Одним из условий успешного говорения является владение его грамматической стороной на основе того материала, который отобран для усвоения в средней школе. Часто уроки формирования грамматического навыка говорения кажутся однообразными и утомительными. Как избежать рутины на уроке формирования грамматического навыка говорения? Ведь нужно объяснить правило, показать, как работает та или иная грамматическая конструкция, обеспечить профилактику ошибок. Изучив сборник методических трудов ВятГГУ, пришла к выводу, что наряду с другими методами и приемами могу использовать модульное обучение на уроке формирования грамматического навыка говорения.
Цель модульного обучения - развитие интеллекта ученика, самостоятельности, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью.
Алгоритм составления модуля урока:
- Проведение тщательного анализа материала темы урока.
- Выделение цели, где указывается, что к концу занятия ученик должен изучить и уметь.
- Определение содержания, объема и последовательности учебных компонентов.
- Подбор учебного материала в виде краткого текста, таблицы или схемы и практических заданий для отработки необходимых навыков, относящихся к данному учебному элементу.
- Составление контрольной проверочной работы, соответствующей целям.
- Написание методических рекомендаций учащимся.
Пример, модуль, предназначенный для формирования грамматических навыков в овладении различных типов вопросов в рамках темы “Future Simple”.
Результат:
- Организация работы в малых группах позволяет ученикам самостоятельно или с определенной помощью достичь конкретных целей.
- Групповая работа позволяет учащимся избежать многих ошибок.
- Большое количество упражнений позволяет прочно сформировать навыки.
- Контрольное задание позволяет учащимся проверить себя, найти пробелы в знаниях.
Тип урока по дидактической цели: комбинированный
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации по теме “Будущее время”, закрепления и применения средствами технологии модульного обучения.
Цели по содержанию:
- Образовательная: способствовать формированию и совершенствованию грамматического навыка говорения
- Развивающая: способствовать развитию умений задавать различные типы вопросов и использовать все виды вопросов в речевых ситуациях
- Воспитательная: способствовать воспитанию культуры интеллектуального труда, культуры общения.
Технология: модульная.
ФОПД: групповая, фронтальная.
Средства обучения: доска, дидактический материал (модуль), таблица “Будущее время”
Структура урока:
Учебный элемент (УЭ1)-целеполагание.
УЭ2-актуализация теоретических сведений о
вопросительных предложениях.
УЭ3-формирование и совершенствование навыков по
постановке различных типов вопросов.
УЭ4-контроль, рефлексия.
УЭ | Future Simple | |||
УЭ-1 | Интегрирующая цель: В процессе работы над модулем, учебными элементами учащиеся должны обладать следующие знаниями: Типы вопросительных предложений в английском
языке. |
|||
УЭ-2 | Вопросительные предложения
образуются путем перестановки глагола перед
подлежащим. Существуют четыре вида вопросов: общий (general; yes/no); альтернативный (alternative;or); разделительный (disjunctive; tag-?); специальный (special; wh-?) |
|||
УЭ-3 | Общий вопрос требует ответа
“да” или “нет” и производится с повышением
интонаций. Образуется путем выноса
вспомогательного глагола перед подлежащим (на
первое место). Во времени Future Simple используется
вспомогательный глагол will/shall. I will play football. |
|||
Yes/No question (general) | Will you play football? | Yes, I will. No, I won’t. |
||
Task 1 Задайте общий вопрос к следующим предложениям и дайте краткий ответ. Kate will perform on the stage. |
Работа в парах или группах по цепочке | |||
Альтернативный вопрос
подразумевает выбор и произносится с повышением
интонации в первой части вопроса и понижением во
второй. I will study English. |
||||
Or question (Alternative) |
Will you study English or German? | I will study English. | ||
Task 1 Ответьте на вопросы. Will you play football or the guitar? Task 2 Задайте вопросы к следующим предложениям и
ответьте на них. |
Работа в парах Работа по цепочке |
|||
Разделительный вопрос требует
ответа “да” или “нет”. Состоит из двух частей. П
ервая часть произносится с понижающей
интонацией, вторая с повышающей. He will watch the film. |
||||
Tag question (disjunctive) |
He will watch the film, won’t he? | Yes, I will. No, I won’t. |
||
Task 1. Выразите согласие, используя дополнительную информацию. E.g. I will eat pancakes, won’t? (in the kitchen) |
Работа по цепочке | |||
Вырази несогласие. E.g. – Mike will
finish work at five, won’t he? |
Работа по цепочке | |||
Образуйте разделительный вопрос. She
will married to a nice man. |
Работа в парах | |||
Специальные вопросы начинаются с вопросительного слова и произносятся с понижающейся интонацией. Порядок слов в специальных вопросах следующий /special questions/ |
I will sing a song at school.
What | will | I | sing | at school | |||
Where | will | I | sing | a song | |||
Who | will | sing | a song | at school | |||
Task 1. Попросите собеседника повторить то, что он только что сказал. E.g. – I will spend my holidays in the south (where) |
Работа по цепочке | ||||||
УЭ - 4 | Задайте вопросы к подчеркнутым
словам. We will watch football on television (Yes/No, Tag) |