Интегрированное занятие по развитию речи и элементарных математических представлений старшего дошкольного возраста "Путешествие на остров сказочной математики"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели занятия:

  • Развивать артикуляционный аппарат, диалогическую речь, логическое мышление и фантазию детей, выразительно воспроизводить диалоги персонажей.
  • Закрепить умение высказывать свою мысль, слушать других, естественно вести себя в различных ситуациях.
  • Развивать умение решать задачи, разгадывать кроссворды и ребусы, понимать пословицы математического содержания; активизировать мыслительную и познавательную деятельность детей.
  • Формировать умения объединять над - и подсистемные связи (ТРИЗ).
  • Закрепить представление детей о последовательности дней недели; знания о геометрических фигурах.
  • Воспитывать инициативу и самостоятельность.

Развивающая среда:

  1. Игрушки по сказке ,,Колобок".
  2. Тексты задач, пословиц.
  3. Заготовка кроссворда.
  4. Ребусы.
  5. Игра "Колумбово яйцо". (геометрические фигуры)
  6. Верёвочка.
  7. Костюм Сказочницы.
  8. Жетоны, подарки для детей.

Место проведения: музыкальный зал.

Содержание работы

Воспитатель в костюме Сказочницы.

- Здравствуйте, дети! Вы узнали меня?

- Правильно, я Сказочница

- Ребятки, вы любите сказки?

- Какие сказки вы знаете?

(дети называют знакомые сказки)

- Молодцы!

Сказочница:

- Дети, сегодня мы с вами окажемся на острове сказочной математики.

- А на чём мы с вами отправимся путешествовать, вы узнаете, если правильно отгадаете загадку.

Загадка:

Я большой, я красивый,
Я бегу - и вьется грива,
Длинный шёлковый хвосток
И копытами - цок, цок. (конь)

-Правильно, на лошадке. Тогда в путь. Вас ждут интересные задания и встречи.

Упражнение ,,Лошадка".

Давайте запряжём лошадку, возьмем уздечку и поскачем.

(дети становятся друг за другом, произносят звукосочетания цокота копыт, двигаются к сказочному острову, где оформлен уголок)

Когда лошадка бежит, её копыта цокают. Давайте научим свой язычок красиво цокать.

Сказочница:

- Ребята, а вы можете произнести скороговорку:

,,От топота копыт,
пыль по полу летит."

(сначала в медленном, затем в быстром темпе)

Сказочница:

- Вот, наконец, остров сказочной математики и первая встреча.

(дети подходят к столу, где находятся персонажи сказки - игрушки)

- Ребята, из какой сказки эти герои!

- Правильно, это сказка ,,Колобок".

- А кто напомнит начало сказки?

Ребёнок:

- Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик: ,,Испеки мне, старуха, Колобок".

Старуха наскребла муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно студить. Колобок полежал, полежал, взял да и покатился. Катится Колобок по дороге, навстречу ему заяц.

(дети двигаются за колобком, см. рис.1 в приложении)

Первая встреча. (см. рис.2 в приложении)

Заяц:

- Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок:

- Не ешь меня, Заяц, а лучше поучись вместе с нами проводить математическую разминку.

Сказочница:

Математическая разминка.

- У стула 4 ножки, сколько ножек у 2х стульев?

- У семи братьев по одной сестре, сколько всего детей?

- Сколько рогов у 2х коров?

- Сколько концов у одной палки, а у двух?

- Ты да я, да мы с тобой. Сколько всего?

- Сколько хвостов у 2х,3х,4х ослов?

Сказочница:

Тризовская игра. ,,Отгадай, что это?"

В ней есть условие и вопрос, состоит из слов и цифр. Живёт в учебнике, что это может быть?

Дети: Задача.

Сказочница: А теперь попробуйте сами составить задачу.

Вторая встреча. (см. рис.3 в приложении)

Катится, Колобок, а навстречу ему Волк.

Волк:

- Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок:

- Не ешь меня, а лучше давай вместе решать трудные задачки.

Сказочница:

- Слушайте внимательно.

Задачки в стихотворной форме.

У Коли и Марины
Четыре мандарина,
Из них у брата три,
А сколько у сестры?

На блюдце у Андрюши
Четыре желтых груши.
Есть мальчик захотел,
Одну из груш он съел.
Теперь считайте груши
На блюдце у Андрюши.

Четыре спелых груши
На веточке качались.
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось?

