Урок русского языка в 3-м классе по теме "Правописание существительных 2-го и 3-го склонения с шипящими на конце"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  1. Совершенствовать навыки правописания имен существительных 2 и 3 склонения с шипящими на конце.
  2. Проверить уровень сформированности знаний по данной теме.
  3. Развивать интеллектуальные способности учащихся: речь, внимание, память, мышление, наблюдательность.
  4. Воспитывать интерес к русскому языку, умение работать в микрогруппе.

Оборудование:

  • экран,
  • проектор (для демонстрации презентации, см. Приложение1);
  • доска;
  • разноуровневые карточки, сгруппированные по трём цветам;
  • карточки с тестом;
  • карточки, изображающие настроение детей.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. "Введение" в тему урока.

Учитель: Ребята, попробуйте определить тему минутки чистописания.

С помощью какой буквы можно прочитать слова данной схемы? Почему она пишется в этих словах?

Словарная работа.

Учитель: Посмотрите на схему и определите характер смысловой связи между словами в данных парах.

  • Какая смысловая связь между словами?
  • Какое слово мы будем прописывать сегодня?

письмо - ручка

чертёж - ?

Учитель: Внимательно посмотрите на фигуры и на буквы в каждой из них:

Постарайтесь запомнить фигуры и находящиеся в них буквы. Этот рисунок я убираю и называю геометрические фигуры в той последовательности, в которой расположены буквы в слове. Вы должны вспомнить, какие буквы находились в геометрических фигурах, и составить искомое слово.

Карандаш

Товарищ

Определение темы урока.

Учитель: Какие общие признаки объединяют эти слова?

Ученики: Это существительные мужского рода второго склонения. Они заканчиваются на шипящий согласный.

Учитель: Объясните правописание существительных мужского рода, заканчивающихся на шипящий согласный.

Ученики: У существительных мужского рода второго склонения, заканчивающихся на шипящий согласный, мягкий знак в конце слов не пишется.

Учитель: А у каких существительных после шипящего пишется мягкий знак?

Ученики: У существительных женского рода третьего склонения.

Учитель: Сформулируйте тему урока.

Ученики: Правописание существительных 2 и 3 склонения с шипящими на конце.

III. Раскрытие темы урока.

Учитель: У доски работают два ученика, остальные - в тетради.

Каждое предложение замените существительным, в соответствии с темой нашего урока. Запишите их в два столбика. По какому признаку вы должны будете сгруппировать эти слова?

Ученики: По родам. В первом столбике - существительные женского рода, а во втором столбике - существительные мужского рода с шипящими согласными на конце

Ученики: Или по склонениям: существительные 2 склонения и существительные 3 склонения с шипящими согласными на конце.

(Дети на доске подписывают свои столбики - 2скл. м.р., 3скл. ж.р.,)

Учитель: При затруднении можете обратиться к картинкам-подсказкам

  • Часть суток с вечера до утра.
  • Приспособление, с помощью которого открывают замок.
  • Друг Карлсона.
  • Сооружение из кирпича для отопления дома.
  • Растение, которое на болоте.
  • Друг всегда готов прийти на : .
  • Бывает устная и письменная.
  • Суп со свеклой и другими овощами.
  • Под соснами, под елками лежит мешок с иголками.
  • Небольшой грызун с острой мордочкой.

ж.род м.род
ночь

печь

помощь

речь

мышь

ключ

Малыш

камыш

борщ

ёж

Учитель: Какое правило вы использовали, чтобы записать эти слова?

Дети рассказывают правило, приводят свои примеры. Ответы оцениваются.

Работа в группах.

Учитель: Перед каждым из вас лежат карточки с заданиями. Внимательно прочитайте задания, которые вам даны. Выберите одно интересное для себя, но посильное задание. Кто выбрал задание на карточках розового цвета - это творческая группа. Она работает у доски. Кто выбрал задание на карточках жёлтого цвета - те ребята рассаживаются парами и записывают своё задание в тетрадь. Ребята, которые выбрали задание на карточках голубого цвета подходят ко мне. Мы начнём работать вместе.

Задание I уровня сложности:

(карточки голубого цвета)

Поставьте существительные в единственное число. Сгруппируй их по склонениям и родам.
Объясните, почему у одних существительных на конце нужно писать мягкий знак, а у других - нет.

Скрипачи, ночи, мячи, мыши, борщи, вещи, лещи, чижи, ключи, ножи.

:скл. ... род :скл. ... род
________

________

________

________

________

________

________

________

Задание проверяется и оценивается учителем.

