Урок истории по теме "От Древней Руси к единой России". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель:

  • способствовать формированию знаний о создании Московского государства в XIV – XV вв. на месте разрозненных русских  княжеств;
  • сформировать представление о значении Куликовской битвы в истории Руси;
  • помогать развивать умения применять на уроке исторические  понятия и термины;
  • воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине. 

Оборудование:

  • учебник Д.Д.Данилов, С.В.Тырин «Моё Отечество», 3 кл., ч.2 – М: Баласс, 2007;
  • Д.Д.Данилов, Л.И.Гребенюк, С.С.Кузнецова, Н.Г.Сафиулина «Рабочая тетрадь к учебнику «Моё Отечество», 3 кл. – М: Баласс, 2007;       
  • карта «Российское государство во второй половине XV – начале XVI в.».

На доске:

  • записана тема урока;
  • основные понятия: времена Московского государства, Куликовская битва – 8 сентября 1380 год, «Великий государь всея Руси»;
  • карта «Российское государство во второй половине XV – начале XVI в.».

Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Подготовка к изучению нового материала.

У. Ребята, сегодня мы отправляемся путешествовать дальше по «Реке времени Российской истории». (Рассматривание с.2 в учебнике Д.Д.Данилова, С.В.Тырина «Моё Отечество», 3кл., ч.2 – М: Баласс, 2007).

Путешествуя по Древней Руси, наш корабль натыкается на скалу Батыево нашествие. Давайте попытаемся отплыть от скалы и разобраться в ситуации: «Можно ли было избежать этого нашествия? Почему?»

Д. – Это нашествие не зависит от наших желаний, монголы очень сильны и они стремятся захватить все больше земель.

У. – Ребята, плывем дальше по реке, миновав пороги после Батыево нашествия (это те препятствия, которые пережила Древняя Русь). Мы выходим с вами на широкую воду нового участка течения реки «Московское государство XIV – XVI вв».

  1. Сообщение темы и целей урока. (Постановка проблемы)

У. – Дети, давайте прочитаем тему сегодняшнего урока «От Древней Руси к единой России». Мы постараемся ответить на вопрос «Кто из правителей способствовал объединению Московского государства? Попытаемся дать историческую оценку важному событию – Куликовской битве».

  1. Изучение нового материала.

1) У. – С начала XIV в. северо-восточные русские земли стали объединяться. Конечно, это происходило не всегда добровольно, т.к. русским князьям не хотелось терять первенство. В конце концов Московское княжество одержало победу. Московские князья стали объединять княжества в одно целое государство.

Так появляется Московское государство в XIVXV веках на месте разрозненных русских княжеств.

В это время жил один из великих русских художников Андрей Рублев.

– Посмотрите на икону «Троица», созданную Рублевым (с.3 учебник)

Рисунок №1

– Если смотреть и думать о том времени, то наверно можно почувствовать тяжелую жизнь русского человека того периода. (Три ангела склонив головы, вели тихую беседу.)

– Ребята, а вы знаете, как жили князья и простые люди в XIV в. на Руси?

Д. – (Рассказ подготовленного ребенка):

После Батыево нашествия второе столетие хозяйничала Золотая Орда на Руси. Ежегодно из русских земель в Орду уходили караваны с данью – зерном, медом, тканями, мехами, дорогими изделиями ремесленников.

Русские князья должны были являться в Орду с богатыми подарками, чтобы получить ярлык – разрешение на княжение. За малейшее неповиновение русичей жестоко карали ханские воины. Города и деревни грабили и сжигали, людей уводили в плен.

У. – Во второй половине XIV в. московским князем становится Дмитрий Иванович. Какой след оставил о себе этот князь? Сейчас попытаемся выяснить.

Д. – (Рассказ подготовленного ученика):

Когда умер отец Дмитрия, юному князю пришлось самому ехать за ханским ярлыком. Это было опасно, т.к. многих князей погубили коварные недруги. Правитель Орды не дал Дмитрию ярлыка на княжение, слишком он был юн. Вернувшись домой юный князь занялся домашними делами, хотя у него не было ханского ярлыка. Но бояре, воинство, простой люд признал в нем Великого князя. «Хан свиреп, да далеко, а князь велик и рядом!» А между тем князь учился грамоте, сердцем и умом постигал веру отцов, читал церковные книги.

