА-БО)
ВОС-ЛЬ: Ты кто?
КОТ: Я – ученик светофорных наук
ВОС-ЛЬ: И ты знаешь правила дорожного движения?
КОТ: Конечно. Я - самый способный ученик
ВОС-ЛЬ: Ну, сейчас проверим. Скажи, пожалуйста, как надо переходить улицу?
КОТ: Как? На четырех лапах!
ВОС-ЛЬ: Правильно кот ответил?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
РЕБЕНОК:
Пешеход, Пешеход!ВОС-ЛЬ ПОКАЗЫВАЕТ ЗНАКИ ПЕРЕХОДА: Вот и еще знаки мы расколдовали. А тебе кот второй вопрос: как следует вести себя, если ты вышел из автобуса и тебе нужно перейти на другую сторону улицы?
Помни ты про переход!
Подземный, наземный,
Похожий на зебру.
Знай, что только переход
От машин тебя спасет
КОТ: Надо обойти автобус. А еще проще – пролезть между колесами.
ВОС-ЛЬ: ОЙ. Ну что ты, кот. Тебя задавят. Ребята, помогите коту, а то он совсем запутался.
Дети: Надо подождать, пока автобус отойдет. Внимательно посмотреть по обеим сторонам, а затем переходить. А если рядом есть переход, то надо переходить по нему.
ВОС-ЛЬ: Правильно, запомни это, кот! А теперь последний вопрос: можно ли играть на проезжей части:
КОТ: Смотря во что. В Шахматы нельзя
ВОС-ЛЬ: почему?
КОТ: Машины фигуры посбивают. А вот в мячик можно. Места-то много!
ВОС-ЛЬ: Ребята, вы согласны с котом?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.
ВОС-ЛЬ ПОКАЗЫВАЕТ ЗНАК
1 РЕБЕНОК:
Правил дорожных на свете не мало.2 РЕБЕНОК:
Все бы их выучить нам не мешало
Но основное из правил движеньяКОТ: Спасибо, вы много знаете, и меня научили. Мне было с вами интересно. Теперь я понял, что плохо не знать правила дорожного движения. Теперь я действительно стану лучшим учеником светофорных наук. До свидания!
Знать, как таблицу
Должны умноженья
На мостовой – не играть, не кататься
Если ты хочешь здоровым остаться!
ВОС-ЛЬ: Молодцы! А я хочу проверить ваши знания еще некоторых правил. Игра называется «Это я, это я, это все мои друзья». Я вам читаю стихотворение, если так правильно делать, то вы говорите: Это я, это я, это все мои друзья! Если так не надо делать, то вы молчите. Понятно?
- Кто из вас идет вперед только там, где переход?
- Знает кто, что красный свет – это значит, хода нет?
- Кто из вас, идя, домой, держит путь по мостовой?
- Кто будет слушаться без спора указанья светофора?
- Кто летит вперед так скоро, что не видит светофора?
- Кто как таблицу умноженья знает правила движенья?
ВОС-ЛЬ: Пожалуйста, будьте внимательны не только во время игры, но и на дороге!
Отгадайте загадку:
Он и вежливый и строгийДЕТИ: Светофор
Он известен на весь мир.
Он на улице широкой
Самый главный командир.
ВОС-ЛЬ: Ребята, в любом городе есть светофоры. И в стране Дорожных знаков тоже он должен быть. Где же он? Посмотрите, он не работает, наверное, его тоже заколдовала Помеха – Неумеха. Я думаю, что если вы прочитаете про него стихотворение, колдовство с него упадет.
Дети надевают шапочки – маски.
РЕБЕНОК в шапочке «Светофор»: Наш домик – светофор
Мы три родные брата,2 РЕБЕНОК в шапочке «Красный свет»:
Мы светим с давних пор
В дороге вам, ребята.
Самый строгий - красный свет,3 РЕБЕНОК в шапочке «Желтый свет»:
Если он горит,
Стоп! Дороги дальше нет.
Путь для всех закрыт!
Чтоб спокойно перешел ты,4 РЕБЕНОК в шапочке «Зеленый свет»:
Слушай наш совет:
-Жди! Увидишь скоро желтый
В середине свет!
А за ним зеленый свет5 РЕБЕНОК в шапочке «Светофор»:
Вспыхнет впереди.
Скажет он: «Препятствий нет,
Смело в путь иди!»
Старики идут и дети –ВОС-ЛЬ: Ребята, светофор расколдован! Мне кажется, он очень хочет с вами поиграть. Эта игра покажет, умеете ли вы быть внимательными и знаете ли сигналы светофора. Игра называется «Светофор»
Не бегут и не спешат.
Светофор для всех на свете
Настоящий друг и брат!
ИГРА «СВЕТОФОР». Воспитатель переключает сигналы на светофоре. На зеленый свет дети маршируют, на желтый – присаживаются на корточки, на красный – стоят.
ВОС-ЛЬ: Ребята, игра - это хорошо, но мы с вами еще не расколдовали дорожные знаки. Выберите себе знак, который вы хотите расколдовать. Чтобы снять чары Помехи - Неумехи, нужно назвать ваш знак и сказать, что он обозначает.
Дети рассказывают о своих знаках.
НА ШИРМЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ КОТ: Ребята, какие вы молодцы! Спасли знаки. Помеха – Неумеха убежала из страны Дорожных знаков. Теперь у нас никаких аварий нет. Жители страны вам очень благодарны и дарят вот этот подарок – игру «Улица города».
ВОС-ЛЬ читает пожелание жителей страны Дорожных знаков:
Даем, ребята, вам порученье:ДЕТИ БЛАГОДАРЯТ КОТА.
Соблюдайте строго правила движенья!
Чтоб не волновались каждый день родители,
Чтоб спокойны были за рулем водители!
ВОС-ЛЬ: Ну, а нам с вами пора возвращаться в детский сад. А вернуться нам поможет наш друг Светофор. Как только загорится зеленый свет – мы окажемся в детском саду. Вместе назовем цвета: «Красный, желтый, зеленый!» Вот мы и в детском саду, пойдемте в группу и рассмотрим игру, которую нам подарили жители страны Дорожных знаков.
ЛИТЕРАТУРА:
Методическая:
- Программа «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М.А.
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л. «Безопасность»
- Гризлик Е.А. «Познаю мир»
- Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников старших групп с окружающей и социальной действительностью»
- «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» Извекова Н.А., Медведева А.Ф.
- Официальный текст «Правила дорожного движения Российской Федерации» 2007 г.
- «Изучаем дорожную азбуку» Майорова Ф.С.
Художественная литература:
- Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей. «Чудо – всюду. Мир вещей и машин»
- С.Михалков «Дядя Степа – милиционер», «Велосипедист»
- В Кожевников «Светофор»
- А.Северный «Светофор»
- Я. Пишумов «Песенка о правилах»
- Н.Носов «Автомобиль»
- А. Дорохов «Подземный ход», «Заборчик вдоль тротуара»