Цели:
- познакомить учащихся с творчеством В.Д. Берестова;
- учить воспринимать содержание произведения;
- развивать творческую фантазию ребят через иллюстрирование прочитанных стихотворений, поэтический слух;
- воспитывать уважение к окружающим, бережное отношение к своим друзьям;
- прививать любовь к чтению книг;
- побудить у детей интерес к творчеству В.Д. Берестова.
Оборудование:
- портрет писателя;
- выставка книг В.Д. Берестова;
- рисунки, выполненные детьми;
- кроссворд;
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
Учитель: Сегодня на уроке внеклассного чтения мы познакомимся с творчеством детского поэта, а какого, вы узнаете, отгадав кроссворд. Он писал стихи - загадки, попробуйте отгадать их в кроссворде и назвать его фамилию в выделенных клеточках.
Дети загадывают загадки
- Учитель, у меня в портфеле!
- Кто? Быть не может! Неужели!
- Взгляни, пожалуйста! Он тут.
Его : зовут.- Карандаш в нем мается,
Но зато он не ломается.
Ручка в тесноте находится,
Но зато легко находится.: циркач лихой
Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу,
Уцепился, и ни шагу.Прямота - моя главная черта.
Что это?Над бумажным над листом
Машет : хвостом.
И не просто машет,
А бумагу мажет,
Красит в разные цвета.
Ух, какая красота.Почему из-под :
Вьются стружки и опилки?
Карандаш писать не хочет,
Вот она его и точит.
Зимой на улице бежит,
А летом в комнате лежит.
Но только осень настает
Меня он за руку берет.
И снова в дождик и метель
Со мной шагает мой :
В нем заданья на дом
И стоят отметки рядом -
До чего же хороши!
Ну-ка, мама, подпиши!
Ответы:
1. Учебник. 2. Пенал. 3. Циркуль. 4. Линейка. 5. Кисточка. 6. Точилка. 7. Портфель. 8. Дневник.
В выделенных клеточках - Берестов.
- Сегодня мы познакомимся с творчеством поэта В.Д. Берестова.
3. Рассказ о жизни и творчестве поэта.
Учитель: Ребята, сейчас я расскажу вам о нем.
В.Д. Берестов родился в небольшом городе Калужской губернии, которая называется Мещевск. Дата рождения писателя - 1 апреля 1928 г.. Его отец преподавал историю в школе, а в юности писал стихи и сыну сумел привить страстную любовь к чтению. Когда маленькому Вале было 4 года, в его жизни произошло чрезвычайно важное событие: он научился читать. Об этом он позже напишет:
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
"Прочти, пожалуйста! Прочти!"
Поэтические способности у мальчика обнаружились очень рано. Первые стихи он написал в 1 классе. Это были дразнилки. Например, своему обидчику Борьке Кожухову он написал:
Иди прямо, прямо, прямо,
Там помойная яма.
В ней сидит Борис Кожух,
Председатель дохлых мух.
Борька не обиделся, а сразу же подружился с юным поэтом, охранял его. Валентину Берестову было 13 лет, когда началась Великая Отечественная война. Из прифронтовой Калуги семья Берестовых была эвакуирована в Ташкент, где он встретился с Корнеем Ивановичем Чуковским.
Мне четырнадцать лет,
а ему шестьдесят.
Он огромен и сед, и румян,
и носат.
После войны Валентин Берестов поступает на исторический факультет МГУ и становится ученым-археологом. Что же такое археология? Это наука о древности. Она изучает историю общества по следам жизнедеятельности людей. В древности, когда человек умирал, в его могилу клали оружие, пищу, различные украшения, посуду. Над могилой насыпали высокий холм - курган. Некоторые сохранились до наших дней и ученые археологи, раскопав их, находят разные предметы подчас изумительной красоты:
Среди развалин, в глине и в пыли,
Улыбку археологи нашли.
Из черепков разбросанных вокруг,
Прекрасное лицо сложилось вдруг:
Вот почему Валентина Дмитриевича Берестова называют поэтом-археологом. К сожалению, этот замечательный поэт ушел из жизни в апреле 1988г., только что, отметив свой 70-летний юбилей. В этом году ему исполнилось бы 80 лет.
4. Презентация стихотворений В.Д. Берестова
Учитель: Вот на выставке его книги со стихами. Сейчас мы послушаем стихотворения, которые вы выучили наизусть и превратили в живые картинки, потому что нарисовали к ним рисунки.
(Дети выходят к доске, рассказывают стихи), учащиеся определяют, к какой теме относится стихотворение:
- Стихи о природе и животных.
- Стихи о школе.
- Стихи о тебе и твоих ровесниках.
5. Физкультминутка
Угадай героя сказки и изобрази его.
Без тебя, моя Мальвина,
Я и чахну и сгораю.
А с тобою - ах, Мальвина! -
Я от счастья умираю. (Пьеро.)
Пусть идет вперед, не зная страха,
Следом за прекрасною мечтой.
Тот, кому старуха черепаха,
Подарила ключик золотой. (Черепаха Тортила и Буратино.)
Под мелодию песни "Буратино" слова Ю. Энтина, музыка А. Рыбникова дети танцуют.
6. Конкурс "Перевертыши"
- Дети читают стихотворение "Нофелет".
- О ком это стихотворение?
- Каким был на самом деле мальчик?
- Как его проверили ребята?
Расшифруйте слова: кинечу, агинк, гурд, атобар. (Ученик, книга, друг, работа) Какое стихотворение поэта зашифровано: "Акчолатич"? ("Читалочка") Кому знакомо это стихотворение? Расскажите его.
7. Конкурс "Собери строчки"
Соберите строчки рассыпавшегося стихотворения.
Если хочется пить, :
: то колодец копай,Если холодно станет, :
: то печь истопи,Если голоден, :
: то испеки каравай,Если ж ты одинок, :
: то чуть-чуть потерпи.И потянутся путники по одному
И к воде, и к теплу, и к тебе самому.
("Если хочется пить:")
Что всего милее
Для тебя, мальчишка?
В хлебе - :горбушка,
В капусте - :кочерыжка,
В варенье - : пенка,
А в школе - :переменка.
("Что всего милее?")
8. Итог урока
- Услышим скоро мы звонок.
Пора заканчивать урок.
- Произведения какого писателя читали? О чём он писал? Назовите его стихи. Какое стихотворение вам понравилось больше всего?