Уровни овладения информационными технологиями

Разделы: Начальная школа


Работая учителем в школе двадцать лет мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей в своем предмете, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания, и учились добывать их сами. Часто нашим урокам не хватает той яркости повествования, чтобы не охладить, а наоборот, разжечь это стремление. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное – продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование. Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям.

Применение новых информационных технологий в школьном образовании обсуждается на страницах всех методических журналов и газет. Внедрение информационных технологий в учебный процесс идет не так интенсивно, как они того заслуживает. Тормозом с одной стороны является нехватка компьютерной техники и ее быстрое моральное старение, а с другой – то, что не всегда учитель оказывается готов использовать в своей работе новейшие информационные технологии. Хочется поделиться собственным опытом как может учитель начальных классов овладеть ИТ и использовать имеющиеся информационные ресурсы школы для включения их в свою учебную деятельность.

В начале такой работы я использовала компьютер в качестве удобной “пишущей машинки с памятью”:

  • готовила с его помощью дидактические материалы, конспекты уроков;
  • создавала списки и картотеки, шаблонные формы;
  • систематизировала документы в домашнем компьютере;
  • готовила отчеты с иллюстрациями, графиками, диаграммами и т.д.

Для этого, конечно, сначала освоила текстовый и графический редакторы Word Point, электронные таблицы Excel, простейший редактор компьютерной верстки Publisher. Что в полной мере было изучено на компьютерных курсах.

Большие возможности открылись передо мной, когда я вышла в Интернет. Хотя возможно выделение и некоего промежуточного этапа – знакомство с тематическими CD-ROMами. Для того чтобы информационные технологии реально стали фактором обеспечения доступности, качества и эффективности образования, они должны быть органически включены в традиционные для школы процессы: уроки и УМК. Ведь зачастую в наших школах традиционный урок при нехватке лабораторного оборудования, наглядных пособий становится “бедным”. На помощь приходят электронные ресурсы: учебники, приложения, энциклопедии. Я столкнулась с новой проблемой: выбор электронного продукта для учащихся начальных классов очень незначителен, особенно для такого нового УМК как “Перспективная начальная школа”. Стремясь увеличить возможности электронного продукта, разработчики плохо знают потребности учителя. Несмотря на низкий пока учебно-методический уровень электронных ресурсов, они способны поразить соскучившегося по качественным наглядным пособиям учителя, в первую очередь богатейшими анимационными возможностями современных технологий. Наша школа оснащена мультимедийными проекторами, и каждый учитель имеет возможность проецировать изображение на экран. Конечно, без программы создания презентаций Power Point не обойтись. Я пошла дальше и научилась обрабатывать изображения с помощью программы Photoshop, освоила работу с периферийным оборудованием (звуковыми колонками, микрофоном, цифровыми видеокамерами и фотоаппаратами) и соответствующими программами, например, Media Player.

После этого я стала использовать анимационные возможности, которые существенно усилили эффективность занятия. На этом уровне я начинаю создание собственных слайдов-презентаций, которые получают применение на уроке, создаю электронную библиотеку учителя.

Постепенно мои знания по освоению и использованию информационных технологий начинают проникать и на урок. И в данном случае не столь важно, каким путем произошло это проникновение. Важно то, что на данном этапе нужно стремиться оптимизировать урок, сделать его более ярким, запоминающимся и выразительным, более грамотно и доступно объяснить материал и, главное, вовлечь каждого ученика в процесс познания, осуществлять индивидуальный подход к обучению. Как же я использовала на уроке имеющиеся ресурсы?

- Использование электронных энциклопедий, приложений освобождает от необходимости собирать и хранить необъятное море бумажных иллюстраций, репродукций и т.п. Одно дело, когда смотришь с “галерки” на прикрепленную к доске маленькую, вырезанную из журнала репродукцию неопределенного цвета и содержания, другое – когда она проецируется на большой экран, увеличенная до размеров настоящей картины. Мало того, ее можно заставить двигаться, ожить.

- Электронные пособия для учащихся начальных классов помогают разнообразить уроки в начальной школе, осуществить индивидуальный подход в обучении детей.

- Многие имеющиеся электронные учебники для учащихся старшего возраста включают тот минимум содержания, который возможно преподнести учащимся начальных классов. Например: на уроках окружающего мира используются “Энциклопедия истории России”, “Начальный курс географии 6 класс”, “География, 7 класс”, “1С: Репетитор Биология” и др.

