Цель урока:
- Совершенствовать навыки правописания имен существительных 2 и 3 склонения с шипящими на конце.
- Проверить уровень сформированности знаний по данной теме.
- Развивать интеллектуальные способности учащихся: речь, внимание, память, мышление, наблюдательность.
- Воспитывать интерес к русскому языку, умение работать в микрогруппе.
Оборудование:
- экран,
- проектор (для демонстрации презентации, см. Приложение1);
- доска;
- разноуровневые карточки, сгруппированные по трём цветам;
- карточки с тестом;
- карточки, изображающие настроение детей.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. "Введение" в тему урока.
Учитель: Ребята, попробуйте определить тему минутки чистописания.
С помощью какой буквы можно прочитать слова данной схемы? Почему она пишется в этих словах?
Словарная работа.
Учитель: Посмотрите на схему и определите характер смысловой связи между словами в данных парах.
- Какая смысловая связь между словами?
- Какое слово мы будем прописывать сегодня?
письмо - ручка
чертёж - ?
Учитель: Внимательно посмотрите на фигуры и на буквы в каждой из них:
Постарайтесь запомнить фигуры и находящиеся в них буквы. Этот рисунок я убираю и называю геометрические фигуры в той последовательности, в которой расположены буквы в слове. Вы должны вспомнить, какие буквы находились в геометрических фигурах, и составить искомое слово.
Карандаш
Товарищ
Определение темы урока.
Учитель: Какие общие признаки объединяют эти слова?
Ученики: Это существительные мужского рода второго склонения. Они заканчиваются на шипящий согласный.
Учитель: Объясните правописание существительных мужского рода, заканчивающихся на шипящий согласный.
Ученики: У существительных мужского рода второго склонения, заканчивающихся на шипящий согласный, мягкий знак в конце слов не пишется.
Учитель: А у каких существительных после шипящего пишется мягкий знак?
Ученики: У существительных женского рода третьего склонения.
Учитель: Сформулируйте тему урока.
Ученики: Правописание существительных 2 и 3 склонения с шипящими на конце.
III. Раскрытие темы урока.
Учитель: У доски работают два ученика, остальные - в тетради.
Каждое предложение замените существительным, в соответствии с темой нашего урока. Запишите их в два столбика. По какому признаку вы должны будете сгруппировать эти слова?
Ученики: По родам. В первом столбике - существительные женского рода, а во втором столбике - существительные мужского рода с шипящими согласными на конце
Ученики: Или по склонениям: существительные 2 склонения и существительные 3 склонения с шипящими согласными на конце.
(Дети на доске подписывают свои столбики - 2скл. м.р., 3скл. ж.р.,)
Учитель: При затруднении можете обратиться к картинкам-подсказкам
- Часть суток с вечера до утра.
- Приспособление, с помощью которого открывают замок.
- Друг Карлсона.
- Сооружение из кирпича для отопления дома.
- Растение, которое на болоте.
- Друг всегда готов прийти на : .
- Бывает устная и письменная.
- Суп со свеклой и другими овощами.
- Под соснами, под елками лежит мешок с иголками.
- Небольшой грызун с острой мордочкой.
ж.род | м.род |
ночь печь помощь речь мышь |
ключ Малыш камыш борщ ёж |
Учитель: Какое правило вы использовали, чтобы записать эти слова?
Дети рассказывают правило, приводят свои примеры. Ответы оцениваются.
Работа в группах.
Учитель: Перед каждым из вас лежат карточки с заданиями. Внимательно прочитайте задания, которые вам даны. Выберите одно интересное для себя, но посильное задание. Кто выбрал задание на карточках розового цвета - это творческая группа. Она работает у доски. Кто выбрал задание на карточках жёлтого цвета - те ребята рассаживаются парами и записывают своё задание в тетрадь. Ребята, которые выбрали задание на карточках голубого цвета подходят ко мне. Мы начнём работать вместе.
Задание I уровня сложности:
(карточки голубого цвета)
Поставьте существительные в
единственное число. Сгруппируй их по склонениям
и родам. Объясните, почему у одних существительных на конце нужно писать мягкий знак, а у других - нет. Скрипачи, ночи, мячи, мыши, борщи, вещи, лещи, чижи, ключи, ножи.
|
Задание проверяется и оценивается учителем.
