Цель урока: рассмотреть сложности изучения генетики человека и ее влияние на здоровье.
Образовательные задачи урока:
- Сформировать представление о сложности изучения генетики человека.
- Раскрыть особенности методов изучения генетики человека.
- Раскрыть причины наследственных болезней и их лечение.
- Обсудить этические проблемы генетики: генная инженерия; коррекция пола; пересадка органов; клонирование; уродства; генетика и криминалистика.
Воспитательные задачи:
- Сформировать представление о необходимости бережного отношения к здоровью человека.
- Раскрыть возможности рождения здорового потомства.
- Продолжить формирование у учащихся понимания личной ответственности за сохранение своего здоровья и здоровья следующих поколений.
Развивающие задачи:
- Продолжить развитие у учащихся умения подбирать материал, используя литературу и Интернет.
- Продолжить развитие умения работать в минигруппе, вносить свой вклад в ходе обсуждения.
- Продолжить развитие у учащихся навыков создания презентации и защиты своей работы.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация урока.
Тип урока: изучение нового материала.
Подготовительный этап:
За две недели до урока учащиеся, разбившись на группы, выбирают из предложенных тему для подготовки материала. Они подбирают материал и готовят презентацию. Время для выступления 5–7 минут.
Ход урока
I. Организационный момент.
Формулировка темы, цели и задач урока.
Раздача словарей по теме на каждую парту.
II. Вводное слово учителя о причинах сложности изучения генетики человека.
При изучении генетики человека возникают определенные трудности, вызванные:
- невозможностью применения основного генетического метода контрольных скрещиваний;
- редкой сменой поколений;
- малочисленным потомством;
- большим числом хромосом;
- поздним половым созреванием.
III. Выступления учащихся по темам в виде демонстрации презентаций.
Презентации учащихся можно увидеть в форме Приложения.
Методы изучения генетики человека: генеалогический; близнецовый; цитогенетический; биохимический; популяционный. Приложение 1
Наследственные болезни и их причины; лечение наследственных болезней. Приложение 2
Этические проблемы генетики: генная инженерия; коррекция пола; пересадка органов; клонирование; уродства. генетика и криминалистика. Приложение 3
Клонирование. Приложение 4
Генетика и криминалистика. (Устное выступление.)
IV. Обсуждение материала.
V. Подведение итогов. Выводы.
Рекомендуемая литература
- Биологический энциклопедический словарь. М.: “Дрофа” 2001.
- Рувинский А.С. Общая биология. М.: “Просвещение” 1993.
- Беляев Д.Н. Общая биология. М.: “Просвещение” 2001.
- А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Общая биология. 10–11.
- М.: “Дрофа” 2007.
- В.Б.Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. Общая биология. 10–11.
- М.: “Дрофа” 2001.
- И.В. Зверева. Элективный курс “Почему мы не похожи друг на друга?” 9–11 класс “Корифей” Издательско-торговый дом. Волгоград, 2005.
- Почти 200 задач по генетике. – М.: “МИРОС” 1992.