Цели урока:
- углубление знаний учащихся о правилах личной гигиены; формирование понимания важности заботы о собственном здоровье;
- развитие познавательного интереса, воображения, творческой деятельности учащихся;
- воспитание аккуратности, опрятности, формирование доброжелательных отношений к окружающим, умения понимать себя и других.
Оборудование: учебник, письмо в конверте, мыло, полотенце, ножницы, зубная щетка, расческа, на салфетках предметы личной гигиены - индивидуальные зубные щетки, зеркальца, карточки со словарными словами, книги о здоровье зубов, плакат “Красота улыбки - здоровые зубы”, слепок зубных протезов, индивидуальные карточки - нарисуй улыбку, картинки животных со страниц учебника, картинки здорового и больного зуба, картинки бактерий и микробов, гребешок с ватой между зубцами.
Ход урока
I. Оргмомент.
1. Приветствие учителя:
Придумано кем-то
Просто и мудро при встрече здороваться.
– Доброе утро!
– Доброе утро, солнцу и птицам.
– Доброе утро, улыбчивым лицам!
– Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для моих ребятишек, ведь они пришли учиться, думать, узнавать много нового.
2. Приветствие гостей.
II. Основной этап.
1.Сценка (Выходит девочка, вся измазанная чёрной краской)
Учитель.
Ах, ты, девочка чумазая,
Где ты руки так измазала?
(берёт ладошки девочки)
Чёрные ладошки;
На локтях – дорожки.
Девочка.
Я на солнышке лежала,
Руки кверху держала,
Вот они и загорели.
Учитель.
Ах, ты, девочка чумазая,
Где ты носик так измазала?
(показывает чумазый носик)
Кончик носа чёрный,
Будто закопченный.
Девочка.
Я на солнышке лежала,
Нос кверху держала.
Вот он и загорел.
Учитель.
Ой, ли, так ли?
Так ли дело было?
Отмоем все до капли.
Ну-ка, дайте мыло.
Мы её ототрём. (вытирает мылом и мочалкой девочку)
Девочка. (Громко девочка кричала, как увидела мочалку, царапалась, как кошка)
Не трогайте ладошки!
Они не будут белые:
Они же загорелые.
Учитель. А ладошки-то отмылись. (Оттирали губкой нос, разобиделась до слёз)
Девочка.
Ой, мой бедный носик!
Он мыла не выносит!
Он не будет белый:
Он же загорелый.
Учитель. Ребята, что же было с нашей милой девочкой? Может, не нужно было её мыть, пусть бы ходила грязной?
Ребята. Она была грязная, а потом её отмыли. Нужно ежедневно умываться.
2. Сообщение темы урока: (учитель сообщает тему урока) Давайте поговорим, важно ли, чтобы всегда и везде была чистота, для чего надо мыть руки и чистить зубы? За активную работу вас ждет сюрприз в конце урока.
3. Беседа: - Почему всегда надо быть чистым и опрятным?- Что надо делать, чтобы быть чистым? Как называют человека, который ходит грязный, неопрятный?
В словарик первокласснику: неряха, грязнуля
- Что может случиться, если не мыть руки? (Сообщение учителя)
Учитель. Если вы сядете покушать или ляжете спать с грязными руками, то сами не заметите, как занесете грязь, микробы, бактерии в свой организм. Они скапливаются на коже и под ногтями. Во сне можно не заметить и потереть глаза, рот. А если грязь с кожи рук попадет в глаза, то они могут воспалиться. Такое заболевание называется конъюнктивит. Такое заболевание приводит к потере зрения. Очень часто у ребят болят животы, чаще всего немытые руки этому причина. Болезнь немытых рук – дизентерия.
В словарик первокласснику: бактерии, конъюнктивит, дизентерия.
- А почему надо мыться с мылом?
Учитель. Если человек моется простой водой, то с его тела смывается до 20 миллионов различных бактерий, а если мыться с мылом, то с грязью смывается несколько миллиардов бактерий.
