Урок обобщающего повторения по теме "Южные материки"

Разделы: География


Цель: закрепление знаний по изученным материкам: особенности географического положения, рельефа, климата, внутренних вод и основных черт природы Африки, Австралии, Южной Америки и Антарктиды

Оборудование: физическая карта мира, карты материков.

Ход урока

Для обобщающего повторения южных материков мы будем использовать нетрадиционные формы обучения. Начнем с разминки.

1. Разминка

Учитель задает вопросы по теме и ребята должны на скорость ответить и суметь показать ответ на карте. За каждый правильный ответ ученик получает орден.

  1. Высочайшая вершина Африки (Килиманджаро)
  2. Единственная пустыня Южной Америки (Атакама)
  3. Озеро – крупнейший район нефтедобычи Южной Америки (Маракайбо)
  4. Самый древний житель растительного мира Африки (Баобаб)
  5. Наивысшая точка Австралии (г. Косцюшко)
  6. Самая полноводная река в мире (Амазонка)
  7. Самое длинное и глубокое озеро Африки (Танганьика)
  8. Самый высокий водопад в мире (Анхель)
  9. Единственный действующий вулкан Антарктиды (Эребус)
  10. Австралийский страус (Эму)
  11. Наивысшая точка Анд и всего западного полушария (Аконкагуа)
  12. Горы на крайнем юге Африки (Капские)
  13. Степи в Южной Америке (Пампа)
  14. Самая длинная река в мире (Нил)
  15. Самый широкий пролив в мире, отделяющий Южную Америку и Антарктиду (пр. Дрейка)
  16. Временные пересыхающие водотоки Австралии (Крики)
  17. Пролив, отделяющий Африку от Мадагаскара (Мозамбикский)

2. Открытие и исследование материков

Второй этап игры заключается в том, чтобы ребята вспомнили о великих путешественниках, сыгравших важную роль в открытии южных материков. Учитель говорит имя исследователя, а ученики должны ответить: какой материк он изучал и его роль в открытии. Предлагаются следующие имена: А. Гумбольдт, Васко да Гама, Д. Кук, Н. Вавилов, Ф. Беллинсгаузен, И. Лазарев, Р. Амундсен, Д. Ливингстон.

3. «День в природной зоне»

Данный этап игры проводится группой ребят, которые заранее подготовили информацию об одной природной зоне определенного материка. В своем выступлении ученик описывает путешествие по своей природной зоне. При этом он дает характеристику климата, растений и животных, которых он встречает в своем путешествии, но при этом, не упоминая названия материка. Ученики должны по данному описанию определить место пребывания своего друга.

Выступающим были предложены следующие природные зоны южных материков: саванны и редколесья Африки, сельва Южной Америки, пустыня Сахара Африки, скрэб Австралии, Патагония Южной Америки.

4. Игра «пятый лишний»

Игра «Пятый лишний» проводится с целью контроля усвоения программной номенклатуры. Суть этой игры в следующем: учитель зачитывает 5 географических названий, 4 из которых находятся на одном материке, а пятое «лишнее». Ребята должны по возможности быстро определить «лишнее» и обязательно показать его на карте. Также среди 5 названий, например, рек «лишним» может оказаться озеро или среди заливов – пролив. Ребята также должны это заметить. По окончании игры ученики получают ордена.

  1. Амазонка, Нил, Виктория, Муррей, Конго.
  2. Килиманджаро, Анды, Атласские, Драконовы, Большой Водораздельный хребет.
  3. Утконос, коала, кенгуру, анаконда, ехидна.
  4. Титикака, Эйр, Чад, Дарлинг, Танганьика.
  5. м. Париньяс, м. Кабу-Бранку, м. Игольный, м. Гальинас.
  6. Сахара, Намиб, Калахари, Атакама, Ливийская.
  7. Ориноко, Сан-Франциску, Амазонка, Парана, Нигер
  8. Аденский, Карпентария, Ла-Плата, Гибралтарский, Большой Австралийский.
  9. Баобаб, акация, гевея, папоротник, лиана.
  10. Бразилия, Алжир, Перу, Аргентина, Венесуэла.

5. Цифры в географии

На этом этапе игры ребята устанавливают связь географии с математикой и историей. Учитель предлагает учащимся ряд цифр и ребята должны, определить к какому географическому объекту они относятся.

Затем учитель называет исторические даты. Ученики также должны узнать, к открытию каких материков они относятся.

Связь с математикой:

  1. 6 960 м. (высота наивысшей точки Анд – г. Аконкагуа)
  2. 2 228 м. (высота г. Косцюшко, Австралия)
  3. 17 млн. чел. (численность населения Австралии)
  4. -89,3 (самая низкая температура на земле, Антарктида)
  5. 3 812 м. (высота озера Титикака, Южная Америка)
  6. 6 671 км (длина р. Нил, Африка)

Связь с историей:

  1. 1820 г. (открытие Антарктиды)
  2. декабрь 1911 г. (открытие Южного Полюса)
  3. 1492 г. (открытие Америки)
  4. 1957-1958 гг. (Международный геофизический год, Антарктида)

6. Путешествие по карте.

В завершении обобщающего повторения ребята работают с картой материков и океанов.

Подсчитывается количество орденов и объявляются победители.