Цель: создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся через интеграцию способов учебных действий, игру, самоопределение учебной задачи.
Задачи:
- перенос способов учебной деятельности программы “Начальная школа XXI” века в занятия по национальному региональному компоненту;
- познакомить учащихся с культурой, искусством, фольклором, промыслами народов Севера, влившихся в Красноярский край;
- воспитывать уважение к их обычаям и культуре, чувство патриотизма к своей Родине;
- развивать творческие способности учащихся.
Материалы к уроку: карта Красноярского края, карта России, шаблон карты “Англии” в том же масштабе. Картинки животных Севера, карточки – инструкции для работы в группах, бумажные куклы, изделия народных промыслов. Книжки со сказками, бутафории к инсценировке сказок, заготовки печатных пословиц. Иллюстрации для работы в мастерской “Народная мудрость”, видео – фильм – долганский национальный ансамбль “Хэйро”, газеты, картины с видами природы Севера.
Начало урока.
В лесных озёрах лёд не тает:
Сковало сном глаза земли.
А в стылом небе пролетают
И громко плачут журавли.
Их точный путь туда проложен,
Где много света и тепла,
Но мёрзлый край наш им дороже,
Им так разлука тяжела
(Алитет Немтушкин)
I этап
Фронтально.
- О чем стихотворение?
- Куда и откуда летят журавли?
- Что это за мёрзлый край? Что знаете о нём?
- Люди с каким характером населяют этот край, по которому тоскуют даже журавли.
- Да, в этом суровом крае живут сильные, мужественные люди, но у них добрые и горячие сердца. Эти люди никогда не стреляют в журавлей и лебедей, потому что грех большой стрелять в любовь и Родину.
- Эти малые народности влились в Красноярский край.
- А вы бы хотели больше узнать о жизни этих людей?
- Что бы вы хотели узнать?
- Поскольку вы хотите узнать о разном, у нас будут работать несколько мастерских.
Показ презентации “Край под северной звездой” (Приложение 1)
- “Географическая” мастерская.
- Занятия и промыслы.
- Народная мудрость.
- Сказки Севера.
- Национальные игры.
- Музыкальная.
– По материалу на парте определите, в какой мастерской вы будете работать.
II этап
Работа в группах 10-12 мин
(Задания для групп в приложениях к уроку)
III этап
Заслушивание групп
IV этап
Рефлексия
- Кому понравилось работать в “ мастерских?”
- Кто испытывал трудность? В чём?
- Чему научились?
- Кто нашёл на уроке ответы на интересующие его вопросы?
- Какие чувства вы испытываете к этим народностям?
- О чём бы хотели ещё подробнее узнать, поговорить?
Домашнее задание: найти материал на интересующие темы.
Приложения к уроку
1.“Географическая” мастерская
Инструктаж:
- прочитайте текст с пробелами;
- вставьте вместо пробелов слова, числа;
- наклейте на карту заповедника Таймыра картинки животных, находящихся под охраной;
- выполните практическую работу: сколько “Англий” могло бы поместиться на территории Эвенкии и Таймыра?
- информацию прочитайте (перескажите) классу, покажите на карте.
Текст:
1.Эвенкия находится на Крайнем Севере России. (Покажите на карте). Население округа составляет около 20 тысяч человек. И только одна пятая из них коренные жители-эвенки. Это (подсчитайте) ________________человек.
2.Площадь территории Эвенкии и Таймыра равна примерно_____________ “Англиям”
(Выполните практическую работу путём наложения “карты Англии” на территорию Эвенкии и Таймыра).
3.Основное занятие этих народов (подумай и напиши):
_____________________________________________________________________________
Средства передвижения современной Эвенкии “Джипы”, “Вездеходы”, но многие до сих пор пользуются (рассмотри картинки на парте и напиши)________________и ____________
4.Эвенкию называют “северной кладовой”, здесь хранятся несметные богатства полезных ископаемых (напиши основные, используя карту)____________________________________________________________________
Но главное-это ______________________и__________________.
5. Таймыр – самый северный полуостров на Земном шаре. Здесь живут ненцы и долгане. Кроме полезных ископаемых здесь находятся заповедники (покажите на карте). В заповедниках живут овцебыки, краснозобая казарка, сокол сапсан, розовая чайка (наклейте картинки этих животных на контурную карту). Эти животные находятся под охраной и занесены в Красную книгу.
