Цели и задачи урока:
- Раскрыть XVIII век, как время становления российской науки;
- Формирование ЗУН учащихся систематизировать материал в таблицу и анализировать полученные данные, выделяя причинно-следственные связи; решать проблемные задания;
- Воспитание патриотизма, формирование у детей стремления к получению новых знаний и качественного образования.
Оборудование: учебник "История России" А.А. Данилов, Л.Г. Косулина; мультимедиа, презентация, карточки с таблицей, тестовый материал для учащихся, карточки красного и зеленого цвета.
Предварительная подготовка: трое учащихся по желанию готовят сообщение от первого лица - М. Ломоносов, В. Беринг, И. Кулибин (элементы исторического костюма).
Ход занятия
I. Инициация.
Постановка проблемы и настрой учащихся на активное сотрудничество.
<Слайд 1>
- Сегодня мы с вами познакомимся с "Наукой и образованием XVIII века", этот период называют временем становления российской науки. Так ли это? Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо решить следующие задания: <слайд 2>
1. Какой вклад в мировую науку внесли отечественные учёные?
2. Какова роль образования в развитии нашей страны?
II. Академия наук.
- Итак, начнём! <Слайд 3>
В 1725 году состоялось открытие Академии наук. Указ о её создании был подписан ещё при жизни Петра Великого в 1724г. Значительные средства были отпущены государством на нужды академии. В её составе действовали не только обсерватория, физическая и химические лаборатории, но и ботанический сад, музей, библиотека, типография.
- Ребята, а чем занимаются в обсерватории? (Если вопрос вызывает трудности, обращаемся к словарю на стр. 221.)
Академия была не только научным, но и учебным центром, где готовили первых отечественных учёных. Одним из них был М.В. Ломоносов. <Слайд 4>
Представьте, что он сегодня перед нами, и внимательно послушайте. (Сообщение учащегося: <приложение 1>)
Учительские вопросы: Почему М.В. Ломоносова называют учёным-энциклопедистом, а не просто химиком или астрофизиком?
Вывод: Следовательно, в России появился центр науки и образования, где не только развивают научные знания, но и готовят учёных.
III. Естественные науки.
Своё развитие в России получили и естественные науки. <Слайд 5>
Давайте вместе выделим, используя текст учебника, какие новшества появились в ряде наук приведенных на слайде:
- Ботаника - Ботанический сад.
- Зоология - Анатомический атлас.
- География - Атлас Российской империи.
- Геология - карты месторождений.
- Астрономия - наблюдения за звездами в обсерватории.
- Физика - открытие кинетической теории газов.
- Химия - в лабораториях создают краски, клей, фильтры.
Учительские вопросы: Как вы думаете, чему соответствовали эти знания?
Вывод: Естественные науки соответствовали потребностям человека.
IV. Гуманитарные науки.
В данный период стали популярными многие ученые и изобретатели. Для того чтобы нам было удобнее работать, давайте заполним следующую таблицу. Анализируя её, нам будет не сложно справиться с проблемным заданием урока. (Таблицы раздать учащимся) <Слайд 6>
Ученые и изобретатели | Научные открытия и изобретения | Значение научных открытий и изобретений |
- Историческая мысль представлена трудами М.В. Ломоносова и Василия Никитича Татищева. <Слайд 7> Его "История России"- 5-ти томный труд научного освещения истории нашей страны.
Учительские вопросы: как вы думаете, что побуждало их к этой деятельности?
Вывод: Следовательно, в XVIII веке активно формируется национальное самосознание, людей заинтересовало их прошлое. (Заносим данные в таблицу)
V. Академические экспедиции.
Научные знания добывают не только в лаборатории, за столом в архиве. Страна велика и для изучения ее территории и богатств академия направляет научные экспедиции. Были описаны Камчатка и Курильские острова, сухопутный путь в Индию, Сибирь разделили на Западную и Восточную. Давайте послушаем выдающегося первооткрывателя данной эпохи Витуса Беринга. Представим, что он перед нами. <Слайд 8>
(Сообщение учащегося: <приложение 2>)
Учительские вопросы: Что было открыто Витусом Берингом?
Вывод: Открытые земли Америки отошли к России, началось их освоение. (Заносим данные в таблицу)
VI. Выдающиеся техники и изобретатели.
Следующее направление в науке - техника. Давайте послушаем одного из самых известных изобретателей - Ивана Петровича Кулибина. <Слайд 9> (Сообщение учащегося:<приложение 3>, данные заносим в таблицу). Далее выполнить необходимо самостоятельную работу над пунктом учебника стр. 218, работа по аналогии. Кто выполнит задание поднимите карточку зеленого цвета, она лежит у вас на столе, а у кого задание вызовет затруднение - поднимите карточку красного цвета, и мы придем вам на помощь.
По окончании работы все ребята поднимают зеленые карточки. Формулируем вывод.
Вывод: XVIII век стал временем прорыва в научно-техническую мысль России.
VII. Система образования
А теперь посмотрим, что стало в XVIII веке с системой образования. <Слайд 10> Сравните две системы: XVII и XVIII века.
XVII век | XVIIIвек |
Домашнее обучение | Домашнее обучение |
Училище | Школа общеобразовательная |
Гимназия | |
Профессиональные училища | |
Университет | |
Академия |
Учительские вопросы: Что вы видите различного?
Вывод: Расширение системы образования.
VII. Заключение. Рефлексия.
Вот теперь мы можем вернуться к нашему проблемному заданию. <Слайд 11>
Действительно ли XVIII век - время становления российской науки. Ответ на предложенные вопросы, опираясь на материалы вашей таблицы.
1. Какой вклад в мировую науку внесли отечественные учёные?
2. Какова роль образования в развитии нашей страны?
3. Вы познакомились с выдающимися личностями, какие чувства вы испытываете по отношению к ним?
Вывод: XVIII век стал временем создания и развития основ российской науки и значительного расширения системы образования.
Тесты. Оценка деятельности учащихся. <Приложение 4>
Рекомендуемое домашнее задание: п. 30 и дополнительно ознакомиться с электронной энциклопедией России. <Слайд 12>
Поурочное планирование составила Фучкина О.С. - учитель истории МОУ CОШ № 21 с. Архиповского Буденновского района Ставропольского края