У него были хорошие наставники. Один из них главный московский священник, митрополит Алексей. Он учил Дмитрия править мудро и справедливо, как и родитель правил.

Повзрослев, Дмитрий выстроил заново Московский Кремль, кремлевские стены, сторожевые башни, дворцы, храмы и всякие строения из камня, т.к. раньше все постройки были деревянные, часто горели. Укреплял и другие города: Коломну, Ржев, Можайск, Серпухов…

У. – На все новые дела нужны были деньги, а где их взять?

(Обсуждаются ответы учеников, если вопрос вызывает затруднения, то учитель помогает.)

Д. – Надо было перестать платить дань Золотой Орде и направлять средства на возрождение своего государства.

У. – Люди жили очень бедно. Об этом времени пишут так: «Большая нищета и раздор. Убогие деревни, разграбленные города, голодные и больные дети». Дмитрий Иванович решил противостоять ордынцам.

Настал 1380 год.

Князь Дмитрий посещает Троицкий монастырь и просит благословения у Сергия Радонежского – основателя монастыря, к которому за советом со всех концов Руси шли люди. Он находил добрые слова для каждого.

Рисунок №2

– Ребята, подумайте, почему Дмитрий Иванович пришел за благословением к Сергию Радонежскому?

Д. – Христианская вера укрепилась на Руси, люди прислушиваются к священнослужителям, они уважают и почитают сильных духом людей. Одним из них является Сергий Радонежский.

  1. Физкультминутка.

1) Работа с учебником.

Чтение материала учебника с последующим обсуждением «Куликовское сражение». (с.4-6)

Вопросы:

У. – В каком году произошло Куликовское сражение?

Д. – В 1380 г.

У. – Какие города стали на защиту Родины?

Д. – Ростов, Суздаль, Брянск, Псков.

У. – Кто возглавил ордынцев?

Д. – Мамай.

У. – Каков итог сражения?

Д. – Победил князь Дмитрий со своими полками.

У. – Какое прозвище получил Дмитрий Иванович за победу?

Д. – Дмитрий Донской.

(Рассматривание рисунков с.5-6)

У. – Это была первая большая победа русских воинов над ордынцами. Хан Мамай так и не смог вернуться после сражения на свой трон. Он бежал в чужеземный город и там погиб. После победы на Куликовом поле стала возрождаться русская земля. Но прошло еще много лет, прежде чем Русь окончательно избавились от ордынцев-кочевников.

Орда и весь мир поняли, что русские воины готовы сражаться за свою землю, за веру отцов до последней капли крови. Силой покорять русичей не надо никому, пока есть на нашей земле храбрые и мудрые полководцы, могучие и мужественные богатыри.

  1. Обобщение темы. Вывод.

1) У. – Пройдет много времени и только в конце XV в. правнук Дмитрия Донского Иван III – объединит под властью Москвы большинство русских земель.

Рисунок №3.

Иван III стал называть себя – «Великим государем всея Руси». Так начались новые времена нашей истории – времена Московского государства.

У. – Ребята, подумайте, почему Иван III стал величать себя таким титулом?

Д. – Титул Ивана III «Великий государь всея Руси» связан с основным делом его жизни и правления – объединения русских земель.

У. – Ребята, а кто из князей тоже способствовал объединению земель?

Д. – Дмитрий Донской.

2) Работа с картой.

Ребята, посмотрите на карту. Обратите внимание на границы Московского государства XV – XVI вв. (Рассматривание карты)

3) Работа в тетради.

На с.17 выполнить упр. №29, 30.

Вопросы:

У. – Ребята, как называлась наша страна в IX – к. XIII?

Д. – Древняя Русь.

У. – Как стала называться Древняя Русь с XIV века?

Д. – Московское государство  

  1. Подведение итогов урока. Выставление отметок, благодарность за урок.
  2. Домашнее задание.
  • с. 3-7, ответить на вопросы с.7;
  • подготовить сообщение о Сергии Радонежском, Андрее Рублеве;
  • с. 18 зад. 31-33 (тетрадь).