Цели:
- продолжить знакомство учащихся с особенностями быта ненецкого народа;
- познакомить с ненецкой сказкой;
- развивать правильное, выразительное чтение;
- развивать умение рассуждать, давать полные ответы на вопросы;
- воспитывать любовь к родной земле, уважение и интерес к творчеству ненецкого народа;
Ход урока
I. Организационный момент
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
II. Вступительная беседа
(Занимаются рыболовством, оленеводством, охотой, собирают ягоды и грибы.)
– Посмотрите, как оказывается, тесно связана жизнь коренных народов с природой. К животным и растениям местные жители относятся как к сознательным, способным понимать человека существам.
III. Постановка целей к уроку
– Сегодня, мы с вами продолжим путешествие по нашей замечательной книге “Ямальский калейдоскоп”. И продолжим знакомство со сказками северных народов.
– Какие цели мы поставим перед собой?
- Познакомиться со сказкой
- Учиться выразительно её читать
- Найти ответ на вопрос: “Чему учит сказка?”
– Мы с вами уже познакомились с двумя сказками. Вспомните, как они называются? (“Как медведь хвост потерял?”, “ Глупый лось”.)
– Что общего у этих сказок? (Сказки о животных, написаны ненецким народом.)
IV. Физкультминутка
V. Продолжение урока
– Да, каких только нет птиц и зверей в тундре и тайге! Поэтому на Севере особенно много сказок о животных. Ну, конечно, в сказках это уже совсем не те лисы и медведи, на которых охотятся. В сказках они становятся особыми, похожими на людей существами. Они, как люди, живут в чумах, ездят верхом на оленях по тайге, переправляются через реки на лодках. Чего только не случается в сказках!
Интересно, узнать с какой сказкой мы познакомимся? (Учебник, с. 52.)
VI. Знакомство с ненецкой сказкой
– Прочитайте название сказки. Можно ли сказать о ком эта сказка?
– А по названию сказки можно спрогнозировать о чём она будет?
– Кто является её автором? (Ненецкий народ.)
VII. Речевая разминка
- Чтение скороговорки - медленно, быстро, но правильно проговаривая слова:
"ПРОВОРОНИЛА ВОРОНА ВОРОНЁНКА".
– Прочитайте скороговорку с вопросительной, восклицательной интонацией.
- Словарная работа.
ВЕК – 100 лет.
ВРАЗУМИЛ - убедил, объяснил ясно и понятно.
ДЕРЗКО – ответил смело, грубо.
ЗАНОСЧИВОСТЬ – очень гордый, высокомерный человек.
УПРЯМСТВО – никому не уступают, не поддаются уговорам.
НАДОУМИЛ – указал выход из положения, научил.
- Чтение сказки – читает учитель.
– Понравилась вам сказка?
– Какой момент сказки показался самым интересным?
– Как же ворон перехитрил лису?
- Повторное чтение сказки учениками по частям.
– Кого встретили в этом отрывке, о ком не упоминается в названии? (Синичку.)
– Какой оказалась синичка? (Глупой, трусливой.)
– Что удивило ворона?
– Что ворон посоветовал синичке? Какой он? (Старый, мудрый.)
– Почему лиса вернулась? Что можно о ней сказать? (Голодная, жадная, хитрая.)
– Как решила лиса ворону отомстить?
– Чем заканчивается сказка? (Ум и мудрость побеждают жадность и глупость.)
VIII. Инсценировка сказки
- Подготовка к инсценировке сказки.
Работа над характеристикой героев - выборочное чтение, заполнение таблицы.
СИНИЧКА | ЛИСА | ВОРОН |
глупая трусливая злая глупая |
хитрая жадная заботливый |
умный мудрый |
– Мы разобрались, какими качествами обладают герои сказки.
– Давайте, попробуем инсценировать отрывок из сказки с. 53 со слов “Ну, ворон, погоди!..”
– А на что нам ещё стоит обратить внимание? (Интонация, мимика, жесты.)
– Какие действующие лица нам потребуются?
Лиса – Л
Ворон – В
Автор – А
- Работа в группах.
- Инсценировка сказки у доски (маски животных)
– Молодцы, понравилось быть актёрами?
IХ. Итог урока
Х. Домашнее задание
- Подготовить чтение по ролям всей сказки;
- нарисовать иллюстрацию к этой сказке;
- сочинить сказку о животных.