Внеклассное занятие по патриотическому воспитанию на тему "За наукой в сказку"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: формировать гражданско-патриотические чувства, через анализ сказок; развивать личностные качества; корректировать речь.

Эпиграф:

В сказке солнышко горит,
Справедливость в ней царит!
Сказка умница и прелесть
Ей повсюду путь открыт.

ХОД УРОКА

- Здравствуйте, ребята. Сядьте поудобнее, выпрямите свои спинки. Сегодня на занятии мы отправимся за наукой. А путь наш лежит … в сказку. Идти мы будем неизведанными дорогами, на которых будут встречи, будут и препятствия. Я надеюсь, что в трудные моменты вы и смекалку проявите и богатырской силой блеснете.

- Все мы с вами родились и выросли в одной стране. Как она называется? (Россия). Почему?

- А какая она Россия?

Широкие просторы над рекой, немереные версты окрестных лугов, зеркальная гладь озер и полыхание неба на закате солнца.

- Такая красота, просто чудо! Вот и появилось желание у людей запечатлеть эту красоту в слове, поделиться ею с людьми. Так появилась на земле сказка. Множество дорог – больших и малых, тихих и шумных – пересекают ее. Нас же тропинка ведет в сказочные дебри. А вот и первое препятствие на нашем пути. Сладкоголосый Кот Баюн охраняет эту тропинку.

Кот Баюн:

- Да, да, да. Это я Кот Баюн из фильма-сказки “Приключения Маши и Вити”. Готовы ли вы помериться со мной силой, поделиться знаниями, умом и даже хитростью? Тогда слушайте… загадка первая.

Не заботясь о погоде
В сарафане белом ходит
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. Береза

- Молодцы! С первой загадкой быстро справились. А вторая потруднее будет.

В синем небе над березкой голосок,
Будто крохотный и маленький звонок. Жаворонок

- И эту загадку разгадали верно. А вот дальше я вас все равно не пущу. Третья-то загадка будет самая трудная.

Красотой своей и богатствами
Я всегда горжусь.
Людьми славная
Перед врагами же никогда не гнусь.
Назови страну.
Это наша… Русь.

- Ну, что ж. Ваша взяла. Проходите.

- Отправляемся дальше. Велика Россия. Дороги, дороги… они соединяют людей, они же их и разделяют. Да еще каждый должен выбрать важную для себя. Одну, единственную.

Вот застыл на распутье витязь. Какую дорогу выбрать? Что его там ждет?

Вспомните хотя бы одну сказку, в которой герой оказался бы в подобной ситуации.

Перескажите этот эпизод. (“Иван царевич и серый волк”, “Молодильные яблоки”)

- Что же заставляло людей подниматься в путь-дорогу? (Любовь к близким, желание видеть их счастливыми, здоровыми)

-  Почему у каждого свой путь? (Выбор зависит от того, каков человек, доброе ли у него сердце, любит ли он свою землю, людей)

- Выбрал добрый молодец свой путь и уводит он его в даль далекую, по неизведанным дорогам. Наши предки не раз искали путь к счастью. Надеялись найти земли урожайные и вольные, мирные и безбедные. Помните фильм-сказку “Садко” (фрагмент).

- В путь-дорогу отправлялись не только добрые молодцы, но красно девицы. Они спасали своих любимых от злых врагов, от горя и болезней, жертвуя своей красотой, используя женскую смекалку (фрагмент сказки “Василиса Микулишна”). Путь-дорога раскрывала человека, становилось виднее, кто смелее и щедрее, а кто скуповат и себе на уме.

- А разве наша жизнь не похожа на путь-дорогу?

- Чем?

- Когда начинается наш жизненный путь? (В детстве)

- А когда заканчивается? (В старости)

- Похожи ли между собой жизненные пути разных людей? (У каждого человека своя, единственная и неповторимая дорога)

- Мы – путники на дороге жизни. Она тоже не бывает прямой и гладкой. Нередко на ней встречаются перекрестки – приходится выбирать между добром и злом, правдой и кривдой. Какие пути-дороги выбирают сказочные герои?

Путь к счастью
Путь к спасению
Путь к правде
Путь к успеху.

- Какой бы вы выбрали пусть? Почему?

Вы уже сделали по своей дороге несколько шагов – путь же она будет прямым и правильным. И главное чтобы на этой дороге ты никогда не оставался один.

Вспомним сказку “Кощей Бессмертный”. Витязь, отправившийся на бой с Кощеем, скорее нашел себе товарища Булата-богатыря. Он сегодня пришел к нам в гости. Послушаем, что он скажет.

Булат-богатырь:

- Здравствуйте, друзья. Хотите стать сильными и смелыми, как русские богатыри? Тогда записывайтесь в богатырскую школу. А записывать я буду только тех, кто мне одним словом скажет первое богатырское правило. Э- э-э, кто это крикнул “Нападать”? это – первое разбойничье правило. Вот теперь правильно ты сказал: “Защищать”! для этого богатырю ловкость, умение и здоровье нужны, что бы от злой силы самому защититься и других защитить. Для этого мы немного потренируем свое тело.

