Внеклассное занятие по литературному чтению в 1-м классе на тему "Творчество В.Д. Берестова"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить учащихся с творчеством В.Д. Берестова;
  • учить воспринимать содержание произведения;
  • развивать творческую фантазию ребят через иллюстрирование прочитанных стихотворений, поэтический слух;
  • воспитывать уважение к окружающим, бережное отношение к своим друзьям;
  • прививать любовь к чтению книг;
  • побудить у детей интерес к творчеству В.Д. Берестова.

Оборудование:

  • портрет писателя;
  • выставка книг В.Д. Берестова;
  • рисунки, выполненные детьми;
  • кроссворд;

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

Учитель: Сегодня на уроке внеклассного чтения мы познакомимся с творчеством детского поэта, а какого, вы узнаете, отгадав кроссворд. Он писал стихи - загадки, попробуйте отгадать их в кроссворде и назвать его фамилию в выделенных клеточках.

 

Дети загадывают загадки

- Учитель, у меня в портфеле!
- Кто? Быть не может! Неужели!
- Взгляни, пожалуйста! Он тут.
Его : зовут.

- Карандаш в нем мается,
Но зато он не ломается.
Ручка в тесноте находится,
Но зато легко находится.

: циркач лихой
Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу,
Уцепился, и ни шагу.

Прямота - моя главная черта.
Что это?

Над бумажным над листом
Машет : хвостом.
И не просто машет,
А бумагу мажет,
Красит в разные цвета.
Ух, какая красота.

Почему из-под :
Вьются стружки и опилки?
Карандаш писать не хочет,
Вот она его и точит.
Зимой на улице бежит,
А летом в комнате лежит.
Но только осень настает
Меня он за руку берет.
И снова в дождик и метель
Со мной шагает мой :

В нем заданья на дом
И стоят отметки рядом -
До чего же хороши!
Ну-ка, мама, подпиши!

Ответы:

1. Учебник. 2. Пенал. 3. Циркуль. 4. Линейка. 5. Кисточка. 6. Точилка. 7. Портфель. 8. Дневник.

В выделенных клеточках - Берестов.

- Сегодня мы познакомимся с творчеством поэта В.Д. Берестова.

3. Рассказ о жизни и творчестве поэта.

 Учитель: Ребята, сейчас я расскажу вам о нем.

В.Д. Берестов родился в небольшом городе Калужской губернии, которая называется Мещевск. Дата рождения писателя - 1 апреля 1928 г.. Его отец преподавал историю в школе, а в юности писал стихи и сыну сумел привить страстную любовь к чтению. Когда маленькому Вале было 4 года, в его жизни произошло чрезвычайно важное событие: он научился читать. Об этом он позже напишет:

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
"Прочти, пожалуйста! Прочти!"

Поэтические способности у мальчика обнаружились очень рано. Первые стихи он написал в 1 классе. Это были дразнилки. Например, своему обидчику Борьке Кожухову он написал:

Иди прямо, прямо, прямо,
Там помойная яма.
В ней сидит Борис Кожух,
Председатель дохлых мух.

Борька не обиделся, а сразу же подружился с юным поэтом, охранял его. Валентину Берестову было 13 лет, когда началась Великая Отечественная война. Из прифронтовой Калуги семья Берестовых была эвакуирована в Ташкент, где он встретился с Корнеем Ивановичем Чуковским.

Мне четырнадцать лет,
                          а ему шестьдесят.
Он огромен и сед, и румян,
                          и носат.

После войны Валентин Берестов поступает на исторический факультет МГУ и становится ученым-археологом. Что же такое археология? Это наука о древности. Она изучает историю общества по следам жизнедеятельности людей. В древности, когда человек умирал, в его могилу клали оружие, пищу, различные украшения, посуду. Над могилой насыпали высокий холм - курган. Некоторые сохранились до наших дней и ученые археологи, раскопав их, находят разные предметы подчас изумительной красоты:

Среди развалин, в глине и в пыли,
Улыбку археологи нашли.
Из черепков разбросанных вокруг,
Прекрасное лицо сложилось вдруг:

Вот почему Валентина Дмитриевича Берестова называют поэтом-археологом. К сожалению, этот замечательный поэт ушел из жизни в апреле 1988г., только что, отметив свой 70-летний юбилей. В этом году ему исполнилось бы 80 лет.

4. Презентация стихотворений В.Д. Берестова

Учитель: Вот на выставке его книги со стихами. Сейчас мы послушаем стихотворения, которые вы выучили наизусть и превратили в живые картинки, потому что нарисовали к ним рисунки.

(Дети выходят к доске, рассказывают стихи), учащиеся определяют, к какой теме относится стихотворение:

  • Стихи о природе и животных.
  • Стихи о школе.
  • Стихи о тебе и твоих ровесниках.

5. Физкультминутка

 Угадай героя сказки и изобрази его.

Без тебя, моя Мальвина,
Я и чахну и сгораю.
А с тобою - ах, Мальвина! -
Я от счастья умираю. (Пьеро.)

Пусть идет вперед, не зная страха,
Следом за прекрасною мечтой.
Тот, кому старуха черепаха,
Подарила ключик золотой. (Черепаха Тортила и Буратино.)

Под мелодию песни "Буратино" слова Ю. Энтина, музыка А. Рыбникова дети танцуют.

6. Конкурс "Перевертыши"

  • Дети читают стихотворение "Нофелет".
  • О ком это стихотворение?
  • Каким был на самом деле мальчик?
  • Как его проверили ребята?

Расшифруйте слова: кинечу, агинк, гурд, атобар. (Ученик, книга, друг, работа) Какое стихотворение поэта зашифровано: "Акчолатич"? ("Читалочка") Кому знакомо это стихотворение? Расскажите его.

7. Конкурс "Собери строчки"

Соберите строчки рассыпавшегося стихотворения.

Если хочется пить, :
: то колодец копай,

Если холодно станет, :
: то печь истопи,

Если голоден, :
: то испеки каравай,

Если ж ты одинок, :
: то чуть-чуть потерпи.

И потянутся путники по одному
И к воде, и к теплу, и к тебе самому.

("Если хочется пить:")

Что всего милее
Для тебя, мальчишка?
В хлебе - :горбушка,
В капусте - :кочерыжка,
В варенье - : пенка,
А в школе - :переменка.

("Что всего милее?")

8. Итог урока

- Услышим скоро мы звонок.

Пора заканчивать урок.

- Произведения какого писателя читали? О чём он писал? Назовите его стихи. Какое стихотворение вам понравилось больше всего?