Задание II уровня сложности:
(карточки жёлтого цвета)
Составьте предложения из данных слов:
|
Запишите предложения. Объясните, почему у одних существительных на конце нужно писать мягкий знак, а у других - нет.
Проверка задания проводится на доске, с использованием набора слов.
Задание III уровня сложности:
(карточки розового цвета)
Составьте небольшой текст, используя
словосочетания, не меняя форму существительных. Объясните, почему у одних существительных на конце нужно писать мягкий знак, а у других - нет. Летн:я ноч(?) л:тучая мыш(?) невидимый кузнечик-скр:пач(?) л:сная тиш(?) яркий луч(?) |
Получившийся текст заслушивается и оценивается.
IV. Самостоятельная работа.
Учитель: Прочитайте. Это текст? Объясните ответ. Сформулируйте задание.
Летом в лесу.
У берега шумит камыш(?). Там лес и речка. Спустись к реке. Хорошо летом за городом. Под корнями старой сосны бьёт ключ(?).
Кругом тиш(?) и прохлада. Зайди в лесную чащу. Да это ёж(?)! Вот белеет душистый ландыш(?). Кто это шуршит в траве? Рядом расцвела фиалка. Луч(?) солнца играет в капельках росы.
Проводится взаимопроверка в парах и объяснение правописания существительных
V. Закрепление изученного материала.
Учитель: Прочитайте предложения на доске. Рассмотрите схемы. Какое задание вы могли бы предложить классу, используя данные предложения и схемы?
Ученики: Найти к каждому предложению его схему, вставить нужные буквы, раскрыв скобки.
Ученики: Написать предложения в том порядке, в каком расположены схемы, вставить нужные буквы, раскрыв скобки.
Учитель: Выберите из предложенных заданий наиболее понравившееся и выполните его.
Уб(е,и)гает мыш(ь,-) по сухим листьям.
Т(и,е)хонько шепчет камыш(ь,-) у р(и,е)ки.
Ландыш(ь,-) развернул п(а,о)хуч(у,ю) ч(я,а)шечку.
В(е,и)сёлый луч(ь,-) блестит на д(е,и)ревьях.
~~~~~ --- ===== - · - · - .
===== --- ~~~~~ - - - - .
--- ===== ~~~~~ - - - - .
- · - · - ===== --- - - - - .
(Каждый ученик выбирает себе задание по уровню своих возможностей).
VI. Выявление качества усвоения знаний.
Учитель: Молодцы! Я думаю, что вы также хорошо выполните и небольшую тестовую работу. Возьмите карточки. Внимательно прочитайте задание. Выберите любой вариант. Если задание понятно - начинайте выполнять. У кого есть вопросы, поднимите руку.
I Вариант. Прочитайте слова, определите склонение имён существительных. Запишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы. Мякиш:, плач:, молодёж:, приёмыш:, теч:, малыш:, брош:, кирпич:, царевич:, экипаж:, суш:, роскош: |
II Вариант. К каждому слову подбери синоним - существительное с шипящим на конце. Запиши. Неправда - ______, граница - _______, соревнование - _______, трепет - ______, ерунда - _______, команда - _______, сила - _______, призыв - _______, здоровяк - _______. Если возникли затруднения, воспользуйся подсказкой: клич(?), лож(?), рубеж(?), экипаж(?), матч(?), мощ(?), чуш(?), крепыш(?), дрож(?) |
VII. Итог урока.
Учитель: Подготовьте вывод сегодняшнего урока по плану:
- Как распределяются по склонениям имена существительные?
- В чем особенность правописания существительных 2 склонения с шипящими на конце?
- В чем особенность правописания существительных 3 склонения?
(Ответы детей)
- Молодцы! Что вам больше всего запомнилось на уроке? Что понравилось? Поднимите карточки своего настроения!
Литература
Бакулина Г.А. Методика интеллектуального
развития младших школьников на уроках русского
языка. - М., Владос, 2006