Задание II уровня сложности:

(карточки жёлтого цвета)

Составьте предложения из данных слов:
  1. по, малыш(?), берегу, бегал, реки.
  2. холодный, овраге, ключ(?), в, шумит.
  3. на, веселилась, площадке, молодёж(?).
  4. плащ(?), от, защитил, дождя, меня.
  5. отец, багаж(?), вещи, в, сдал.

Запишите предложения. Объясните, почему у одних существительных на конце нужно писать мягкий знак, а у других - нет.

Проверка задания проводится на доске, с использованием набора слов.

Задание III уровня сложности:

(карточки розового цвета)

Составьте небольшой текст, используя словосочетания, не меняя форму существительных.
Объясните, почему у одних существительных на конце нужно писать мягкий знак, а у других - нет.

Летн:я ноч(?) л:тучая мыш(?)

невидимый кузнечик-скр:пач(?)

л:сная тиш(?) яркий луч(?)

Получившийся текст заслушивается и оценивается.

IV. Самостоятельная работа.

Учитель: Прочитайте. Это текст? Объясните ответ. Сформулируйте задание.

Летом в лесу.

У берега шумит камыш(?). Там лес и речка. Спустись к реке. Хорошо летом за городом. Под корнями старой сосны бьёт ключ(?).

Кругом тиш(?) и прохлада. Зайди в лесную чащу. Да это ёж(?)! Вот белеет душистый ландыш(?). Кто это шуршит в траве? Рядом расцвела фиалка. Луч(?) солнца играет в капельках росы.

Проводится взаимопроверка в парах и объяснение правописания существительных

V. Закрепление изученного материала.

Учитель: Прочитайте предложения на доске. Рассмотрите схемы. Какое задание вы могли бы предложить классу, используя данные предложения и схемы?

Ученики: Найти к каждому предложению его схему, вставить нужные буквы, раскрыв скобки.

Ученики: Написать предложения в том порядке, в каком расположены схемы, вставить нужные буквы, раскрыв скобки.

Учитель: Выберите из предложенных заданий наиболее понравившееся и выполните его.

Уб(е,и)гает мыш(ь,-) по сухим листьям.

Т(и,е)хонько шепчет камыш(ь,-) у р(и,е)ки.

Ландыш(ь,-) развернул п(а,о)хуч(у,ю) ч(я,а)шечку.

В(е,и)сёлый луч(ь,-) блестит на д(е,и)ревьях.

~~~~~ --- ===== - · - · - .

===== --- ~~~~~ - - - - .

--- ===== ~~~~~ - - - - .

- · - · - ===== --- - - - - .

(Каждый ученик выбирает себе задание по уровню своих возможностей).

VI. Выявление качества усвоения знаний.

Учитель: Молодцы! Я думаю, что вы также хорошо выполните и небольшую тестовую работу. Возьмите карточки. Внимательно прочитайте задание. Выберите любой вариант. Если задание понятно - начинайте выполнять. У кого есть вопросы, поднимите руку.

I Вариант.

Прочитайте слова, определите склонение имён существительных. Запишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы.

Мякиш:, плач:, молодёж:, приёмыш:, теч:, малыш:, брош:, кирпич:, царевич:, экипаж:, суш:, роскош:

 

II Вариант.

К каждому слову подбери синоним - существительное с шипящим на конце. Запиши.

Неправда - ______, граница - _______, соревнование - _______, трепет - ______, ерунда - _______, команда - _______, сила - _______, призыв - _______, здоровяк - _______.

Если возникли затруднения, воспользуйся подсказкой: клич(?), лож(?), рубеж(?), экипаж(?), матч(?), мощ(?), чуш(?), крепыш(?), дрож(?)

VII. Итог урока.

Учитель: Подготовьте вывод сегодняшнего урока по плану:

  1. Как распределяются по склонениям имена существительные?
  2. В чем особенность правописания существительных 2 склонения с шипящими на конце?
  3. В чем особенность правописания существительных 3 склонения?

(Ответы детей)

- Молодцы! Что вам больше всего запомнилось на уроке? Что понравилось? Поднимите карточки своего настроения!

Литература

  1. Бакулина Г.А. Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка. - М., Владос, 2006
  2. Полякова А.В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся I - IV классов. - М., 2000
  3. Тикунова Л.И., Корепанова М.Н. Русский язык. Теория в таблицах. Практика в заданиях и упражнениях. - М., РОСТ книга, 2006