Урок литературного чтения в 4-м классе по теме "А.О. Ишимова «Славяне»"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить с произведением А.О. Ишимовой «Славяне»;
  • учить вдумчивому чтению, внимательному отношению к авторскому слову;
  • дать представление через исторические тексты о жизни наших предков;
  • учить размышлять над прочитанным, обобщать и делать выводы;
  • обогащать жизненные представления воспитывать чувство патриотизма, уважения к прошлому.

Ход урока

I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности

- Посмотрите, друг на друга и улыбнитесь. Я рада, что у вас хорошее настроение, и вы готовы продолжить путешествие в мир литературы.
- С произведением какого автора мы познакомились на прошлом уроке? (Владимир Иванович Даль.)
- Что вы о нём узнали? (Учёный, прекрасный знаток русского языка, фольклора, собирал сказки, песенки, поговорки, записывал и обрабатывал их для детского чтения; составил «Словарь живого русского языка». Псевдоним – казак Луганский.)

II. Актуализация знаний и мотивация

- Какова любимая пословица В.Даля? (Передний – заднему мост.)
- Откройте тетради з.III 4
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Всякий человек своим трудом помогает двигаться вперёд тем, кто идёт следом.)
- Эта пословица может по праву являться эпиграфом нашего урока.
- А что такое эпиграф? Кто знает?
- Где мы можем узнать значение слова? (Толковый словарь.)
- Кто составил «Словарь живого русского языка»? (В.Даль)
- Найдём значение этого слова. (Эпиграф – это изречение (или цитата), предпосланное произведению (или его части, главе) и сосредоточивающее мысль на его идее.)

III. Постановка учебной задачи

- Прочитайте ещё раз эпиграф урока.
- А вы хотите узнать, кому перекинули литературный мостик А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, В.И.Даль?
- Может кто-то может ответить на этот вопрос?
- В письме к этому автору А.С.Пушкин писал: «Сегодня я нечаянно открыл Вашу «Историю в рассказах» и поневоле зачитался. Вот так надо писать».
- Тема: О.А. Ишимова, что мы о ней знаем?

(Любимая детская писательница, талантливый переводчик, человек очень добрый и душевный. Современники очень высоко ценили её произведения, потому что они воспитывали благородство и любовь к Отечеству, побуждали всё лучшее, что заложено в человеке от рождения. О.А.Ишимова написала для детей 15 книг, издавала первые в России специальные журналы для девочек «Звёздочка» и «Лучи». Особенно нравилась детям книга Ишимовой «История России в рассказах для детей», которая издавалась с 1837 по 1840 гг.)

(Рассматривание обложки.)

- О чём может рассказать название книги?
- Кого мы называем предками? (Люди, от которых мы произошли.)
- Кто наши предки?
- Тема: Славяне, что вы знаете о них?
- А вы хотели бы узнать ещё больше о наших предках?
- На какие вопросы вы бы хотели получить ответы? (Кто? Когда? Где? Какие? Чем?)
- Просто ли ответить?
- Где мы можем найти ответы? (Летописи, берестяные грамоты, былины, книги, исторические музеи.)

IV. «Открытие» детьми нового знания

1. Работа с фрагментом летописи «Повести временных лет» и картой

- Итак, наше путешествие в прошлое продолжается. Колесо истории вращается сегодня в обратную сторону и переносит нас почти на полторы тысячи лет назад.

 «Се повести временных лет, откуду есть пошла русская земля, что в Киеве нача первее княжить и откуду русская земля стала есть».

- Откуда эта цитата? (Летопись «Повесть временных лет».)
- Что такое летопись?
- Кто написал «Повесть временных лет»

а) Обратимся к летописи

- Прочитайте отрывок про себя, подчеркните названия племён восточных славян.