Сказочница:

- Волк, помоги нам с ребятами разгадать кроссворд.

Сказочница:

1.

С детства я знакомый твой,
Каждый угол здесь прямой.
Все четыре стороны одинаковой длины.
Вам представиться я рад.
А зовут меня : (квадрат)

2.

Моя загадка коротка:
Три стороны и три угла.
Кто я? (треугольник)

3.

Я, сознаюсь, виновата: я хитра и плутовата.
Я в курятник вечерком часто бегаю тайком. (лиса)

4. Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (волк)

5. Кто испёк колобок? (бабка)

6. Геометрическая фигура вытянутая, нет сторон и углов. (овал)

7.

Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо. (круг)

(дети разгадывают кроссворд, угадывают ключевое слово - Колобок)

Третья встреча. (см. рис.4 в приложении)

Катится Колобок, а навстречу ему Медведь.

 

Медведь:

- Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок:

- Не ешь меня, Медведь, а лучше давай разгадывать ребусы.

(Сказочница показывает ребусы)

Ребусы.

(дети разгадывают ребусы с объяснениями)

Сказочница:

- А сейчас послушайте пословицы и скажите, что они подразумевают?

Пословицы ,,математического содержания".

1. ,,За двумя зайцами погонишься, - ни одного не поймаешь".

Заслушать варианты ответов детей.

Обобщить ответы. Помочь прийти к выводу, что так говорится о человеке, который одновременно берётся сразу за несколько дел, поэтому у него ничего не получается.

2. ,,Старый друг лучше новых двух".

Заслушать варианты ответов детей.

Обобщить ответы. Помочь прийти к выводу, что так говорят, чтобы подчеркнуть ценность настоящей дружбы.

3. ,,Ум хорошо, а два лучше".

Заслушать варианты ответов детей.

Обобщить ответы. Помочь прийти к выводу, что так говорится, когда несколько человек ищут ответ на трудный вопрос, это лучше, чем один.

Медведь:

,,Какие вы умные!" - хвалит Медведь детей и отпускает Колобка.

Четвёртая встреча.

Катится Колобок, а навстречу ему Лиса. Увидев Колобка, она хитро и ласково пропевает:

Лиса:

На сметане мешён,
На окошке стужён.
Круглый бок, румяный бок
Пришёл в гости Колобок.

Колобок:

- Да, я пришёл, но не один, а с друзьями.

- Лисичка, послушай, какие они молодцы и как хорошо знают математику.

Лиса:

- А сейчас отгадайте загадку. Посмотрю, правда ли вы такие сообразительные.

Загадка.

Братьев этих ровно семь,
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом,
Попрощается последний,
Появляется передний. (дни недели)

Сказочница:

- Какие дни недели вы знаете?

- Назовите пять дней, не называя чисел и названий дней.

(позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

- Какие геометрические фигуры вы знаете?

Лиса:

- А сейчас я вам дам такое задание, с которым вы точно не справитесь.

Игра ,,Колумбово яйцо"

Дети рассматривают элементы игры, составляют силуэты птиц, животных, человека, выбирая для этого необходимые детали.

- Да, я убедилась, что вы очень умные и смышленые и хотела бы стать вашим другом.

Сказочница:

- Дети, возьмитесь за верёвочку двумя руками, образуйте круг и произнесите слова.

Встаньте, дети,
Встаньте в круг,
Встаньте в круг,
Встаньте в круг,
Ты мой друг,
И я твой друг,
Старый верный друг.

Дети превращают из верёвочки круг, треугольник, четырёхугольник.

Сказочница:

- А сейчас мы с вами споём песню ,,Дважды два - четыре".

- На протяжении нашего путешествия мы подружились с нашими героями. Стали умными, смекалистыми, сообразительными. Но нам пришла пора прощаться. До свидания, наш сказочный остров математики. А вот и наша лошадка.

(дети становятся друг за другом, произносят звукосочетания цокота копыт и уходят из музыкального зала)

Список использованной литературы.

  1. Волина В.В. Праздник числа. М., 1997г.
  2. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия Воронеж 2005г.
  3. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Формирование математических представлений., М2005г.
  4. Андрианова Т.Н., Гуткович И.Я., Самойлова О.Н. Учимся системно думать.Ульяновск 2001г.
  5. Агранович З.Е. Сборник Домашних заданий. Санкт-Петербург "Детство-Пресс"2003г.