Имя числительное (обобщение и закрепление), 6-й клас

Разделы: Русский язык


Тема: Имя числительное (обобщение и закрепление).

Цели:

  1. Проверить качество знаний, полученных при изучении темы “Имя числительное”
  2. Развивать речь учащихся и навыки работы на уроке.
  3. Способствовать становлению нравственных качеств, любви к Родине.

Форма: Обобщающий урок.

Методы работы с классом: опрос, синтаксический разбор, фонетический разбор, морфологический разбор, вычерчивание графика, словарная работа.

Оборудование: выставка с фотографиями, стенд “ Чечня, Чечня…”, доска, мультимедийный проектор, магнитофон, кассета, альбомы “Наши земляки – участники войны”.

Ход урока

1. Организационный момент урока.

- Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке русского языка.

2. Сообщение целей и темы урока.

- У нас сегодня с вами последний урок по теме: “Имя числительное” Мы сегодня будем повторять, обобщать пройденный материал, вам нужно будет вспомнить правила. А урок свой назвала “ Такая выпала судьба” И это не зря. Вы все знаете, что скоро у нас такая знаменательная дата: 63 года исполняется со дня окончания ВО войны. Урок посвящен именно этой дате. Мы с вами сегодня будем говорить о нашем крае.

Итак, начинаем наш урок. (Тетради, число)

3. Основная часть.

1) 1941-1945 годы. (На доске предложение)

Тысяча четырест… восем..надцать дней и н…чей прод..лжалась в..ликая битва за свободу и (не)зависимость Отчизны.

(Работа с орфограммами, опрос по числит., синт. разбор предложения ,битва-морфологич. р-р, великая - фонет. р-р)

2) Вычерчивание графика.

- А теперь поговорим о нашей республике

Задание: вспомнить количественные и порядковые числительные (под каждой цифрой поставить буквы: к-колич., п-порядк.)

  1. 161340 уроженцев марийского края ушло на фронт (к).
  2. Каждый четвертый житель Марий Эл воевал с фашистскими захватчиками (п).
  3. Высокое звание Героя Советского союза был удостоен 51 человек из Марийского АССР (к).
  4. 74280 воинов - наших земляков не вернулось с полей сражений (к).
  5. 11 старшин и сержантов стали кавалерами Ордена Славы (к)
  6. Настоящими героями ВОВ, только трудового фронта были и те, кто по 12 часов стоял у станка, чтоб дать военную продукцию (к).
  7. Трудное было это время - сороковые годы (п).
  8. Три четверти всех работ в деревне выполняли женщины - теперешние бабушки или даже прабабушки (к).

Ребята, будьте вежливыми с о старыми людьми, с бабушками, прабабушками и на улице, и дома. Ведь они не считались ни со здоровьем, ни со временем. Всегда здоровайтесь, не проходите мимо, Помните, что сейчас им очень нужны внимание и забота.

(Взаимопроверка через проектор)

Вывод: Количественные числительные отвечают на вопрос сколько, а порядковые – на какой?

Словарная работа

Уроженец - человек родом из определенной местности.

3) Работа с текстом

- Война! Она никого не оставила в стороне. Скорбный список семей, обескровленных войной, слишком велик. Общее число погибших в ВО войне Воинов-земляков, мобилизованных Звениговским и другими военкоматами в 1938-1945 годах составляет 5309 человек, из них погибло в бою, умерло от ран, болезней, в плену 2597 человек, пропало без вести 2712 человек.

Задание: подчеркнутые числительные записать словами. (Ответы проверяются через проектор, самопроверка)

Физкультминутка

4) Отгадывание ребусов

- Во время войны не только воевали, они и пели, и танцевали и находили время для шутки. Прочитайте данные слова-ребусы (использование ИКТ)

Смор1а, по2л, элек3к, ме3ка, 100л, ви3на, па3от, о5, 100рона, 100янка, пи100лет, 40а, 7я, 100п, 100н.

Словарная работа

Метрика

1) стихотворные размеры и метры (чередование ударн. и безуд. слогов) (ямбический метр),
2) свидетельство о рождении.

Патриот - человек, любящий и преданный своему отечеству, своему народу.

5) Склонение по падежам

- А теперь обратимся к нашей местности, нашей родной Шимшурге.

В годы ВОВ из нашего Шимшургинского сельского совета ушли на фронт 345 человек, погибло и пропало без вести 230 человек и лишь вернулось только 115 человек.

Задание: подчеркнутые числительные просклонять по падежам.

И. триста сорок пять двести тридцать
Р. трехсот сорока пяти двухсот тридцати
Д. тремстам сорока пяти двумстам тридцати
В. триста сорок пять двести тридцать
Т.тремястами сорока пятью двумястами тридцатью
П. о трехстах сорока пяти о двухстах тридцати

6) Прослушивание стихотворения

- Писатели и поэты во время войны тоже воевали. Их оружие было перо. Они писали стихотворения, рассказы о войне. В нашей сельской библиотеке проходит акция “Я читаю книги о войне”, а 5 мая будет подведение итогов. (По просьбе библиотекаря)

А теперь послушаем отрывок из стихотворения Аймурзаева Ж.

(Под музыку читает ученик)

Все люди отчим краем дорожат,
Отраду черпая в его опоре,
Он - наша гордость, наш бесценный клад,
Но в мире есть еще и зло, и горе.
Война!
Гудит вдали земная твердь,
И гибнут славные сыны Отчизны
Когда же люди одолеют смерть?
Когда избавятся от скорбной тризны?
Все любят родину свою в цвету
Жизнь без борьбы немыслима, я знаю!
Но тех, кто сеет смерть и нищету,
Я, гражданин и воин, проклинаю!
Пусть смерть издохнет, воя и скуля.
Мы все за небо мирное в ответе
Живут извечно камень и земля,
Да будет жизнь извечна на планете

(Читает учитель)

За то, чтоб кто-то нес в руках цветы,
В своих руках мы держим автоматы.
Не для войны рождаются солдаты
А для того, чтоб не было войны.
Но некоторым и в мирное время приходится воевать.

7) Морфологический разбор числительного семеро в предложении.

- Семеро выпускников нашей школы проходили военную службу в Чеченской республике.

Скоро 8 Марта. Я надеюсь, вы не забудете поздравить с праздником мам, бабушек, прабабушек. Некоторые из них всеми силами помогали русскому солдату во время войны.

Следующее задание:

8) Устранение недочетов в употреблении числительного.

Вспомните порядковые им. числительные и устраните недочеты в употреблении числительного

- Исправьте ошибки в предложениях:

1) Готовимся к знаменательной дате Восьмому марту
2) Поздравляю с праздником Восьмым мартом.
3) Наш класс готовится к Восьмому марту.

4. Итог урока.

- Чем полезен был для вас этот урок?

- Повторили самостоятельную часть речи - имя числительное, развивали внимание, учились чувствовать, а также узнали многого о своей Родине.

5. Оценивание.

6. Домашнее задание.

Написать мини-сочинение на тему: “Такая выпала судьба” (о своих родных близких).

7. Организационный конец урока.

- Вот и все. Подходит наш урок к концу. Я надеюсь, может вот этот урок заставит кого-то вспомнить своих близких, задуматься о настоящем, о том, какой ценой добыта наша сегодняшняя жизнь, проникнуться еще большей заботой о том, чтобы наша Родина всегда была прекрасной и могучей, чтобы ничто не омрачило ее будущего. Относитесь к пожилым, ветеранам ВОВ с уважением. Нам всем хорошо известно: какая горькая им выпала судьба.