Тема: Имя числительное (обобщение и закрепление).
Цели:
- Проверить качество знаний, полученных при изучении темы “Имя числительное”
- Развивать речь учащихся и навыки работы на уроке.
- Способствовать становлению нравственных качеств, любви к Родине.
Форма: Обобщающий урок.
Методы работы с классом: опрос, синтаксический разбор, фонетический разбор, морфологический разбор, вычерчивание графика, словарная работа.
Оборудование: выставка с фотографиями, стенд “ Чечня, Чечня…”, доска, мультимедийный проектор, магнитофон, кассета, альбомы “Наши земляки – участники войны”.
Ход урока
1. Организационный момент урока.
- Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке русского языка.
2. Сообщение целей и темы урока.
- У нас сегодня с вами последний урок по теме: “Имя числительное” Мы сегодня будем повторять, обобщать пройденный материал, вам нужно будет вспомнить правила. А урок свой назвала “ Такая выпала судьба” И это не зря. Вы все знаете, что скоро у нас такая знаменательная дата: 63 года исполняется со дня окончания ВО войны. Урок посвящен именно этой дате. Мы с вами сегодня будем говорить о нашем крае.
Итак, начинаем наш урок. (Тетради, число)
3. Основная часть.
1) 1941-1945 годы. (На доске предложение)
Тысяча четырест… восем..надцать дней и н…чей прод..лжалась в..ликая битва за свободу и (не)зависимость Отчизны.
(Работа с орфограммами, опрос по числит., синт. разбор предложения ,битва-морфологич. р-р, великая - фонет. р-р)
2) Вычерчивание графика.
- А теперь поговорим о нашей республике
Задание: вспомнить количественные и порядковые числительные (под каждой цифрой поставить буквы: к-колич., п-порядк.)
- 161340 уроженцев марийского края ушло на фронт (к).
- Каждый четвертый житель Марий Эл воевал с фашистскими захватчиками (п).
- Высокое звание Героя Советского союза был удостоен 51 человек из Марийского АССР (к).
- 74280 воинов - наших земляков не вернулось с полей сражений (к).
- 11 старшин и сержантов стали кавалерами Ордена Славы (к)
- Настоящими героями ВОВ, только трудового фронта были и те, кто по 12 часов стоял у станка, чтоб дать военную продукцию (к).
- Трудное было это время - сороковые годы (п).
- Три четверти всех работ в деревне выполняли женщины - теперешние бабушки или даже прабабушки (к).
Ребята, будьте вежливыми с о старыми людьми, с бабушками, прабабушками и на улице, и дома. Ведь они не считались ни со здоровьем, ни со временем. Всегда здоровайтесь, не проходите мимо, Помните, что сейчас им очень нужны внимание и забота.
(Взаимопроверка через проектор)
Вывод: Количественные числительные отвечают на вопрос сколько, а порядковые – на какой?
Словарная работа
Уроженец - человек родом из определенной местности.
3) Работа с текстом
- Война! Она никого не оставила в стороне. Скорбный список семей, обескровленных войной, слишком велик. Общее число погибших в ВО войне Воинов-земляков, мобилизованных Звениговским и другими военкоматами в 1938-1945 годах составляет 5309 человек, из них погибло в бою, умерло от ран, болезней, в плену 2597 человек, пропало без вести 2712 человек.
Задание: подчеркнутые числительные записать словами. (Ответы проверяются через проектор, самопроверка)
Физкультминутка
4) Отгадывание ребусов
- Во время войны не только воевали, они и пели, и танцевали и находили время для шутки. Прочитайте данные слова-ребусы (использование ИКТ)
Смор1а, по2л, элек3к, ме3ка, 100л, ви3на, па3от, о5, 100рона, 100янка, пи100лет, 40а, 7я, 100п, 100н.
Словарная работа
Метрика –
1) стихотворные размеры и метры (чередование
ударн. и безуд. слогов) (ямбический метр),
2) свидетельство о рождении.
Патриот - человек, любящий и преданный своему отечеству, своему народу.
5) Склонение по падежам
- А теперь обратимся к нашей местности, нашей родной Шимшурге.
В годы ВОВ из нашего Шимшургинского сельского совета ушли на фронт 345 человек, погибло и пропало без вести 230 человек и лишь вернулось только 115 человек.
Задание: подчеркнутые числительные просклонять по падежам.
И. триста сорок пять | двести тридцать |
Р. трехсот сорока пяти | двухсот тридцати |
Д. тремстам сорока пяти | двумстам тридцати |
В. триста сорок пять | двести тридцать |
Т.тремястами сорока пятью | двумястами тридцатью |
П. о трехстах сорока пяти | о двухстах тридцати |
6) Прослушивание стихотворения
- Писатели и поэты во время войны тоже воевали. Их оружие было перо. Они писали стихотворения, рассказы о войне. В нашей сельской библиотеке проходит акция “Я читаю книги о войне”, а 5 мая будет подведение итогов. (По просьбе библиотекаря)
А теперь послушаем отрывок из стихотворения Аймурзаева Ж.
(Под музыку читает ученик)
Все люди отчим краем дорожат,
Отраду черпая в его опоре,
Он - наша гордость, наш бесценный клад,
Но в мире есть еще и зло, и горе.
Война!
Гудит вдали земная твердь,
И гибнут славные сыны Отчизны
Когда же люди одолеют смерть?
Когда избавятся от скорбной тризны?
Все любят родину свою в цвету
Жизнь без борьбы немыслима, я знаю!
Но тех, кто сеет смерть и нищету,
Я, гражданин и воин, проклинаю!
Пусть смерть издохнет, воя и скуля.
Мы все за небо мирное в ответе
Живут извечно камень и земля,
Да будет жизнь извечна на планете
(Читает учитель)
За то, чтоб кто-то нес в руках цветы,
В своих руках мы держим автоматы.
Не для войны рождаются солдаты
А для того, чтоб не было войны.
Но некоторым и в мирное время приходится воевать.
7) Морфологический разбор числительного семеро в предложении.
- Семеро выпускников нашей школы проходили военную службу в Чеченской республике.
Скоро 8 Марта. Я надеюсь, вы не забудете поздравить с праздником мам, бабушек, прабабушек. Некоторые из них всеми силами помогали русскому солдату во время войны.
Следующее задание:
8) Устранение недочетов в употреблении числительного.
Вспомните порядковые им. числительные и устраните недочеты в употреблении числительного
- Исправьте ошибки в предложениях:
1) Готовимся к знаменательной дате Восьмому
марту
2) Поздравляю с праздником Восьмым мартом.
3) Наш класс готовится к Восьмому марту.
4. Итог урока.
- Чем полезен был для вас этот урок?
- Повторили самостоятельную часть речи - имя числительное, развивали внимание, учились чувствовать, а также узнали многого о своей Родине.
5. Оценивание.
6. Домашнее задание.
Написать мини-сочинение на тему: “Такая выпала судьба” (о своих родных близких).
7. Организационный конец урока.
- Вот и все. Подходит наш урок к концу. Я надеюсь, может вот этот урок заставит кого-то вспомнить своих близких, задуматься о настоящем, о том, какой ценой добыта наша сегодняшняя жизнь, проникнуться еще большей заботой о том, чтобы наша Родина всегда была прекрасной и могучей, чтобы ничто не омрачило ее будущего. Относитесь к пожилым, ветеранам ВОВ с уважением. Нам всем хорошо известно: какая горькая им выпала судьба.