Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

Разделы: Работа с дошкольниками


Тема: «Семья».

Программное содержание:

  • расширить знания детей по теме «Семья»;
  • закрепить понятие о родственных отношениях в семье;
  • помочь ребенку осознать себя, свою причастность к близким, родным людям;
  • воспитывать уважение к старшим.

Демонстрационный материал: иллюстрации членов семьи (бабушка, дедушка, мама, папа, старший брат, младшая сестра), дом, угощенье, семейные фотографии.

Ход занятия

- У нас сегодня праздничное угощенье. Кто же его приготовил? Как вы думаете? (Дети делятся своими мыслями).

- Действительно, вы правы, в каждой семье готовятся угощенье. И сегодня мы поговорим о наших близких. Хотите?

- Открою вам секрет. Вот это угощенье приготовила бабушка (поставить картинку).

- Поблагодарим бабушку за угощенье, расскажем стихотворение.

Хором:

Очень бабушку свою,
Маму мамину люблю;
У нее морщинок много
И на лбу седая прядь.
Так и хочется потрогать,
А потом поцеловать.

- Бабушка уважаемый член семьи. Мы любим свою бабушку, помогаем ей. Вижу, вам очень хочется рассказать о своей бабушке. (Выслушать рассказы 2-3 детей.)

- Очень хорошо, когда в семье есть бабушка. Я знаю, в семье есть человек, которого уважает все, и дети, и мама с папой. О ком я говорю? (Ответы детей.)

- Верно. Это дедушка (поставить картинку). Именно о дедушке сложил народ  пословицы и поговорки. «На земле выше всех гора, а в семье - дедушка». А какие пословицы знаете вы?

- «Ребенок думает об игре, дедушка думает о ребенке».
- «Сила в семье – папа, мудрость в семье - дедушка».

- Ангелина о своем дедушке может рассказать стихотворение.

У меня есть дедушка,
Дедушка родной.
На груди у дедушки
Орден боевой.
На работу дедушка
Ходит на завод.
В нашем доме дедушку
Знает весь народ.

- У Ангелины дедушка ходит на завод, а у Ромы дедушка – шофер, у Димы – преподает в институте. Вот видите, у вас у всех дедушки уважаемые люди, они все работают. Но игры с вами доставляют дедушке большое удовольствие. Сегодня вечером можно будет поиграть в мяч.

Физминутка.

Мячик новый есть у нас,
Мы играем целый час,
Я бросаю – ты поймай,
А уронишь – поднимай!

- Для бабушки и дедушки вы внуки и внучки, а для кого вы сыновья и дочки? (Ответы детей, поставить картинки «папа», «мама».)

- Предлагаю подойти к фотографии своей мамы или папы, и сказать им ласковые слова. (Дети подходят, берут в руки фотографию и говорят все, что хотят.)

- Итак, в этой семье есть дедушка, бабушка, мама, папа. А еще здесь живут старший брат и младшая сестра. Как у всех в семье, у них есть свои обязанности. И об этом мы поговорим.

Выслушать ответы детей на следующие вопросы:

  • У кого есть старший брат?
  • Что старший брат делает?
  • Как он помогает папе?
  • Ваше отношение со старшим братом?
  • Кто хочет рассказать о младшей сестре?
  • Что она умеет делать?
  • Как ты помогаешь своей сестре?

- Вот видите, старшие всегда помогают не только маме с папой, но младшим, заботятся о них, учат их, играют с ними. И поэтому младшие должны уважать старших, и тоже заботиться о них.

- А я предлагаю вам поиграть в игру «Кто в домике живет?» (Воспитатель показывает в открытое окошко домика картинки, а дети узнают, кто это.)

- Хорошо когда семья большая и дружная. И мы в детском саду живем большой и дружной семьей. Об этом поговорим на следующем занятии.