- Как правильно надо мыть руки?
4. Встреча Айболита.
Айболит. - Здравствуйте, друзья, на урок пришел к вам я. Хочу посмотреть и послушать, что вы знаете о здоровье.
Учитель. Объясни, нам Айболит, как правильно мыть руки?
Айболит. Намыленные руки должны скользить, как санки по снежной горке. А чтобы кожа не шелушилась от мыла, надо руки хорошо промывать водой и насухо вытирать.
Айболит. Я принёс вам письмо от Мойдодыра. (достает письмо из конверта и зачитывает)
Письмо детям
Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо.
И прошу вас, мойте чаще ваши руки и лицо!
Всё равно, какой водою: кипячёной, ключевою, из
реки или колодца, или просто дождевой.
Нужно мыться непременно: утром, вечером и днём.
Перед каждою едою, после сна и перед сном.
Тритесь губкой и мочалкой, потерпите – не беда,
И чернила, и варенье смоет мыло и вода.
Мойдодыр.
III. Физминутка
.(Проводит доктор Айболит)
Кран откройся – нос умойся, Мойтесь сразу оба глаза, мойтесь ушки, мойся шейка, шейка мойся хорошенько. Мойся, мойся, умывайся, грязь – смывайся, грязь – смывайся!
Гимнастика для глаз: указательным пальцем водят вверх-вниз, влево-вправо, к себе-от себя.
IV. Подведение итога
:Теперь мы знаем, что обязательно нужно мыть с мылом руки, умываться. А какие чудесные вещи нужны для этого? (учитель загадывает загадки и достает из сундучка волшебные вещи)
Загадки: 1. Гладко и душисто, моет чисто (мыло) - А из чего делают мыло?
Учитель. Мыло изготавливают из жира животных с добавлением ароматических веществ. В наше время каждый аккуратный человек использует приблизительно около 10 кг мыла в год.
2. Два конца, два кольца, посередине гвоздик (ножницы)
Учитель. Мыльная пена, смываемая водой, уносит отмершие кожные клетки, пыль, грязь, микробы, но далеко не все. Часть микробов остается под ногтями. Поэтому необходимо 1 раз в 10 дней обстригать ногти.
3.Хожу, брожу не по лесам, а по усам и волосам, И зубы у меня длинней, чем у волков и медведей. (Расческа)
4.Есть в комнате портрет во всем на вас похожий. Засмейся - и в ответ он засмеется тоже. (Зеркало)
5. На стене висит, болтается, всяк за него хватается. (Полотенце)
6. Костяная спинка, на брюшке щетинка. По частоколу прыгала, всю грязь повыгнала. (Зубная щётка)
Учитель. Беседа:- Отчего эти вещи чудесные? - Как часто ими нужно пользоваться?
- Какими предметами должен пользоваться один человек, один хозяин?
-Какими предметами может пользоваться вся семья?
V. Игра
: “День и ночь”(Ночь - дети кладут головы на руки и закрывают глаза. Учитель убирает среди выложенных предметов зубную щётку. День - ученики поднимают головы и определяют, что изменилось.)
VI. Работа по учебнику.
(С. 106 “Окружающий мир” под редакцией А.А. Плешакова)
1.Работа по рисункам: (выбор нужного рисунка) – Как правильно чистить зубы?
2. Проведение опыта.
Учитель: Проверим на опыте предположения детей. Зубцы расчески изображают наши зубы, а вата – это зубной налет и остатки пищи. (Учитель чистит вдоль и поперек щеткой вату, снизу – вверх вата вычищается.)
3.Практическая работа. (Учащимся выдаются индивидуальные зубные щетки и зеркальца)
Учитель показывает на слепке зубного протеза правила чистки зубов.
Правила чистки зубов:
- Зубы начинают чистить с углов, с боковых зубов. Сначала изнутри вверх-вниз, а потом снаружи;
-Продолжаем чистить по верхушкам зубов. Проводим щеткой по верхушкам круговыми движениями или петельками.
