Урок литературного краеведения по теме "Ненецкая сказка «Как ворон лису перехитрил»"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • продолжить знакомство учащихся с особенностями быта ненецкого народа;
  • познакомить с ненецкой сказкой;
  • развивать правильное, выразительное чтение;
  • развивать умение рассуждать, давать полные ответы на вопросы;
  • воспитывать любовь к родной земле, уважение и интерес к творчеству ненецкого народа;

Ход урока

I. Организационный момент

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

II. Вступительная беседа

  • Какими природными богатствами богата Ямальская земля?
  • А какие коренные народы населяют ЯНАО? (Ханты, манси, ненцы.)
  • Что вы знаете о традиционных занятиях коренных народов?

(Занимаются рыболовством, оленеводством, охотой, собирают ягоды и грибы.)

– Посмотрите, как оказывается, тесно связана жизнь коренных народов с природой. К животным и растениям местные жители относятся как к сознательным, способным понимать человека существам.

III. Постановка целей к уроку

– Сегодня, мы с вами продолжим путешествие по нашей замечательной книге “Ямальский калейдоскоп”. И продолжим знакомство со сказками северных народов.

– Какие цели мы поставим перед собой?

  • Познакомиться со сказкой
  • Учиться выразительно её читать
  • Найти ответ на вопрос: “Чему учит сказка?”

– Мы с вами уже познакомились с двумя сказками. Вспомните, как они называются? (“Как медведь хвост потерял?”, “ Глупый лось”.)

– Что общего у этих сказок? (Сказки о животных, написаны ненецким народом.)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение урока

– Да, каких только нет птиц и зверей в тундре и тайге! Поэтому на Севере особенно много сказок о животных. Ну, конечно, в сказках это уже совсем не те лисы и медведи, на которых охотятся. В сказках они становятся особыми, похожими на людей существами. Они, как люди, живут в чумах, ездят верхом на оленях по тайге, переправляются через реки на лодках. Чего только не случается в сказках!

Интересно, узнать с какой сказкой мы познакомимся? (Учебник, с. 52.)

VI. Знакомство с ненецкой сказкой

– Прочитайте название сказки. Можно ли сказать о ком эта сказка?

– А по названию сказки можно спрогнозировать о чём она будет?

– Кто является её автором? (Ненецкий народ.)

VII. Речевая разминка

  1. Чтение скороговорки - медленно, быстро, но правильно проговаривая слова:

"ПРОВОРОНИЛА ВОРОНА ВОРОНЁНКА".

– Прочитайте скороговорку с вопросительной, восклицательной интонацией.

  1. Словарная работа.

ВЕК – 100 лет.
ВРАЗУМИЛ - убедил, объяснил ясно и понятно.
ДЕРЗКО – ответил смело, грубо.
ЗАНОСЧИВОСТЬ – очень гордый, высокомерный человек.
УПРЯМСТВО – никому не уступают, не поддаются уговорам.
НАДОУМИЛ – указал выход из положения, научил.

  • Чтение сказки – читает учитель.

– Понравилась вам сказка?

– Какой момент сказки показался самым интересным?

– Как же ворон перехитрил лису?

  • Повторное чтение сказки учениками по частям.

– Кого встретили в этом отрывке, о ком не упоминается в названии? (Синичку.)

– Какой оказалась синичка? (Глупой, трусливой.)

– Что удивило ворона?

– Что ворон посоветовал синичке? Какой он? (Старый, мудрый.)

– Почему лиса вернулась? Что можно о ней сказать? (Голодная, жадная, хитрая.)

– Как решила лиса ворону отомстить?

– Чем заканчивается сказка? (Ум и мудрость побеждают жадность и глупость.)

VIII. Инсценировка сказки

  • Подготовка к инсценировке сказки.

Работа над характеристикой героев - выборочное чтение, заполнение таблицы.

СИНИЧКА ЛИСА ВОРОН
глупая
трусливая
злая
глупая
хитрая
жадная
заботливый
умный
мудрый

– Мы разобрались, какими качествами обладают герои сказки.

– Давайте, попробуем инсценировать отрывок из сказки с. 53 со слов “Ну, ворон, погоди!..”

– А на что нам ещё стоит обратить внимание? (Интонация, мимика, жесты.)

– Какие действующие лица нам потребуются?

Лиса – Л
Ворон – В
Автор – А

  • Работа в группах.
  • Инсценировка сказки у доски (маски животных)

– Молодцы, понравилось быть актёрами?

IХ. Итог урока

  • Чему научила вас сказка?
  • Жалко ли вам лису?
  • Что хотел показать ненецкий народ этой сказкой?
  • Так уж сказка хитро устроена, что слушаешь эти забавные истории о животных, а понимаешь – что это про людей. Сказка нам говорит, что гордятся людьми умными, мудрыми и добрыми.

Х. Домашнее задание

  • Подготовить чтение по ролям всей сказки;
  • нарисовать иллюстрацию к этой сказке;
  • сочинить сказку о животных.