Урок географии в 9-м классе по теме "Роль рек в формировании городов"

Разделы: География


Тип урока: Урок-диалог

Цели и задачи урока:

  • формировать представление учащихся о роли рек на размещение и развитие городов
  • отрабатывать у учащихся навыки работы с картой
  • продолжить работу над умением записывать информацию путем составления таблиц, схем

Оборудование:

  • физическая карта мира и Российской Федерации,
  • географический Атлас 8-9 классов, раздаточный материал, карандаши, линейка.

Оформление доски: тема урока, цели и задачи, план урока, политическая, физические карты России и мира

Ход урока

I. Вводная часть урока

Приветствие. Объявление темы урока.

Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке, исходя из его темы?

Ученики: Будем говорить о реках и о городах.

Учитель: Мы с вами на этом уроке должны выявить закономерности влияния рек на размещение городов. А так же постараться сделать еще один шаг вперед на пути понимания карты.

II. Основная часть урока

Учитель: Скажите, наш областной центр, г. Самара, на какой реке находится?

Ученики: Волга

Учитель: А наш районный центр, с. Кошки?

Ученики: На реке Кодурча, притоке реки Сок, а река Сок впадает в Волгу.

Учитель: Город Самара в несколько раз крупнее села Кошки, хотя оба они лежат на берегах рек.

Ученики: А река Волга тоже намного крупнее Кондурчи, да и к тому же Волга судоходная, в отличие от Кондурчи.

Учитель: В любом ли месте реки может образоваться город? Посмотрите по карте на реку Волгу. Есть ли по ее берегам пустые места? Есть и много.

Почему в одном месте возникает город, а в другом нет? В чем причина? Мы с вами сегодня попробуем найти ответы на эти вопросы.

Тысячелетиями река пробивала себе путь на местности – это территория работы реки. Здесь нет крутых подъемов и спусков, которые затруднительны при движении. Поэтому обозы шли раньше по этой долинной части реки.

Кто знает, как раньше проходила дорога Кошки – Самара? Старая дорога проходила ниже современной, ближе к Кондурче. Дорога называлась столбовой, старики до сих пор так ее и называют.

Я думаю, что вы видели кадры кинохроники военных лет. Показывают как солдаты – артиллеристы тащат в подъем с помощью лошадей орудия. А спускаться вниз еще тяжелее. Пушки своей массой ускоряют ход вниз. Нужно удержать и орудия, и лошадей. Солдаты не зря говорили, что спуск в два раза труднее, чем подъем.

Строители – железнодорожники специально выбирают долину рек для строительства железнодорожной линии – дорога практически проходит по горизонтали.

Река, проходя через лес, создает просеку- канал проходимости. Дорога через лес всегда идет вдоль реки. Так как эта территория из-за быстрого стока воды высыхает в первую очередь.

В засушливой местности прибрежная территория – наиболее влажное место, подходящее для сельского хозяйства.

Учитель: Скажите, вдоль какой реки в пустынной части Африки сложилось древнее земледелие?

Ученики: Нил.

Учитель: Правильно это река Нил кормилица и поилица египтян.

В горной местности река, разрушая горные породы, создает путь в непроходимых горах.

А теперь мы с вами переходим к работе с карточками. Внимательно посмотрите на схемы, они пока ничего не говорят. На какую букву похожа первая группа конфигураций? Хорошо, назовем ее “Y”- игрек-образная конфигурация. Представьте место впадения одной реки в другую. Похоже на эту букву? А теперь найдем место впадения реки Ока в Волгу. Какой город там сложился?

Задание 1. Учащиеся нашли г. Нижний Новгород. А теперь на схеме отмечаем Оку , Волгу и г. Нижний Новгород. Этот город возник в 1221 году, его заложил Юрий Долгорукий

Сейчас послушаем сообщение о г. Нижний Новгород. Заранее была дана схема, по которой нужно было сделать сообщение :

  1. Географическое положение на Русской равнине.
  2. Климатический пояс и его особенности( температуры средние январские и июльские, максимальная летняя и минимальная зимняя, годовое количество осадков)/
  3. Природная зона.
  4. Почвы.
  5. Ведущие отрасли промышленности.