2. Занятия и промыслы
Инструктаж:
- выберите из перечисленных промыслов те, которыми занимаются северные народности, прочитайте или расскажите классу (шитьё одежды из шкуры оленя, вышивание картин крестом, резьба фигурок из костей мамонта, резьба по дереву, изготовление украшений и изделий из рогов оленей);
- прочитайте описание одежды народов Севера. Нарядите бумажных кукол в соответствии с описанием. Сделайте на доске хоровод из кукол. Прочитайте рассказ классу.
Текст.
Одежда женщин и мужчин этих народов называется парка и сакуй.
В одежде нет пуговиц, надевается одежда через голову, украшена бисером, вышивкой, меховой аппликацией. В украшениях используются разные цвета: красные, чёрные, белые, бежевые и т. д. Одежду и обувь раньше шили жильными нитями.
После ответов учитель показывает классу и гостям изделия народных промыслов: кулоны из рогов оленя и шкурок песца, расшитых бисером; фигурки животных, вылепленных детьми на уроках изобразительного искусства из реликтовой глины, привезенной из мерзлотного музея города Игарки, находящегося на глубине 10 метров под землей.
3. Народная мудрость
Инструктаж:
- ваша группа работает в книжном издательстве, вы будете создавать книжку-малышку; определите жанр фольклора народов Севера;
- распределите материал по темам, подберите и наклейте соответствующие картинки в книжку, прочитайте классу;
- какую мудрость несут высказывания? Выберите одно и растолкуйте.
Материал:
Рано уходи на работу, тогда будешь иметь добычу.
Человека тундры распознаешь по его оленям.
Сила народа сильнее ледохода на реке.
В беде – друг подмога. (Ненецкая)
Дружба силу добавляет. (Якутская)
У того, кто не знает лени,
В любую погоду не уйдут олени. (Долганская)
– Почему пословицы названы народной мудростью?
4. Сказки Севера
Инструкция:
– прочитайте ненецкую сказку “Лепёшки”, распределите роли, прочитайте по ролям и инсценируйте сказку классу.
Лепёшки (ненецкая сказка)
Автор: – Жили в тундре мышка, ворон и куропатка. Захотели они раз лепёшек поесть.
Мышка: – Кто пойдёт в лавку за мукой?
Ворон: – Я не пойду.
Куропатка: – Я тоже не пойду.
Мышка: – Ну, если вы не пойдёте, я сама отправлюсь.
Автор: – Пошла мышка в лавку. Принесла муки.
М: – Кто тесто месить будет?
В. – Я не буду.
К. – Я тоже не буду.
М. – Если вы не будете делать, я сама сделаю.
Автор:– Принесла мышка воды. Взяла чашку, налила туда воды и муки насыпала. Посолила немного. Замесила тесто. Положила тесто на доску. Раскатала.
М.– Кто будет лепёшки печь?
В.– Я не буду.
К.-Я тоже не буду.
М.– Если вы не будете печь, я сама испеку.
Автор.– Испекла мышка лепёшки. На стол положила.
М.– Кто будет есть лепёшки?
В.– Я буду.
К.– Я тоже буду.
М.– Нет, вы только смотрели, когда я хлопотала. Теперь я буду есть, а вы ещё посмотрите.
Автор:– Села мышка и сама съела лепёшки.
Тут и сказке конец.
-Чему учит сказка? На какую сказку она похожа? ( на белорусскую сказку “Круть и Верть”) – это говорит о близости народов, живущих в одной стране.
5. Национальные игры
Игра “Хэйро” – значит “Солнце”
Инструкция:
- встаньте в круг;
- возьмитесь за руки, идите по кругу;
- одновременно делайте руками движения вперёд-назад;
- через каждые 2 шага говорите “Хэйро”!
- выберите ведущего-солнце, посадите его на корточки в середину круга;
- разбегайтесь, когда солнце встаёт и выпрямляется (вытягивает руки в стороны)
Правила игры: Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах.
На сигнал “Раз, два, три – в круг скорей беги!”– те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.
– Почему именно в эту игру любят играть дети?
– Какое значение имеет солнце в жизни людей Севера?
6. Музыкальная гостиная
– А сейчас моя мастерская – музыкальная. Вы познакомились с игрой “Хэйро”, а я “пригласила в гости” национальный ансамбль “Хэйро” (показ фрагмента видео – фильма)
– Какие звуки услышали в музыке? Что означают движения танца? Как бы вы назвали танец?