Модульная технология на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


Одним из условий успешного говорения является владение его грамматической стороной на основе того материала, который отобран для усвоения в средней школе. Часто уроки формирования грамматического навыка говорения кажутся однообразными и утомительными. Как избежать рутины на уроке формирования грамматического навыка говорения? Ведь нужно объяснить правило, показать, как работает та или иная грамматическая конструкция, обеспечить профилактику ошибок. Изучив сборник методических трудов ВятГГУ, пришла к выводу, что наряду с другими методами и приемами могу использовать модульное обучение на уроке формирования грамматического навыка говорения.

Цель модульного обучения - развитие интеллекта ученика, самостоятельности, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью.

Алгоритм составления модуля урока:

  • Проведение тщательного анализа материала темы урока.
  • Выделение цели, где указывается, что к концу занятия ученик должен изучить и уметь.
  • Определение содержания, объема и последовательности учебных компонентов.
  • Подбор учебного материала в виде краткого текста, таблицы или схемы и практических заданий для отработки необходимых навыков, относящихся к данному учебному элементу.
  • Составление контрольной проверочной работы, соответствующей целям.
  • Написание методических рекомендаций учащимся.

Пример, модуль, предназначенный для формирования грамматических навыков в овладении различных типов вопросов в рамках темы “Future Simple”.

Результат:

  1. Организация работы в малых группах позволяет ученикам самостоятельно или с определенной помощью достичь конкретных целей.
  2. Групповая работа позволяет учащимся избежать многих ошибок.
  3. Большое количество упражнений позволяет прочно сформировать навыки.
  4. Контрольное задание позволяет учащимся проверить себя, найти пробелы в знаниях.

Тип урока по дидактической цели: комбинированный

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации по теме “Будущее время”, закрепления и применения средствами технологии модульного обучения.

Цели по содержанию:

  1. Образовательная: способствовать формированию и совершенствованию грамматического навыка говорения
  2. Развивающая: способствовать развитию умений задавать различные типы вопросов и использовать все виды вопросов в речевых ситуациях
  3. Воспитательная: способствовать воспитанию культуры интеллектуального труда, культуры общения.

Технология: модульная.

ФОПД: групповая, фронтальная.

Средства обучения: доска, дидактический материал (модуль), таблица “Будущее время”

Структура урока:

Учебный элемент (УЭ1)-целеполагание.
УЭ2-актуализация теоретических сведений о вопросительных предложениях.
УЭ3-формирование и совершенствование навыков по постановке различных типов вопросов.
УЭ4-контроль, рефлексия.

УЭ Future Simple  
УЭ-1 Интегрирующая цель:

В процессе работы над модулем, учебными элементами учащиеся должны обладать следующие знаниями:

Типы вопросительных предложений в английском языке.
Особенности постановки различных типов вопросов.
Умения и навыки:
Уметь задавать различные типы вопросов к предложениям.
Использовать все виды вопросов в речевых ситуациях.

 
УЭ-2 Вопросительные предложения образуются путем перестановки глагола перед подлежащим.
Существуют четыре вида вопросов: общий (general; yes/no); альтернативный (alternative;or); разделительный (disjunctive; tag-?); специальный (special; wh-?)
 
УЭ-3 Общий вопрос требует ответа “да” или “нет” и производится с повышением интонаций. Образуется путем выноса вспомогательного глагола перед подлежащим (на первое место). Во времени Future Simple используется вспомогательный глагол will/shall.

I will play football.

 
Yes/No question (general) Will you play football? Yes, I will.

No, I won’t.

Task 1

Задайте общий вопрос к следующим предложениям и дайте краткий ответ.

Kate will perform on the stage.
They will go to school by bus.
I will read a book.
She will dance in the hall.
We will look through the newspapers.

Работа в парах или группах по цепочке
Альтернативный вопрос подразумевает выбор и произносится с повышением интонации в первой части вопроса и понижением во второй.

I will study English.

Or question

(Alternative)

Will you study English or German? I will study English.
Task 1

Ответьте на вопросы.

Will you play football or the guitar?
Will you read or watch TV?
Will he go to school by bus or by car?
Will you get up at 6 o’clock?
Will Mike collect coins or stamps?

Task 2

Задайте вопросы к следующим предложениям и ответьте на них.
She will work 5/6 days a week.
I shall travel by train/by air.
They will buy a book/newspaper.
I will go to the theatre/museum.
She will write function/poems.
My brother will watch cartoons/feature films.
We will listen to the news/music.
I will collect badger/pictures.
My mother will cook dinner/ supper.
We will watch football/hockey.

Работа в парах

Работа по цепочке

Разделительный вопрос требует ответа “да” или “нет”. Состоит из двух частей. П ервая часть произносится с понижающей интонацией, вторая с повышающей.

He will watch the film.

 
Tag question

(disjunctive)

He will watch the film, won’t he? Yes, I will.

No, I won’t.

Task 1.

Выразите согласие, используя дополнительную информацию.

E.g. I will eat pancakes, won’t? (in the kitchen)
Yes, I will. I will eat pancakes in the kitchen.
Mr. Brown will live in Kiev, won’t he? (In Lenin Street).
My sister will teach French won’t she? (At school).
He will go to the zoo, won’t he? (Next week).
They will watch TV, won’t they? (In the evening).
I will wear a beautiful dress, won’t I?

Работа по цепочке
Вырази несогласие.

E.g. – Mike will finish work at five, won’t he?
- No, he won’t. He will finish work at 6.
Your brother will work on Sunday, won’t he? (on Monday)
Mrs. Green will teach English, won’t she? (Spanish).
She will watch feature film on TV, won’t she? (News).
This boy will play hockey, won’t he? (Football).
You will listen to a song, won’t you? (An opera).

Работа по цепочке
Образуйте разделительный вопрос.

She will married to a nice man.
His sister won’t move in a new flat.
Ms. Brown will live at number 16 Lesnaya Street.
A typist won’t type letters tomorrow.
I will lock the door with the key.
He won’t wash the floor.

Работа в парах
Специальные вопросы начинаются с вопросительного слова и произносятся с понижающейся интонацией. Порядок слов в специальных вопросах следующий /special questions/  

I will sing a song at school.

What will I sing   at school
Where will I sing a song  
Who will   sing a song at school
Task 1.

Попросите собеседника повторить то, что он только что сказал.

E.g. – I will spend my holidays in the south (where)
- Sorry? Where will you rest?
- In the south.
The lesson will begin at 8. (when)
He will go to the cinema. (where)
She will work at school. (where)
My sister will sing a song. (who)
My father will build a new house. (what)
I will go to the shop twice a week. (how often)

Работа по цепочке
УЭ - 4 Задайте вопросы к подчеркнутым словам.

We will watch football on television (Yes/No, Tag)
She will visit her friend tomorrow. (or)
They will spend their holidays in the country.
My father will travel by car. (Yes/No).
My granny will read fiction. (Tag)