Давайте посмотрим на карту: по рекам Волга и Ока в разные направления идут суда с грузами. Город поэтому здесь возник и разросся. Появляются ремесла, мастерские, лавки, купцы. Город притягивает к себе все больше предприимчивых людей. И Нижний Новгород перехватывает товары и грузы, которые идут по Волге и Оке. Учащиеся на схемах стрелками показывают направления грузопотоков.

Задание 2. Ну а теперь по Волге отправимся вниз по течению. Нужно найти еще один крупный город при впадении другого притока.

Конечно же, это г. Казань, столица республики Татарстан и приток Волги, река Кама. Какая конфигурация из схемы подходит? Давайте отметим на схеме реки Волга и Кама, а также на берегу Волги г. Казань.

Прослушаем информацию о г. Казани (по такой же схеме на 2 мин.) Затем на карточках отмечают грузопотоки.

Задание 3. Сейчас вы сами должны будете найти город с “Y” образной конфигурацией, на одном из притоков р. Волги. После недолгого поиска дети предлагают г. Уфа на р. Белая. Кто-то из учеников заметил, что город возник на месте слияния рек Дема и Уфа в реку Белая. После сообщения об особенностях географического положения и климата города дети заполняют карточки-схемы по примеру вышеприведенной работы.

Учитель: Давайте дальше двигаться, дети. Только дороги, построенные людьми, могут пересекаться и образовывать перекрестки. Реки так пересекаться не могут, не позволяет рельеф. Но в некоторых случаях рельеф очень близко подводит их друг к другу. И люди используют этот путь наибольшего сближения для дальнейшего проникновения. Нам нужно перейти сейчас ко второй группе схем. На какую букву она похожа? Да, это напоминает “ИКС” икс-образная конфигурация. Это две речные системы близко подошли друг к другу , но затем рельеф местности их снова развел .

Задание 4. Найдите, пожалуйста, на карте с какой крупной рекой сближается Волга и какой город там возник. Поискав, дети решили, что в районе города Волгограда наиболее близко к Волге подходит р. Дон.

А раньше как город назывался? Сталинград. А еще ранее- Царицын .

Учитель: Из-за того, что город занимает такое стратегическое положение, здесь и шли кровопролитные сражения в Великую Отечественную войну. Из Каспийского моря по Волге шли баржи, груженные нефтью, на нефтеперерабатывающие заводы. А это и керосин для самолетов , бензин для машин , солярка для танков . В случае взятия немцами Сталинграда , наша армия бы встала без горючего. Поэтому наши солдаты здесь стояли насмерть, героически защищая город и Волгу.

Информация о городе Волгограде. Затем дети отмечают на схеме основные направления грузопотоков в районе г. Волгограда и реки Волгу и Дон.

Учитель: При открытии Сибири русские путешественники использовали сближение двух рек для дальнейшего проникновения в глубинные районы и их освоения. Поэтому в экспедиции обязательно были плотники, умеющие строить легкие, но грузоподъемные кочи. Так возникла крепость Киренск при наибольшем сближении рек Нижняя Тунгуска и Лена. Сейчас город Киренск. Крепость служила защитой от противника для первопроходцев, здесь можно было отдохнуть и восстановить силы.

Задание 5. К примеру столица нашей родины г. Москва. Какие крупные реки сблизились к этому месту? Найдите по карте.

В результате поиска ученики выделяют реки Волга и Ока. Они делают изгибы, направляясь друг к другу, способствуя формированию г. Москвы. Теперь самостоятельно оформите схему.

Не забудьте выделить, откуда и как направляются потоки грузов.

III. Заключительная часть урока

Урок подходит к концу, дети. Мы с вами рассмотрели сегодня два типа конфигурации рек, которые действительно влияют на размещение городов. Я надеюсь, что в ходе урока вы поняли, что города возникают не на пустом месте. Одним из главных факторов формирования городов являются реки. Думаю, при изучении города вы теперь будете иначе смотреть на карту. Всего вам доброго, удачи!