- Заканчиваем чисткой передних зубов круговыми движениями или петельками.
4. Закрепление знаний чтением текста по учебнику.
Учитель: - Сколько раз нужно чистить зубы? В какое время?
5.Чтение учащимися стихотворения “Как у нашей Любы разболелись зубы”
Учитель: – Почему у Любы разболелись зубы?
- А что делать, если всё-таки зубы заболели? (Обратиться к стоматологу)
В словарик первокласснику: стоматолог, кариес.
6.Учитель. Советы Мудрой черепахи и муравьишки Вопросика:
См. <Рисунок 1> <Рисунок 2>
Рисунок 1
Рисунок 2
Учитель. Мы советы вам расскажем: Если наш
совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши! На неправильный совет -
Говорите: нет, нет, нет!
- Так что обязательно,
Будьте вы внимательны!
Постоянно нужно есть,
Для зубов, для ваших,
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу. - Не грызите лист капустный,
Он совсем, совсем не вкусный,
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад. - Зубы вы почистили -
И идёте спать.
Захватили булочку
Сладкую в кровать. - Ох, неловкая Людмила,
На пол щётку уронила.
С пола щётку поднимает,
Чистить зубы продолжает. - Запомните совет полезный,
Нельзя грызть предмет железный.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
7. Объяснение учителя: (показ картинок)
Зубы покрыты эмалью. Она твердая и защищает от повреждений зуб. Если грызть предметы, то можно эмаль разрушить, тогда в зуб попадут микробы, зуб начнет болеть. Образуется кариес.
8. Беседа о молочных зубах.
Учитель: У многих из вас сейчас не хватает зубов. Они выпали. Почему? Мудрая черепаха вас спешит успокоить. (чтение текста учебника на с.107)
Учитель: Много обычаев в разных странах связано с выпадением зубов. В Америке дети кладут на ночь выпавший зуб под подушку для зубной феи, которая может забрать зуб и вместо него положить несколько монеток.
- А как вы поступаете, когда у вас выпал зуб?
9. Почему же ещё надо чистить зубы?
Учитель: Прочитайте плакат и объясните, как вы понимаете эти слова.
“Красота улыбки – здоровые зубы!”
Учитель: Красивой считают улыбку, когда у человека видны здоровые, белые зубы. Домашнее задание: нарисовать на индивидуальных карточках красивую улыбку.
<Рисунок 3>
VII. Итог урока.
Учитель: - Почему надо мыть руки и чистить зубы? Мойдодыр дарит за активную работу всем учащимся зубные щетки и дает наказ.
Ученик:
Да здравствует, мыло душистое и полотенце пушистое,
И зубной порошок, и густой гребешок.
Давайте же мыться, плескаться,
Плавать, нырять, кувыркаться,
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, ручейке, океане,
И в ванне, и в бане, всегда и везде – вечная слава воде!
Литература:
- Чуковский К. У меня зазвонил телефон / К.И. Чуковский. худож. О. Горбушин. – М.: Самовар, 2004. – 125 с., ил.
- Барто А. Уронили мишку на пол… / А.Л. Барто; худож. О. Горбушин. – М.: Самовар, 2003. – 126 с., ил.
- Золотой клубочек: русские народные загадки / Сост. Т.А. Климовой. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1994. – 128 с., ил.
- Тебе, малыш! Книга-подарок. Загадки, стихи, сказки / Коллектив авторов; худож. О. Крупенкова, С. Самсоненко, Б. Проказов, Л. Михайленко, В. Довгяло. – Смоленск: Русич, 2001. – 352 с., ил.
- Фоминцев А. Царевна гигиена и её друзья // Воспитание школьников. – 2003. – № 2. – С.69 – 73.
Иллюстрации:
- Лешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 1 кл. нач. школы / А.А. Плешаков; Худож. В.В. Бастрыкин, С.Г. Бессонов, П.А. Жиличкин и др. – М.: Просвещение, 2004. – 144с., ил. – (Зелёный дом).