- Учитель может использовать возможность продемонстрировать с помощью мультимедиапроектора собственную презентацию, разработанную с учетом особенностей своего класса. Использование на уроках мультимедийных презентаций позволяет построить учебный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий. Использование презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.

После освоения ИТ, мне уже вряд ли захочется идти в обратную сторону. Наоборот, возникает проблема систематизации создаваемого материала уже на качественно новом уровне. Применение ИТ повышает познавательный интерес учащихся к предмету, дает возможность углубить знания и выйти за рамки учебника. Все это должно способствовать решению задачи обеспечения целостного развития ребенка и его социализации.

Впоследствии можно говорить о поиске системы. Для меня, как для учителя становится профессионально необходимым научиться совмещать собственный преподавательский почерк с теми техническими возможностями, которые предоставляют мне новые информационные технологии.

Уже в начальных классах возможно привлечение детей к выполнению доступных работ на компьютере. В этой связи можно выделить несколько ситуаций, в которых ученики могут самостоятельно или с помощью взрослых участвовать в освоении информационных ресурсов.

- Во-первых – это различные виды домашних заданий, направленные на поиск определяемой учителем информации по конкретной теме. При этом поиск может проводиться как в свободном режиме, так и по ресурсам, определяемым педагогом. Предъявляемым результатом подобной работы может быть как сообщение по теме, так и подготовка собственных презентаций. Важно напомнить учащимся, что презентация – это не нагромождение текста, а в первую очередь иллюстративный материал, карты, таблицы и схемы. Важным представляется также соответствие анимаций и иллюстраций заявленной теме, а также лаконичность. Выше оценивается работа, где автор использовал поисковые системы или другие способы для нахождения в сети дополнительной информации по теме, кроме заданных ранее ресурсов. Дети обучаются навыкам реферирования.

- Во-вторых, это использование интерактивных форм: переписка по электронной почте со сверстниками или специалистами, общение в специализированных чатах или форумах, анкетирование и иные формы опросов. Результатом здесь также может стать сообщение или доклад, а также систематизированные материалы для проектной работы. Параллельно с перепиской отрабатываются и навыки письменной речи.

- В-третьих, это классическая проектная работа: сравнительное изучение, исследование тех или иных явлений, фактов, событий, статистики, рефератов для выявления тенденций или принятия решений, разработки предложений. Результатом может стать презентация или веб-страничка.

- В-четвертых, это различные виды консультирования и редактирования, осуществляемые учителем по электронной почте, переписка с родителями учащихся, ответы на вопросы в рамках форума на учительской странице и, наконец, сетевые факультативные занятия.

- В-пятых, это участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах.

- В-шестых, это разнообразные игры и турниры, основанные на элементах угадывания и поиска.

Хочется сказать еще об одном. Важно дать понять ребенку, что компьютер – это инструмент для интересной, увлекательной работы, и если научиться что-то делать самому на компьютере, то удовольствие и польза от такого занятия гораздо больше. Ведь в современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы, а внедрение в образовательный процесс информационных технологий создает условия для:

  • индивидуализации и дифференциации обучения;
  • субъективной активности;
  • нахождения способов самореализации;
  • формирования умения самосовершенствования, самообучения, самообразования;
  • самоопределения и самовыражения, становления личностных качеств учеников;
  • мотивации учения;
  • пробуждения в школьнике новых эмоции, влияющих на их мотивационную сферу, приводящих к изменению стереотипов поведения;
  • нивелирования негативного влияния субъективных факторов в обучении;
  • расширения возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся,
  • привития навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;
  • развития познавательные способности учащихся;
  • интегрированного обучения предмету.

Хочется остановиться на использовании ИТ, особенно на применении слайдовой презентации на уроках. В своей практике я работаю по программе Power Point из пакета Microsoft Office. Данный выбор объясняется, прежде всего, распространенностью данного пакета и его унифицированностью. В моей творческой лаборатории есть разработки уроков по различным предметам с использованием мультимедийных презентаций. Мультимедиа – это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука.

Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.

Здесь мы имеем два основных преимущества – качественное и количественное.

Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением.

Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедийная среда много выше по информационной плотности. Действительно, одну страницу текста преподаватель произносит примерно в течение 1-2 минут. За ту же минуту полноэкранное видео приносит больший объем информации. Вот почему “лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать”.

Методика использования мультимедиа технологий предполагает:

  • совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;
  • усиление мотивации учения;
  • улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;
  • повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;
  • демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры

Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

  • усвоить базовые знания по предмету;
  • систематизировать усвоенные знания;
  • сформировать навыки самоконтроля;
  • сформировать мотивацию к учению;
  • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

При использовании на уроке в начальной школе мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся только их временные характеристики.

Структурная компоновка мультимедийной презентации развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.

Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:

Образовательный аспект:  восприятие    учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.

Воспитательный  аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

Мультимедийные технологии могут быть использованы:

  1. Для обозначения темы. Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса;
  2. Как сопровождение объяснения учителя. В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимации, демонстрацию последовательности действий на компьютере для выполнении практической части работы, часто с одновременным дублированием действий учащимися на своих рабочих местах
  3.  Как информационно-обучающее пособие. В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.
  4.  Для контроля знаний. Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке

Можно выделить следующие особенности данной технологии:

  • качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране;
  • с помощью доски и мела затруднительно и нелепо объяснять работу с различными инструментами;
  • во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащихся достаточно хорошо освещено;
  • повышение уровня использования наглядности на уроке;
  • повышение производительности урока;
  • установление межпредметных связей с другими предметами.

Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на  уровне знаний учащихся.

Изменяется отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности, а не как инструмент для игр.

Опыт организации учебного процесса по описанным моделям использования ИТ в начальной школе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Это долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и организационных форм подготовки школьников, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации.

Таким образом, мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, а так же способствуют творческому развитию учащихся. Но подготовка уроков-презентаций, основанных на информационных технологиях, серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика. Подобные презентации – проекты также разрабатывают и мои ученики, на уроках часто применяется защита ученических проектов по теме урока. То есть использование информационных технологий позволяет еще и очень успешно внедрять в образовательный процесс метод проектной деятельности, в котором акцент сделан на самостоятельную, активную, творческую учебную деятельность самих учащихся. В этом случае в основе учебного процесса оказывается сотрудничество и продуктивное общение учителя и ученика.

Библиографический список

  1. Башмаков М. И. Классификация обучающих сред / М. И. Башмаков, С. Н. Поздняков, Н. А. Резник // Школьные технологии. – 2000. – № 3. – С. 135 – 146.
  2. Башмаков М. И. Информационная среда обучения / М. И. Башмаков, С. Н. Поздняков, Н. А. Резник– СПб, 1996. – 167 с.
  3. Концепция модернизации российского образовании на период до 2010 года // Народное образование. – 2002. – № 4. – С. 254 – 269.
  4. Красильникова В. А. Информатизация образования: понятийный аппарат / В. А. Красильникова // Информатика и образование. – 2003. – № 4. – С 21 – 27.
  5. Молокова А. В. Предположения об эффективности новых информационных технологий в образовательной сфере // Философия образования для ХХI века. – 2001. – № 1. – С. 168 – 172.
  6. Молоков Ю. Г. О проекте “ Информатизация школьного образовательного пространства” / Ю. Г. Молоков, А. В. Молокова // Психолого-педагогические аспекты внедрения информационных технологий в образовательный процесс: Сб. науч. тр. / Под ред. И. М. Бобко. – Новосибирск – Новокузнецк: НГПИ, 2001. – С. 11 – 16.
  7. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Народное образование. – 2000. – № 2. – С. 14 – 18.
  8. Панюкова С. В. Концепция реализации личностно ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий / С. В. Панюкова. – М.: Изд-во ИОСО РАО, 1998. – 120 с.
  9. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы / А. В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 55 – 62.
  10. Чиконина Г. В. Информатизация как фактор обогащения образовательной среды сельской школы / Г. В. Чиконина // Информационные технологии в образовании: Сб. научно-методических материалов. – Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2004. – С. 50 – 78.
  11. Чиконина Г. В. Использование компьютерной системы развития способностей в учебном процессе / Г. В. Чиконина // Применение новых технологий в образовании: Материалы XI Международной конференции. – Троицк: Тровант, 2000. – С. 79 – 80.