Цель: закрепление знаний по изученным материкам: особенности географического положения, рельефа, климата, внутренних вод и основных черт природы Африки, Австралии, Южной Америки и Антарктиды
Оборудование: физическая карта мира, карты материков.
Ход урока
Для обобщающего повторения южных материков мы будем использовать нетрадиционные формы обучения. Начнем с разминки.
1. Разминка
Учитель задает вопросы по теме и ребята должны на скорость ответить и суметь показать ответ на карте. За каждый правильный ответ ученик получает орден.
- Высочайшая вершина Африки (Килиманджаро)
- Единственная пустыня Южной Америки (Атакама)
- Озеро – крупнейший район нефтедобычи Южной Америки (Маракайбо)
- Самый древний житель растительного мира Африки (Баобаб)
- Наивысшая точка Австралии (г. Косцюшко)
- Самая полноводная река в мире (Амазонка)
- Самое длинное и глубокое озеро Африки (Танганьика)
- Самый высокий водопад в мире (Анхель)
- Единственный действующий вулкан Антарктиды (Эребус)
- Австралийский страус (Эму)
- Наивысшая точка Анд и всего западного полушария (Аконкагуа)
- Горы на крайнем юге Африки (Капские)
- Степи в Южной Америке (Пампа)
- Самая длинная река в мире (Нил)
- Самый широкий пролив в мире, отделяющий Южную Америку и Антарктиду (пр. Дрейка)
- Временные пересыхающие водотоки Австралии (Крики)
- Пролив, отделяющий Африку от Мадагаскара (Мозамбикский)
2. Открытие и исследование материков
Второй этап игры заключается в том, чтобы ребята вспомнили о великих путешественниках, сыгравших важную роль в открытии южных материков. Учитель говорит имя исследователя, а ученики должны ответить: какой материк он изучал и его роль в открытии. Предлагаются следующие имена: А. Гумбольдт, Васко да Гама, Д. Кук, Н. Вавилов, Ф. Беллинсгаузен, И. Лазарев, Р. Амундсен, Д. Ливингстон.
3. «День в природной зоне»
Данный этап игры проводится группой ребят, которые заранее подготовили информацию об одной природной зоне определенного материка. В своем выступлении ученик описывает путешествие по своей природной зоне. При этом он дает характеристику климата, растений и животных, которых он встречает в своем путешествии, но при этом, не упоминая названия материка. Ученики должны по данному описанию определить место пребывания своего друга.
Выступающим были предложены следующие природные зоны южных материков: саванны и редколесья Африки, сельва Южной Америки, пустыня Сахара Африки, скрэб Австралии, Патагония Южной Америки.
4. Игра «пятый лишний»
Игра «Пятый лишний» проводится с целью контроля усвоения программной номенклатуры. Суть этой игры в следующем: учитель зачитывает 5 географических названий, 4 из которых находятся на одном материке, а пятое «лишнее». Ребята должны по возможности быстро определить «лишнее» и обязательно показать его на карте. Также среди 5 названий, например, рек «лишним» может оказаться озеро или среди заливов – пролив. Ребята также должны это заметить. По окончании игры ученики получают ордена.
- Амазонка, Нил, Виктория, Муррей, Конго.
- Килиманджаро, Анды, Атласские, Драконовы, Большой Водораздельный хребет.
- Утконос, коала, кенгуру, анаконда, ехидна.
- Титикака, Эйр, Чад, Дарлинг, Танганьика.
- м. Париньяс, м. Кабу-Бранку, м. Игольный, м. Гальинас.
- Сахара, Намиб, Калахари, Атакама, Ливийская.
- Ориноко, Сан-Франциску, Амазонка, Парана, Нигер
- Аденский, Карпентария, Ла-Плата, Гибралтарский, Большой Австралийский.
- Баобаб, акация, гевея, папоротник, лиана.
- Бразилия, Алжир, Перу, Аргентина, Венесуэла.
5. Цифры в географии
На этом этапе игры ребята устанавливают связь географии с математикой и историей. Учитель предлагает учащимся ряд цифр и ребята должны, определить к какому географическому объекту они относятся.
Затем учитель называет исторические даты. Ученики также должны узнать, к открытию каких материков они относятся.
Связь с математикой:
- 6 960 м. (высота наивысшей точки Анд – г. Аконкагуа)
- 2 228 м. (высота г. Косцюшко, Австралия)
- 17 млн. чел. (численность населения Австралии)
- -89,3 (самая низкая температура на земле, Антарктида)
- 3 812 м. (высота озера Титикака, Южная Америка)
- 6 671 км (длина р. Нил, Африка)
Связь с историей:
- 1820 г. (открытие Антарктиды)
- декабрь 1911 г. (открытие Южного Полюса)
- 1492 г. (открытие Америки)
- 1957-1958 гг. (Международный геофизический год, Антарктида)
6. Путешествие по карте.
В завершении обобщающего повторения ребята работают с картой материков и океанов.
Подсчитывается количество орденов и объявляются победители.