Цель урока: познакомить с особенностями материка Австралии.
Задачи:
образовательные – изучить ФГП материка, основные формы рельефа, познакомить с путешественниками;
развивающие – совершенствовать понятие “физико – географическое положение материка”;
воспитательные – воспитывать интерес к предмету, расширять кругозор.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-путешествие.
Оборудование: физическая карта Австралии, учебник, атлас, контурные карты, дополнительный материал по теме, компьютер.
Ход урока
Этап 1: Организационный.
- Сообщение темы, целей и плана урока.
План урока (на доске):
1.Сокровища пятого континента.
2.История открытия.
3.ФГП (практическая работа).
4. Рельеф.
Вступление учителя:
Дорогие ребята! Мы с Вами совершим сегодня путешествие по Австралии. “Терра инкогнито”, как в старину называли Австралию, и сейчас остается для нас землей, полной загадок, сюрпризов и сокровищ. Как ни одно другое место на планете, Австралия поражает своим многообразием. Эта страна прекрасных дорог и бесконечных океанских пляжей, край необъезженных мустангов и коралловых рифов. По количеству видов уникальных растений и животных у Австралии нет соперников. По сути дела, вся страна – это заповедник мирового значения, причем 80% животных – эндемики, так как встречаются, только здесь.
- Демонстрация слайдов.
- Задание: Записать в тетрадях число, тему и план урока.
Этап 2: Изучение новой темы
.1.Сокровища пятого континента.
Учитель: Если в страны Европы туристы едут любоваться старинными дворцами и музеями, то в Австралию всех влечет желание своими глазами увидеть стадо кенгуру или подержать на руках настоящего мишку-коалу, такого меланхоличного, что он больше похож на мягкую игрушку. Весной здесь повсюду расцветает море калл, прямо как наша мать-и-мачеха, а разноцветная герань пышно цветет по всему побережью. Мечты сбываются на Золотом побережье: в Парке экзотических животных рядышком живут собака динго, утконос и страус эму, бегающий быстрее лошади, а белые какаду здесь встречаются так же часто, как у нас голуби. Приехав в Австралию, туристы всегда оказываются перед нелегким выбором, что предпочесть: подводное плавание в водах Большого Барьерного рифа, купание в водопадах в диких джунглях, или поездку в поросшие эвкалиптовыми лесами Голубые горы. Голубыми эти горы названы потому, что под прямыми лучами солнца из листьев миллионов эвкалиптов начинает испаряться эфирное масло, создавая эффект голубого свечения. А ещё эвкалипты в Австралии называют “деревом-насосом”, так как они “выкачивают” много воды из земли. И, конечно же, прекрасный город Сидней, который выстроился вдоль залива линией разноцветных небоскребов. Самое известное здание Сиднея – Опера. Оно напоминает натянутые паруса, застывшие в камне. Мост через залив и оригинальное здание Оперы считаются такими же символами Австралии, как кенгуру и коала.
-Демонстрация слайдов.
2. История открытия.
Учитель: Австралия была открыта европейцами позже других материков. Еще древние ученые предполагали, что к югу от Южного тропика существует земля.
Задание: Внимательно прослушав сообщения учащихся, записать в тетрадях фамилии путешественников.
- Сообщения учащихся о путешественниках.
3. ФГП. Практическая работа.
Учитель: Пользуясь физической картой Австралии и планом в Приложении, определим ФГП материка.
Задание: Выполнить в контурной карте задания №1 .
4. Рельеф.
Учитель: Рельеф Австралии сравнительно прост. В процессе развития материк испытывал поднятия, опускания и разломы. На профиле Австралия похожа на “блюдце”: западная и восточная части приподняты. На востоке расположены горы Большой Водораздельный хребет и самая высокая точка г.Косцюшко. На западе горы переходят в Центральную низменность. Австралия богата всеми основными полезными ископаемыми.
Задание: Выполнить в контурной карте задание №2.
Этап 3: Закрепление материала.
Учитель: Ребята, мы познакомились с Австралией – самым маленьким, самым южным, самым удаленным, самым сухим, самым малонаселенным материком земного шара. Узнали о сокровищах пятого континента.
Задание: Выполнить итоговый тест по вариантам (Приложение 1).
Этап 4: Обобщение изученного материала, задание на дом:
Учитель: Ребята, сегодня мы познакомились ещё с одним материком – Австралией. Древность большей части материка – один из ведущих факторов, который определяет своеобразие его природы, но это тема другого урока.
Выставление оценок.
Домашнее задание: §35, выполнить задание №3 и №4 в контурной карте.