Выполняются упражнения “Пистолетик”, “Сумей сделать”, “А ну, попробуй”.

- Не унывайте, если не получилось. Тренируйся каждый день и у тебя все получится. А теперь мне пора. Пока!

- Как видим, много путешествуют герои сказок, но, одолев все преграды, победив врагов лютых, возвращаются домой.

- Как называют свою землю сказочные герои, богатыри? (Родная сторонушка, Русь-матушка)

- Почему? С чем сравнивают Русь?

- А что значит для вас Россия?

А вот, что значит, Россия для одного поэта мы узнаем из стихотворения “Для меня Россия”.

- Вы все приехали из разных мест России, и у каждого из вас своя родная сторонушка, своя малая родина. И только там так красивы леса, просторны луга, извилисты речки. Вглядишься и поймешь, как много потрудились руки и душа человека. Цветут сады, пасутся стада, возделываются земли. Это просторы родного Отечества.

- Вы знаете, что в сказке есть положительные герои. Кто они? (Витязи, богатыри, Иван-царевич, Иван – крестьянский сын)

- Что же они делали такого, что их называют “положительными героями”?

(Защищали землю русскую, народ православный от врагов, охраняли границы государства, т.е. исполняли свой гражданский долг)

- А кто был их врагами?

Кто еще живет в сказках? (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба-Яга, драконы, русалки, водяные, кикиморы и др.)

- Да кто там только не живет! И у каждого из них и у многих других персонажей свои особенности и свой характер, свои приключения и своя роль.

Ох, эти драконы и змеи. Встреча с ними сулит мало хорошего. Ну, что за удовольствие столкнутся с громадным ящером, у которого крылья, как у птицы или летучей мыши, длинный хвост и может не одна, а три, семь или даже девять голов и к тому же еще огнедышащих. Вот с таким змеем нам предстоит сейчас сразиться. Лучший способ избавиться от него – защита.

Работа по карточке “Найди слово”.

- Проверим, какие слова вы нашли. Вот и справились с могучим змеем. Да и то сказать – один вред от него и никакой пользы.

Рыцарь:

- Ну не скажите! Кое на что полезное, например, европейские драконы все же годились. Чтобы навести страх на врагов, рыцари изображали их на оружии, особенно на щитах и стягах.

- Что такое стяг?

(Стяги – это старинные знамена)

- Так драконы и змеи попали на гербы. Да и российский герб таким сказочным существом украшен. Каким?

- Что он означает?

- Ответили верно. Видно, любите свою страну. Ну, мне пора. Может еще, встретимся.

- Ну, что ж! Ты благородный рыцарь прав. Вредные и злобные существа не только вредят, но еще и помогать могут. А как веселятся! Убедитесь сами. (Мультфильм “Летучий корабль”)

- Мультфильм убедил нас, что злодеи не так уж и страшны, они и помогут доброму человеку в трудную минуту.

- А теперь ответьте на вопрос: если у сказки нет автора, то это сказка, какая? (Народная). А если автор есть, то это сказка какая? (Авторская)

- А помните ли вы знаменитого поэта, писателя, сказочника А.С. Пушкина? Он всегда любил сказки. А кто их ему рассказывал? (Няня Арина Родионовна). По вечерам, когда Пушкин слушал сказки, от тихого голоса няни разыгрывалось воображение. Душа уходила в сказку, замирала, не различая, где сказочное, а где житейское. А утром он прибегал к ней и просил послушать, что у него получилось. Какие вы знаете сказки Пушкина?

- Сейчас мы остановимся на одном его произведении. Я буду читать текст, а вы еще раз потренируете сове воображение. Как дикторы телевидения для глухих и слабослышащих людей, изобразите жестами, мимикой содержание текста. А потом мы решим, у кого это получилось лучше.

Читается “У лукоморья дуб зеленый…”

Подводятся итого игры.

- Как вы думаете, почему у нашего занятия такой эпиграф?

- Можно ли к слову сказочному относиться с доверием?

- Может оно только развлекает?

Ее добрые герои всегда побеждают злых. Верность слову оказывается сильнее всякого коварства. А чистое сердце – дороже злата и серебра.

Сказка не случайно часто завершается словами: “Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок”. Получается, что к слову сказки нужно относиться с полным доверием – в нем сберегается житейская мудрость. Слову сказочному не чуждо воображение. Вспомните о ковре-самолете, сапогах скороходах, о жизни в подводном царстве. Когда-то об этом рассказывали только сказки. А в наше время и по небу летаем, и к звездам путь открыли, и мчимся по мостовой быстрее ветра и на дно морское опускаемся. Нам есть, чем гордиться и есть за что любить нашу страну и наш народ. И все это предсказали сказки.

- Вот и закончилось наше занятие. Не вредно и итоги подвести.

- Кто считает, что работал сегодня на занятии отлично, пусть возьмет медальку красного цвета, хорошо – зеленого, не все получалось так, как хотелось бы – желтого.

Все крепится на доску.

- Взгляните на доску. Что у нас получилось?

- Салют.

- Кому?

- Сказочным героям – борцам, патриотам и вам за участие на занятии.

- Наше занятии закончено. Спасибо.