Девиз: Мир дому твоему.
Цель: развивать сотрудничество между родителями и школой.
Задачи: просвещать родителей (психолого-педагогическое просвещение), повышать воспитательное воздействие семьи, воспитывать отношение к семье как к базовой ценности общества у всех участников образовательного процесса.
Участники программы: педагоги, родители, учащиеся.
Показатели эффективности программы:
- отсутствие конфликтности, “мирное” разрешение проблем между учащимися и их родителями;
- повышение степени удовлетворённости родителей результатами работы школы и классного руководителя;
- устойчивость в поведении детей.
Пояснительная записка.
Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Именно семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребёнка. Именно здесь он рождается, здесь получает зачатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире, здесь формируются первые элементарные навыки во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. Таким образом, родители являются первыми и основными учителями ребёнка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем.
Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность, либо не успешность всего учебно-воспитательного процесса.
Кроме того, в последнее время очень изменилось отношение родителей к школе. Появились агрессивность, недоверие, которые, конечно же, впитывают и дети.
Вот почему воспитательную работу в своём классе я решила вести в этом русле.
Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей, и участвуют в её реализации. Позиция классного руководителя заключается в том, чтобы вызвать к жизни позитивные факторы семейного и школьного воспитания, взаимодополнять друг друга.
Содержание воспитательной работы школы и классного руководителя определяют пять функций:
- ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса (открытые уроки, внеклассные мероприятия, шефская помощь, участие в управляющем совете школы);
- психолого-педагогическое просвещение родителей (классные тематические конференции для родителей, родительские университеты, лектории, беседы на родительских собраниях, индивидуальные консультации психолога, учителей-предметников);
- вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (семейные праздники, конкурсы, участие родителей во всех формах внеурочной деятельности);
- корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся;
- организация работы с родительским активом и взаимодействие с общественными организациями родителей (посещение семей, памятки для родителей).
Направление деятельности |
Задачи |
Мероприятия |
Сроки |
Ожидаемые результаты |
Диагностика семьи. | Изучить образ жизни семьи. Выявить особенности семейного воспитания. Выяснить отношение в семье к школе. Выявить положение детей в системе внутрисемейных отношений. |
Анкетирование “Родительский дом”,
“Жизнь в школе и дома”, “Конфликтные ситуации”. Посещения на дому. Выявление случаев жестокого обращения с детьми. Индивидуальные тематические консультации (“Хвалить? Ругать?”). |
2007 -2009 | Получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск путей взаимодействия школы и семьи. |
Взаимоотношения с родителями учащихся. | Установить неиспользованный резерв
семейного воспитания. Найти пути оптимизации педагогического взаимодействия школы и семьи. |
Лекция “Воспитание – дело общее”. Родительское собрание “Мир увлечений вашей семьи”, “Домашний музей”. Классный час “Тепло отчего дома”, “Традиции семейного чтения”. Изготовление подарков к праздникам, ремонт. Ежегодный однодневный поход “Достопримечательности родного края”. Письма родителям о достижениях учащихся. СМС сообщения. Тематические консультации для родителей “В семье растёт сын(дочь)”. |
2007-2009 | Создание приоритета родительского воспитания. |
Работа с нестандартными семьями(многодетные, неполные, неблагополучные). | Учитывать и предупреждать социально -
аморальное поведение родителей. Оказывать психологическую помощь и поддержку родителям в стрессовых ситуациях. Предупреждать и разрешать конфликтные ситуации. |
Лекция “Лишь у счастливых родителей
вырастают счастливые дети”, “Права и
обязанности родителей и детей”. Родительское собрание “Жестокое обращение с детьми”, “Гражданский долг и ответственность за воспитание детей”. Педагогическая консультация “Социально – изолированный ребёнок”, “Как повысить самооценку ребёнка”. |
2007-2009 | Организация педагогического просвещения родителей. |
Организация полезного досуга. | Пропагандировать здоровый образ жизни. | Экскурсии. Родительский арбузник для детей. День игры. Конкурс детского творчества “Моя родословная”. Праздник “Семья вся вместе – душа на месте”. Участие в районном конкурсе “Калейдоскоп семейных дел”. Концерты для родителей. |
2007-2009 | Построение демократической системы взаимоотношений детей и взрослых. |
Предварительный анализ работы:
- родители охотнее идут на контакт с классным руководителем;
- родители не проявляют агрессивность при посещениях на дому;
- родители оказывают посильную помощь в жизни класса;
- выросла сознательность детей;
- поднялся культурный уровень детей;
- выявились творческие способности, новые таланты;
- многие записались в спортивные секции;
- появилось стремление к самовыражению;
- выросла самооценка учащихся;
- научились достойно выходить из конфликтных ситуаций.