б) Выборочное чтение

- Какие племена осели по Днепру? (Поляне, древляне.)
- Кто такие дреговичи? Где селились? (Дреговичи.)
- Где жили полочане? (Река Полота.)
- Как называлось племя, которое осело около озера Ильмень? (Словении.)
- Какое племя осело на берегах реки Десна? (Северяне.)
- С чем связаны названия племён? (Место поселения, занятия людей особенности быта.)
- Итак, заселение славян началось в VI веке. Где селились славянские племена? Посмотрите на карту и сделайте вывод. (Реки, леса, болота.)
- Почему именно на этих территориях остановились славяне, а не пошли в другие места? (Места водные, охотничьи, медовые, луга – корм скоту.)
- Значит, чем занимались наши предки? (Охота, рыболовство, земледелие, скотоводство, бортничество.)
- На все вопросы ответили?
- Где можно найти ответы?

2. Работа с текстом во время чтения

- Откройте учебник страница 166. Прочитайте название.
- До 862 года – какой это век? (IX век.)
- Христианского исчисления? От какой исторической даты идёт летоисчисление нашей эры?
- Славяне. Почему так назвали наших предков? Ваши предположения.
- Найдите ответ в тексте.

а) Самостоятельное чтение текста учащимися

- Интересно ли было читать о славянах? Найдите ответ на ваш вопрос.
- У историков есть ещё версия происхождения названия Славяне.

1. От слова Словуч (древнего названия Днепра) и означает «люди, живущие у воды».
2. Другие связывают с существительным «слово», т.е. люди, говорящие ясно и понятно.
3. От слова «слава» и означает «славный», «жвалимый».

- А вам какая версия нравится больше?

б) Комментированное чтение текста, чтение по абзацам

1 абзац

- Как обращается к читателям автор? (Диалог.)
- Что она думает о детях-читателях?

2 абзац

- На чём строится следующая часть текста? (Сравнение прошлого и настоящего.)
- Зачем писательница прибегает к такому приёму?
- Продолжает ли она вести диалог с читателями? Где?
- Какими предстают перед нами наши предки? Прочитайте. (Красивые, гордые, честные, храбрые, добрые, непримиримые.)

3 абзац

- Какими качествами своих предков особенно гордится писательница? (Честные, всегда исполняли обещанное, храбрые.)

- Сохранились ли, по-вашему, эти качества у потомков славян, у нас с вами?
- Что мы узнали о религии славян?

4 абзац

- Почему славяне, по утверждению А.О. Ишимовой, «любили войну»?
- О чём жалеет автор?

5-6 абзацы

- Что мешало славянам побеждать своих неприятелей?
- Как привлекает автор внимание читателей к этому вопросу?

7-8 абзацы

- Кто такие варяги?
- Почему они жили счастливо?
- Что привлекало в этом народе стариков-славян?

3. Словарная работа. Работа в парах. Составление «словаря эпохи»

- Для чего автор использует эти слова в тексте? (Картинка «дымные избушки».)

V. Самостоятельная работа с самопроверкой

Составление рассказа о наших предках-славянах по опорным словам.

- Какими же вы представляете наших предков? Помогут составить рассказ о предках- славянах ключевые слова.

 

На доске:

Кто?
Когда?
Где?
Какие?
Чем?

Слава
VI век
реки, леса, болота, дымные избушки
красивые, гордые, честные, добрые, храбрые, непримиримые
земледелие, рыболовство, охота, скотоводство, собирательство, бортничество

(опорные схемы)

VI. Включение в систему знаний и повторение

Работа с текстом после чтения

- Зачем А.О. Ишимова пересказала летописи, труды историков детям, ведь их можно было прочитать в оригинале?
- Почувствовали ли вы любовь и уважение автора к своему народу, к своей земле?
- В чём это выражается?
- Построила ли А.О. Ишимова литературный мостик для идущих следом?

VII. Рефлексия деятельности

- Приготовьтесь к концу урока. Вспомните тему. Что нового вы узнали?
- Важны ли эти знания для каждого из вас?
- Как вы работали на уроке? Оцените в цвете.